О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная)
Привет! Я наконец взял волю в кулак и написал эту статью, приятного чтения.
Черт, давно пора! (с).
Для скульптора нет лучшего способа запечатлеть для истории все пробелы в своих навыках и знаниях, чем начать отливать свои работы! (с) Один умный человек.
Привет! Меня зовут Денис и я занимаюсь лепкой миниатюрных фигурок. В жизни почти каждого скульптора по миниатюре рано или поздно встает вопрос о тиражировании своих работ. Слепить один раз, а потом бесконечно снимать копии с единственной фигурки — звучит куда лучше, чем постоянно лепить заново, так что большинство скульпторов в тайне лелеет мечту о превращении своего творчества в полноценное «гаражное» производство. Сегодня хочу вкратце, насколько это получится, рассказать вам о том, что у меня из этого получилось (или не получилось). Чтобы читать было интересно не только будущим литейщикам я постараюсь не перегружать текст всевозможными терминами и таблицами. Сухую теорию вполне можно нагуглить на тематических форумах, а моя статья имеет скорее развлекательно-познавательный характер, но, возможно, поможет начинающим избежать некоторых ошибок. Дабы не делать ее слишком большой, статья будет разделена на несколько частей, с описанием каждого этапа. Давайте начнем! :)
Этап первый. Мастер-модель.
Первым делом нам понадобится фигурка, иначе с чего же мы будем снимать копии? :) Для своего первого опыта выбрал относительно простого в лепке персонажа. Тут следует сделать отступление и сказать что самый ответственный момент в тиражировании своих работ — это нащупать тот уровень собственного навыка, при котором можно начинать. Я знаю нескольких скульпторов, кто не потратил достаточно времени на обучение лепке и сразу начал лить, итогом такой спешки может стать разочарование в себе и своем творчестве. У меня ушло более двух лет, прежде чем я решился слепить под литье относительно простого персонажа. Так что в этом деле лучше не спешить.
Симпатяга, правда? :) Несмотря на кажущуюся сложность, слепить его куда проще, чем человека.
Начинаю лепить, как и всегда, с головы на палочке. Голова — это, пожалуй, главное в фигурке, то, на что мы всегда обращаем внимание, так что если и нужно выложиться по полной — то именно на этом этапе. Упреждая самый частый вопрос — леплю из полимерной глины SuperSculpeyFirm.
Уже на этом этапе я сделал небольшие насечки по бокам, туда будут вставляться плавники.
Прикидываем туловище. Тут появляются первые сложности. Все кто хотя бы поверхностно знаком с лепкой или рисованием, знают что в идеальной фигуре человека определенное количество размеров его головы, так что мы всегда можем прикинуть линейку и проверить свою работу. В то же время, с персонажами, которые не являются людьми, проверить намного сложнее, приходится больше ориентироваться на глазомер, чтобы правильно соотнести друг с другом большие формы, такие как голова и тело.
Обратите внимание что уже на этом этапе я сделал некоторые детали съемными.
Частично запеченная работа (глина запекается в духовке для отверждения). Литье фигурки происходит методом формовки в силикон, с последующей заливкой жидкого пластика. Так что если работа у нас сложная, формовать ее приходится по частям, ведь иначе не получится вынуть ее из формы после заливки. Поэтому сразу вношу в работу задел для будущего расчленения на детали. Я очень хотел сделать швы максимально невидимыми, но с таким персонажем это сделать сложнее. С фигурой человека их можно прикрыть складками одежды или доспехами, но не в нашем случае. :)
Отверстия пришлось переделывать, высверливая дремелем.
Уже вырисовываются финальные очертания нашей фигурки. Накинул массу глины туда, где будет рыба. Можете обратить внимание на то, что местам пластика неравномерного цвета, ведь зачастую приходилось снимать немного уже запеченной глины ножичком и долепливать. Есть несколько подходов к членению фигуры:
1)Слепить целиком и резать после запекания — удобно в плане лепки, но вот расчленять бывает удобно не всегда. Нужно делать ровные срезы, высверливать каркас и подгонять детали после расчленения, делать замки. Основная сложность именно в высверливании проволоки, что может потребовать немалых усилий, но они окупают себя тем, чтобы мы не испортим саму фигурку.
2) Делать работу разборной сразу. Удобно, но есть большой риск потерять «целостность» фигуры, такие работы даже в собранном виде зрительно разваливаются на части. Кроме того нельзя править позу на ходу. Как показал будущий опыт — этот способ наименее удобен, но именно им я воспользовался для своей первой работы. :)
3) Комбинировать. Тут все просто — доводим работу до определенного этапа, расчленяем, собираем детали обратно и детализируем дальше. Способ кажется наиболее удобным, но мне нравится иметь возможность вносить большие правки, например в позу, даже на последних этапах лепки.
Как же намучился с ним, когда детали отказывались держаться вместе. :D
А вот и готовый персонаж! Не все получилось сразу сделать съемными, впереди еще много работы. Фигурку нужно полностью расчленить, сделать пазы и подогнать детали друг к другу, дабы сборка не вызывала проблем, тем не менее, основная работа по лепке выполнена, далее нас ждем само литьё.
Честно говоря, у меня не осталось фотографий самой мастер-модели, поэтому на снимке выше собранная и загрунтованная отливка. Впрочем, она дает представление о том, как выглядит наш скульпт.
Настоящая резня. :D Позже я объединю некоторые детали, например голову и торс - немного перестарался. Все детали загрунтованы, отшлифованы и готовы окунуться в силикон, но это уже совсем другая история. :)
На этом первую часть можно закончить, в следующий раз я расскажу об оборудовании и материалах, которые потребуются нам для литья, а после мы приступим непосредственно к формовке и заливке пластика.
Всем большое спасибо за внимание, до новых встреч! :)
Жду про литье.