О массовых увольнениях пожарных

Начал было писать комментарий к этому посту https://pikabu.ru/story/obvinyaemyiy_po_delu_o_chp_v_quotzim..., точнее, к некоторым комментариям, но получилась простыня, поэтому решил заодно запилить первый пост.

Ситуация в пожарной охране России под эгидой МЧС на удивление очень хорошо показана в программе "Бесогон" Михалкова. Как прослуживший в пожарной охране более 20-ти лет подтверждаю каждое слово, повторяться смысла нет. Ситуация в Кемерово, как с пожаром, так и с массовыми увольнениями пожарных - прямое тому подтверждение.

Сейчас будет небольшой ликбез, но без этого никак (((.

В 2008 году был принят Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, в статусе Федерального закона. В нем (ст. 5), в частности, определено, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Итак, в каждом здании должны быть три системы, обеспечивающие его пожарную безопасность.

Система предотвращения пожара - это (своими словами) мероприятия, направленные на то, чтобы пожар не возник, то есть, применение соответствующих строительных материалов, подбор электрооборудования соответствующей степени защиты, ограничение пожарной (горючей) нагрузки в здании, устройство молниезащиты и т. п.

От умышленных поджогов, долбоебов (которые "неосторожное обращение с огнем") и других случайностей, в результате которых пожар все-таки возникнуть может, эта система защитить не в состоянии, поэтому в действие вступает вторая система - система противопожарной защиты. Это деление здания на пожарные отсеки противопожарными стенами, перекрытиями и перегородками, когда пожар, возникший в одной части здания не переходит на другую его часть (на старых зданиях еще можно увидеть так называемые брандмауэры - стены, возвышающиеся над кровлей, предназначенные как раз для этих целей), наружный пожарный водопровод с гидрантами, подъезды к зданию для пожарной техники, внутренний противопожарный водопровод, системы автоматического пожаротушения, сигнализации, оповещения, дымоудаления, аварийное освещение и соответствующее объемно-планировочное исполнение путей эвакуации, достаточное количество выходов и многие другие мероприятия, обеспечивающие, прежде всего, безопасную эвакуацию людей из здания в условиях уже возникшего пожара и минимизацию его последствий.

Эти две системы рождаются на этапе проектирования и строительства здания. Отвечают за создание этих систем проектировщик, строитель и собственно, заказчик здания. Именно эти люди несут полную ответственность за то, чтобы здание к моменту сдачи его в эксплуатацию, имело эти системы, а не "МЧС, которое за взятки подписывает все, что попало", просто потому, что к этапу проектирования и строительства здания пожарный надзор с 2007 года никакого отношения не имеет. Так получилось. Это был первый этап программы: "Хватит кошмарить бизнес". 

Ну и третья система - комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Если вкратце - это мероприятия, направленные на поддержание в процессе эксплуатации здания исправности и работоспособности двух первых систем, эксплуатация здания в соответствии с проектом, плюс обучение и инструктаж персонала (несработавшая сигнализация и оповещение в Кемерово, плюс беспомощность персонала при организации эвакуации – это оттуда). Создание на эксплуатируемом объекте такой системы - это обязанность и полная ответственность прежде всего того, кто это здание эксплуатирует. А вот контроль за этой системой должен осуществлять уже пожарный инспектор. Но есть нюанс (с).

После окончания строительства здание нужно ввести в эксплуатацию. Собирается комиссия из уважаемых людей, среди которых, опять-таки отсутствует представитель пожарного надзора, и подписывается акт ввода здания в эксплуатацию. Согласно Технического регламента (ст. 144), данный документ является одной из форм подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То есть, согласно закона, инспектор пожарного надзора не имеет права в течении определенного периода появиться на этом объекте, так как принятый в эксплуатацию объект уже соответствует всем требованиям и повода для проверки просто нет. В зависимости от назначения здания, пожарный инспектор, фактически, не имеет права проводить плановую проверку сданных в эксплуатацию зданий начиная от 3 и до 10 лет. Риск-ориентированный подход, слышали? Это второй этап программы "Хватит кошмарить бизнес". Потому что бизнес у нас добросовестный и кошмарить его - нехорошо. За нарушения, связанные с организацией проведения проверок бизнеса различными контролирующими органами, кстати, дяденька прокурор может очень сильно надавать по попе. Что за это время может произойти на объекте - одному богу известно.

И знаете, я, как специалист в этой области, очень даже не против такого подхода. Пусть до появления на объекте в установленные законом сроки инспектора полную ответственность за него несет собственник. И те, кто этот объект проектировал, строил и принимал в эксплуатацию. И после появления - тоже. Собственно, что и предусмотрено законом. Для инспектора же лучше: леди с дилижанса - пони легче, как говорят англичане. Ведь задача инспектора - не формирование системы обеспечения пожарной безопасности объекта, а контроль ее наличия и дееспособности.

Но владельцы ТЦ в Кемерово обошлись даже без этих глупостей. Тупо открылись и работали безо всяких разрешений и вводов в эксплуатацию. И никто в городе об этом не подозревал, да. Оно само. То есть, все построено на принципе безусловной добросовестности бизнеса. Как только с этим возникает проблема - все задуманное добрыми законодателями моментально рушится.

Система обеспечения пожарной безопасности здания направлена, прежде всего, на то, чтобы люди в случае возникновения пожара покинули горящее здание максимально быстро, еще до прибытия подразделений пожарной охраны. Если пожарным приходится заниматься спасанием людей из горящего здания – это означает, что все три составляющие этой системы не сработали.  В результате несработки первой - пожар, собственно, возник, не сработали вторая и третья - люди не успели вовремя или не смогли эвакуироваться и (или) погибли. Иными словами - какие-то нехорошие люди нарушили закон, что и привело к гибели людей. Какие именно люди - см. выше. Ответите на вопросы, почему эти системы не сработали и были ли они вообще предусмотрены на данном объекте - найдете виновника. Или виновников. И вряд ли это пожарный Генин с двумя бойцами и запасом воздуха на 30 минут работы, отработавший в здании 8(!!!) часов, меняя баллоны.  Генин в данном случае, скорее врач-реаниматолог, которому просто не удалось спасти пациента из-за критических, несовместимых с жизнью травм. Тем более, что он даже не являлся руководителем тушения пожара.

Теперь попробуйте представить себя сначала на месте пожарных, которые, с риском для жизни, разгребая чужое, в общем-то, говно, рискуют отныне оказаться за решеткой.

А затем, на месте инспектора, которого  вначале ставят перед фактом существования такого вот, прикрывшегося справками, "объекта малого бизнеса", потом, на совершенно законных основаниях, не дают его проверить (дяденька прокурор Кемерово не даст соврать, скорее всего именно это и спасло пока, во всяком случае, девчонку-инспектора), а в итоге, виноват во всем все равно инспектор. Он же пожарный инспектор? А у нас же пожар произошел? Ну фсё, преступление раскрыто!

Представили? Согласны работать в такой системе при таких условиях?

Почему раньше работали и не вякали? Читайте выше. Задумано-то было прекрасно.

Я, кстати, в 2006 году добился каким-то чудом в суде приостановки точно такого же торгового центра в моем городе, наспех переделанного из фабрики без всяких проектов, разрешений и прочих глупостей, на 90 суток. Тогда еще инспектор обладал кое-какими полномочиями. Знаете, сколько простоял объект? 0 суток. В суде кассационной инстанции, который состоялся чуть ли не на следующий день (!) приостановка была заменена на штраф 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Максимальный, правда, на то время. И нарушения им пришлось исправить впоследствии, уж больно большой шум в городе стоял. А в отношении меня была проведена прокурорская проверка))). И больше в моем городе, вплоть до пожара в "Хромой лошади" ни один объект не был приостановлен за нарушения требований ПБ. Зато потоооом...А уж после "Зимней вишни" в моем городе приостановили с десяток ТЦ.

И откуда что взялось, правда?

Так что поверьте, я очень хорошо знаю, о чем говорю.


Пост создан в защиту сотрудников, работающих на "земле", не ради рейтинга.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
324
Автор поста оценил этот комментарий

Серьезный подход. Данный пост многое объясняет и проливает свет на недоступные, казалось-бы, простому обывателю события и следствия этих событий.

Спасибо, автор.

раскрыть ветку (60)
203
Автор поста оценил этот комментарий
Благодарю
раскрыть ветку (54)
34
Автор поста оценил этот комментарий

А у меня вот такой вопрос, вижу вы специалист в этом вопросе, а я нет. Полностью уверен, что работа регламентирована ведомственными приказами. Я правильно себе представляю работу инспектора, если он ответственно подходит к своим обязанностям, даже в таких условиях?
1. У каждого инспектора есть свой участок.
2. В пожарной охране имеются списки и информация по всем легальным ТЦ.

3. На территории инспектора появился ТЦ, который в легальных не фигурирует.
4. Инспектор приходит на объект как частное лицо (с проверкой нельзя), видит нарушения.

5. Пишет рапорт руководству, что на его территории работает ТЦ, не указанный в списках легальных, готовит запрос в администрацию города за подписью начальника.

6. Пожарная охрана получает ответ, что ТЦ принят без пожарных или вовсе не принят в эксплуатацию, информирует прокуратуру о нарушении закона.

Если бы так действовала пожарная охрана, к ним бы было меньше вопросов, я думаю. Специально написал по пунктам, чтобы вы могли мне так же по пунктам возразить.

раскрыть ветку (11)
60
Автор поста оценил этот комментарий
До п 4 включительно так оно и есть. Хотя, формально, информация в отдел к инспектору должна поступить извне, но при желании все это можно организовать. А вот начиная с п. 5 могут возникнуть (и как правило возникают) определенные сложности, в связи с тем, что, как правило, такие объекты без ведома сильных мира сего вряд ли просуществуют долго. Иными словами, все все знают, все все понимают, проблемы никому не нужны... Дальше объяснять?)))
раскрыть ветку (10)
32
Автор поста оценил этот комментарий

Добавлю цитату:

"Следователи допросили прокурора Кемерово; по его словам, сотрудники прокуратуры не внесли эти компании в план проверок, так как «руководствовались разъяснениями вышестоящего руководства».

РБК: https://www.rbc.ru/society/18/04/2018/5ad748d69a7947f7ce9b18..."

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за ссылку.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не за что. К пожарам близок ещё со времён службы в погранвойсках.  Заставы, которые застал, строились в 50-60-х годах, так что горели как порох. Помню, ещё на учебной заставе рассказывали недавний в отряде случай: горела застава, солдаты кинулись в оружейку спасать автоматы. Огня было не много, а дыма - много. Одели противогазы. Не вышли. До сих пор помню, что в оружейках с тех пор отдельно хранились гопкалитовые патроны к противогазам (от СО). Хотя какой там шанс ими воспользоваться ...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда с прошедшим праздником!
10
Автор поста оценил этот комментарий
Хотя, например, в моем городе за самостроем довольно жестко следит администрация города. И сносят без жалости, через суд, конечно.
раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Собственно, это их полномочия.
5
Автор поста оценил этот комментарий
А если самострой заплатит мзду, которую с него потребуют, то он обзаведётся всеми необходимыми разрешениями и перестанет быть самостроем
6
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да. Хотелось бы.
Я не один год работал инспектором, правда не пожарным. Поэтому и уточнял. Так вот, никогда у обычного инспектора вопросов не возникало. Обнаружил - написал. А далее, хоть трава не расти, бумажка имеется.Если не обнаружил и не написал - ты виноват. А там, кто на себя из вышестоящих ответственность возьмет. Чаще никто, все уходит в прокуратуру. Начальники повыше боятся начальникам пониже распоряжения давать, потому что начальники пониже все запишут и настучат куда следует.
Короче, все начинается с инспектора. Причем, если он не написал или не заметил - виноват в первую очередь. А если так работа организована, что инспектор не заметил ТЦ, то виноват и начальник. Скажете опять наказывать надо начальника, а инспектора нет? Надо всех, с низу до верху. И инспектора, которому проблемы не нужны. Пришел работать - работай, решай проблемы. Не хочешь - отвечай по полной или работай в другом месте.
И кстати, федеральные органы местным не подчиняются, так что скажите, кто в этой цепочке сильные мира сего, с которыми связываться страшно?

8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да и инспектор не обязан в личное время, ходить и выискивать здания и сооружения с нарушениями ПТБ.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Могут легко подвести под покушение на взятку.

24
Автор поста оценил этот комментарий
Вот если хоть одного посадят, остальным пожарным неплохо бы забастовку учинить. Хотя в наших реалиях это врятли сработает.
раскрыть ветку (1)
47
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Нельзя им забастовку учинять, законодательно, так что лучше массовое увольнение (лучше для пожарных, для нас, простых обывателей, хуже)

4
Автор поста оценил этот комментарий
Редко читаю стену текста. Но не а этот раз. Как-то печально стало после прочтения. Почему этот димонский анекдот "не кошмарьте бизнес" не работает только в нашей стране? Чем наша страна хуже любой европейской или азиатской?
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за отзыв
1
Автор поста оценил этот комментарий

Страна хорошая. А вот в верхах почему-то такие сволочи, такие сволочи ...

14
Автор поста оценил этот комментарий
Поддерживаю предыдущего оратора. Спасибо большое за материал!
раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Вам спасибо, что прочли.
1
Автор поста оценил этот комментарий

личное мое мнение, что прокурорские - если не самая, то одна из самых мягко говоря конъюнктурных организаций; если что меня можете поправить, начиная от покупки должности по ценам сравнимой с судейскими в некоторых местах до альтернативной одаренности и ничем не обоснованных понтов массы сотрудников; знающих и преданных закону людей сложно встретить

ещё комментарии
9
Автор поста оценил этот комментарий
Надо в топ поднимать
раскрыть ветку (4)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, а пост про тот самый выпуск Бесогона о проблемах в МЧС был заминусован, логика.

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Михалков больно мудацкий спикер. Репутация так сказать.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Думаю, поднимется. Главное, чтобы пост целей своих достиг.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Смысл?
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку