О флотских словечках: лопатить палубу, шейное очко и др.

О флотских словечках: лопатить палубу, шейное очко и др. Флот, Моряки, История, Интересное, Длиннопост

Я уверен, инструмент "скальпель" все знают. А о флотском инструменте "интрепель" приходилось слыхать? Тоже предназначался для работы с человеческим мясом, обычно во время абордажа. Это кадр из "Пиратов Карибского моря" и тот самый интрепель - вид топорика с загнутым клювом на обухе. Очень удобный в тесной свалке, даже латы против него вряд ли устоят, клювом удобно цепляться за деревянные части корабля.
Интрепель упоминается в Уставе военного флота Петра I как матросское оружие, а во флотских архивах за 1850-51 год есть папка с делом "О запрещении употреблять интрепеля на судах флота не по назначению и предохранении их от порчи". Целых 7 листов! Но сам текст мне прочесть не удалось. Мослы они из флотских щей ими дробили, что ли? На что ещё возможно его употребить на корабле?
А лопаты для мытья палубы применять можно?
Была такая команда во время приборок: "Палубу скатить и пролопатить!" Куда скатить и как пролопатить? Давайте посмотрим.
Скатить - означает обмыть струёй воды из шланга. А весь процесс книга "Морская практика" издания 1939 года описывает так, в моём изложении: сначала деревянную палубу скатывают водой, потом приборщики трут её щётками, потом палуба снова скатывается водой, чтобы согнать отмытую щётками грязь. А потом начинают палубу лопатить, т.е. сгонять деревянными лопатами оставшуюся воду. Вот так:

О флотских словечках: лопатить палубу, шейное очко и др. Флот, Моряки, История, Интересное, Длиннопост

Автор снимка: Евгений Халдей, крейсер "Красный Кавказ"


Лопаты не простые, а обшитые понизу резиной. Кто-нибудь может вспомнить, что палубы ещё драили песком. Это так, во время больших приборок применялся песок и деревянные торцы. Драить надо было только вдоль досок, чтобы не оставлять поперечных царапин. Потом всё скатывалось и лопатилось : )
О шейном очке и бантах.
Умрёте, не догадаетесь о чём речь.

О флотских словечках: лопатить палубу, шейное очко и др. Флот, Моряки, История, Интересное, Длиннопост

А речь о погрузке лошадей на судно :) 1, 3 и 5 — банты; 6 — шейное очко. Интереснейшие вещи я узнал и с вами поделюсь. Оказывается, необходимо иметь в виду, что почти все лошади, оказавшись в воздухе, ослабляют мускулы ног и при опускании на палубу или в бот не становятся на ноги, а подгибают их под себя, пока все тело (брюхо) не коснется твердой платформы. В этот момент, почувствовав твердую почву, лошадь вскакивает на ноги и часто, запутываясь в концах стропа, начинает биться.
Во избежание этого необходимо, как только согнутые ноги лошади дойдут до палубы или дна бота, застопорить лебедку и слегка качнуть лошадь, чтобы она почувствовала ногами твердую почву. Лошадь сейчас же выпрямляет ноги и становится крепко на них, без всякого беспокойства давая снять с себя строп.
Век живи, век учись! А как вам такая фраза из этой инструкции: "...если лошадей грузили прямо в воду, в этом случае просто снимали одно очко стропа с гака шкентеля стрелы, другое очко оставляли на гаке, давали ход лебедке, и строп сам выскальзывал из-под брюха лошади." Думаю, не каждый сухопутный человек сможет перевести выделенный текст :)
Я думаю, на этом мы не остановимся, а продолжим извлекать из сумрака времени эти почти забытые знания...
Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...

8
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно. Я, как сухопутный человек, помню только из Устава внутренней службы - "Запрещается мыть полы "палубным" способом". Ну и почти всегда этим способом и мыли полы в казарме.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что матросы специально годами уродовали язык (language), лишь бы не изъясняться как сухопутные крысы, сто буев мне в рот и якорь в задницу.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Капитан дальнего хождения отплыл в последний рейс.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Больше всего в этой истории меня волнует где цифра 4 на последнем рисунке.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас вместо "лопатить"  есть такое увлекательное занятие как "каблучить". На средную палубу кубрика (которая ни чем не покрывается ни краской ни лаком) выливается мыльная вода, далее металлическими щетками по волокнам растирается мыльная вода. И наконец самое интересное, это вода с грязью "каблучится" с помощью каблука, скребка или даже стекла. После этого палуба становится почти белоснежной. Обычно проводилось такое раз в неделю.