Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

О блоггерстве, упрощении сложного, клубах "Black AI", Илоне Маске и лишних людях.  

До недавних пор я просто недолюбливал блоггеров - по банальной причине, что нахожу их доходы совершенно неоправданными. Однако не так давно я задумался над тем, что феномен блоггерства на самом деле очень сильно вредит нашему обществу.

Если вкратце, то популярность блогов ведет к двум явлениям:

1) Популяризации упрощающего подхода ко всему, даже самым сложным материям. Появляется огромный спрос на короткие ролики\высказывания, которые путем огромного упрощения очень сложных вещей пытаются их объяснить широкой публике

2) Доминирование красивой картинки над содержанием. Сам по себе спрос на красивую обертку не является таким уж плохим явлением, но все чаще какое-либо событие или идея воспринимаются исключительно через призму красивой презентации. Если про событие не рассказать красиво, то его не воспримут вообще. Если же его суметь красиво подать – то даже самая бессмысленная вещь покажется значимой.

Оба эти явления, по-моему мнению, ведут к чему-то вроде интеллектуальной импотенции, при которой человечеству становится сложно оценить красоту сложного, обдумать некое явление со всех сторон и по-настоящему его понять. Однако интеллектуальная импотенция довольно абстрактна – однако имеет вполне конкретные опасности.

Небольшое отступление. Около трех недель назад в один из классов по управлению цепочкой поставок к нам пригласили «блокчейн-консультанта» из IBM. Мужик рассказывал нам как IBM внедряет блокчейн в управление цепочкой поставок. В принципе, всю его презентацию я сидел как на иголках и старался не троллить уважаемого консультанта чем-то более сложным, чем невинные вопросы «Если судить по вашим слайдам, то нам не нужен блокчейн если мы просто нормально поставили и настроили софт для управления предприятием. Что обойдется дешевле и будет эффективнее». Однако, когда вопрос зашел про обсуждение искусственного интеллекта в Supply Chain мужик сказал одну вещь, которая меня натолкнула на кучу неприятных мыслей. Он сказал «Нужно сделать так, чтобы машинное обучение можно было применять всем, без необходимости иметь сильные знания в этой и смежных областях – вроде математики или программирования».

Этот образ мысли и есть проявление того самого спроса на упрощение, о котором я говорил. К счастью, человечество пока что не сошло с ума окончательно и еще никому не приходит в голову говорить «Нужно сделать так, чтобы операции на мозге могли делать все, без необходимости разбираться в нейрохирургии и физиологии». К счастью, пока еще не пускаем людей без сильных знаний ядерной физики управлять реакторами. Но такой подход, тенденция к постоянному упрощению всего таит огромную опасность. Некоторые вещи в принципе сложны. Чтобы их полностью понять нужно вложить кучу труда и иногда годами нарабатывать опыт и теоретическую базу. Только по-настоящему понимая, как что-то работает, можно понять, каковы могут быть последствия или какие опасности таит некое явление. Отсутствие такого понимания чудовищно вредит индустриям – ибо много непрофессионалов принимают чрезвычайно рисковые решения ибо они просто не могут предугадать, как их решение может повлиять на все остальное.

С другой стороны, все что является чрезвычайно комплексным довольно тяжело упаковать в короткий красивый видеоролик. Когда ты все упрощаешь и начинаешь строить красивую картинку – ты по определению игнорируешь реальность и начинаешь говорить слоганами. Это ведет к довольно опасным последствиям в том, что довольно малозначимые события и явления начинают казаться невероятно крутыми, но что-то реально важное игнорируется.

Прекрасным примером является деятельность Илона Маска, которого я тоже довольно сильно недолюбливаю. Пройдемся по фактам. Так как я не блоггер, я не собираюсь проявлять неуважение к своим читателям – вам придется посмотреть на пару графиков.

Начнем с Tesla. Факт в том, что эта компания совершенно не зарабатывает денег – они имеют убыток порядка $600 миллионов в квартал. Все эти убытки до недавних пор финансировались из заимствований на рынке облигаций – грубо говоря, компания живет в долг уже долгие годы. С долгами у нее все плохо:

https://www.zerohedge.com/news/2018-01-04/tesla-bonds-tumble...

Дать в долг Tesla чудовищно рискованно, более рискованно чем занять Индонезии. Причина в том, что хоть какой-то спрос на Tesla существует исключительно благодаря субсидиям. В среднем на каждую проданную машину федеральное правительство дает субсидию в $20,000, плюс сама компания получает поддержку от правительства США за счет налогоплательщиков. Как хорошо отмечено тут: https://www.theregister.co.uk/2017/11/03/tesla_bleeds_cash_a... Обычные американцы спонсируют дорогое хобби хипстеров из калифорнии. Чудовищная зависимость электромобилей от субсидий прекрасно демонстрируется примером Дании: https://www.zerohedge.com/news/2017-09-11/daimler-hints-elec... Продажи упали на 60% просто потому что субсидии были отменены.

Для Tesla ситуация еще хуже. На самом деле, это очень плохая машины. И более того – это плохая машина, которую никто не может купить. Как говорится, у какого-нибудь Nissan есть одно большое преимущество перед теслой – их машины можно КУПИТЬ. С Tesla людям приходится вносить предоплату и ждать пока им ее не доставят. И ждать полтора года. Так что не стоит удивляться что за несколько месяцев уже 63000 человек отменили бронь своих машин – несмотря на всю ту боль, с которой связана отмена резерва:

https://www.wired.com/story/canceling-your-model-3-deposit-d...

Резюмируя – Tesla существует за счет распила бабла и хайпа.

Перейдем к SpaceX. Начнем с простого – SpaceX существует по той простой причине, что дядя Сэм очень не рад летать на русских ракетах в космос. Благодаря огромной денежной накачке от государства. За что же были уплачены более $5 млрд?

Голые факты: процент успешных запусков для spacex ~93%. Прибыль – 0 (https://www.fool.com/investing/2017/02/05/how-profitable-is-...), исключительно убыток. Процент успеха сильно раздут, ибо как ни странно недавний запуск Falcon 9 считается успешным, хотя:

- Были утеряны по двигателю на бустере и космическом корабле (http://blogs.discovermagazine.com/badastronomy/2012/10/08/sp...)

- Сам бустер разбился при посадке

- Спутник не вышел на правильную орбиту

Еще пример – в любом справочнике миссия Zuma указана как успешная (https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Falcon_9_and_Falcon_He...) хотя на самом деле payload был утерян https://arstechnica.com/science/2018/01/the-zuma-satellite-l...

Falcon Heavy о котором была куча разговоров недавно, потерял центральный двигатель (https://www.theverge.com/2018/2/6/16980954/spacex-falcon-hea...)

Про Heavy хотелось бы поговорить отдельно. Шуму из-за нее было не мало, однако посмотрим технические характеристики и сравним со всем остальным:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7...

По факту при выводе нагрузки на ГПО стоимость Heavy полностью совпадает со стоимостью Протона.

При этом роскосмос – прибыльный. Зарабатывает деньги, и имеет процент успеха в 97%.

Здесь я хочу сделать одно небольшое отступление, и отметить, что falcon heavy – откровенно бесполезная ракета для заявленной задачи – колонизации Марса. Такая колонизация требует не очень мощной ракеты, а строительства космической станции на орбите земли и марса, и возможность очень дешево выводить грузы к космической станции - ибо колонизация чего-либо это десятки тысяч тонн груза, которые нужно перебросить к цели. Ну и конечно наличие дешевого космического грузовика, который не садится на Землю а курсирует между орбитой и целью, перекидывая грузы с одной станции на другую.

Предложенный же SpaceX план по отправке огромной ракеты к Марсу напрямую отдает наркоманией – при полете в космос самой тяжелой задачей является покинуть гравитационный колодец. Чем тяжелее твоя ракета – тем менее эффективно она выполняет эту задачу, ибо помимо самой нагрузки ей приходится тащить на себе и топливо тоже.

Вообще, Heavy является прекрасным примером красивой картинки – воображение рисует огромные корабли, которые с Земли напрямую отправляются на Марс, но… Все это не имеет отношения к реальности. Выполнение подобной задачи требует огромного количество небольших запусков, а не одного большого. В копилку красивых картинок идет и пижонский жест запуска машины в космос – лишенный всякого смысла.

Если же подумать еще, само существование SpaceX на данный момент является довольно бессмысленным – они не в состоянии устойчиво зарабатывать деньги на космической деятельности. Они пытаются найти источник доходов, и оттуда-то и появились например недавние разговоры про «бесплатный интернет от SpaceX». Друзья, этот интернет не будет бесплатным. После вывода нужных спутников на орбиту дабы обеспечить интернетом нищих негров в Африке SpaceX начнет брать деньги за доступ к нему с очередного ООНовского агентства по программе помощи развивающимся странам. К вопросу про распил денег как основной источник средств для SpaceX.

Вернемся к обсуждаемой проблеме. SpaceX убыточна и большая часть ее деятельности связанна с зарабатыванием лайков красивыми жестами. Тупую каждодневную работу по выводу спутников на орбиту гораздо лучше выполняет тот же Роскосмос и компания. В связи с этим, финансировать SpaceX становится сложно. Tesla имеет ту же проблему, и даже долговое финансирование для них постепенно закрывается.

Слышали про Boring Company? Ну когда они продавали кепки, сшитые в Бангладеш за 5 центов по цене в 20 долларов. Мало кто подумал о причине создания этой компании. У Маска нет денег, все его начинания убыточны. В долг взять становится проблемным, потому и проявляется мысль продавать сильно переоценённый мерч чтобы хоть как-то закрыть дыру в финансах.

Можно конечно сказать, что я все о финансах да о финансах. Однако я могу заметить, что Маск – американец. А американцы очень любят фразу «если ты такой умный то почему ты такой бедный».

Итак, если все это просуммировать, то получается что Илон Маск – играет в игрушки и развлекается по полной программе. За счет распила бюджета, субсидий от налогоплательщиков и набранных долгов. Практически Игорь Иванович Сечин, только в США. Или – бизнесмен-блоггер. Его мастерство в игре на публику обеспечивает ему бесконечную любовь масс – все упомянутые мной проблемы игнорируются. При этом, что обидно, Роскосмос работает как конвейер обеспечивая кучу успешных запусков для реально важных проектов во всем мире, неизменно чморят за каждый утерянный двигатель или отложенный запуск. Просто потому, что роскосмос не умеет в красивые ролики для youtube. Не умеет в блоггерство – ибо его сотрудники слишком заняты, просто делая свою работу.

Можно возразить и сказать, что «Маск вернул моду на космос». Однако, тут есть пара моментов.

Во-первых мне чрезвычайно грустно, что чтобы «вернуть моду на космос» оказывается нужна пачка красивых фраз и картинок на youtube. Но есть и другая, более серьезная проблема.

Огромный хайп, генерируемый людьми, подобными Маску чрезвычайно опасен. Вкупе с упомянутой мной тенденцией к упрощению всего и игнорированию сложности многих явлений такой хайп приелкает кучу людей без каких-либо знаний и без желания получить такие знания в довольно сложные индустрии. Такие люди, насмотревшись роликов «Ракетостроение своими рукам» или «машинное обучение за пять минут» потом приходят в индустрию. И, объективно, оказываются в ней лишними. Выясняется, что реальная работа в индустрии мало связана с красивой картинкой с блогов, и в лучшем случае такие люди разочаровываются, и начинают организовывать клубы вроде «Черные в машинном обучении». А в худшем такие непрофессионалы становятся всевозможными produce managers и начинают реально мешать профессионалам.

Таким образом, оба упомянутых мной последствия блоггерства ведут к деградации профессионализма во множестве областей. И в некоторых из них такая деградация чрезвычайно опасна.

В довесок к этому, по моим наблюдениям, возврат моды на что-то осуществляют обычно люди, которые не обладают наибольшими заслугами в самой индустрии. Тем самым те, кто реально держат всю индустрию на своих плечах – или просто делают что-то интересное – не получают того уважения, которое они должны бы получать. Роскосмос я уже упоминал.

Приведу еще пару примеров.

Довольно известной и модной конторой в области робототехники является Boston Dynamics. Я думаю, мы все видели ролики с их роботом Atlas который грузит коробки: https://youtu.be/JzlsvFN_5HI

Объем разговоров про то, какие они крутые совершенно зашкаливает. Многие писали «а вот в России мракобесие». Тем не менее, наши разработчики ухитрились научить робота стрелять с двух рук:

https://youtu.be/lHPSN9tfmGA

И водить машину. Отмечу, эта задача до сих пор считается чудовищно сложной. В машинах до сих пор встроенный автопилот-то до ума довести не могут, тут же автономная система сама и понимает как ей вести автомобиль (то есть делает все, что делает встроенный автопилот) и еще и сама непосредственно ведет машину:

https://www.youtube.com/watch?v=tlPy3wB1dvQ

Однако интернеты не были заполнены восторженными постами на тему «Как круто». Скорее всего потому, что их инженеры слишком заняты своей работой – а отдела по связям с общественностью у них нет. Ну и еще потому что они живут не в модном Бостоне\Сан-Франциско, а в банальном Магнитогорске.

Последний пример: https://www.theverge.com/2018/2/3/16968756/japan-space-agenc...

Японцы запустили одну из самых маленьких ракет в истории с реальной нагрузкой. Ее небольшой размер позволяет быстро ее доставить и развернуть для запуска (не месяцы или годы как сейчас на строительство и доставку, а недели). Ее дешевизна позволяет сильно расширить доступность космических запусков для коммерческих нужд. Однако, про это событие вообще не было рассказов для широкой публики - ибо маленькая ракета с микроспутником не поражает воображение. И не отправляет машину в космос со скафандром на водительском месте.

В связи с этим я бы хотел попросить вас всех – друзья, обращайте меньше внимания на красивые картинки. Покопайтесь поглубже в деталях. Начните любить сложное и уважать тот факт, что многое в жизни гораздо сложнее чем вам рассказывают в маркетинговых роликах. Судите о чем-либо по реальным делам, а не разговорах о них. И, наконец, начните уважать людей, которые слишком заняты каждодневной работой, чтобы тратить время на красивый рассказ о ней.

(с) Макс Хайтович.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Блоггеры - часть рекламной индустрии, причем эффективная часть. Они рекламируют - им платят. Странно возмущаться тем, что чужая компания тратит свой рекламный бюджет как ей удобно.
раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий

В отношении блогерства хорошо срабатывает принцип, что недостатки являются продолжением достоинств.

С одной стороны - большая свобода слова, и легкий способ вещать свои мысли хоть всему земному шару. С другой - отсутствие какого-либо ценза, можно нести любую херню, имея миллионную аудиторию.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, на тему Федера есть немного более длинное видео https://www.youtube.com/watch?v=-6u7EhM-bW4

Тут в начале показывают, как робот двигается и таки да, пока что было примитивно, но и роботдинамикс начинал с этого же. Если наши не выгорят и доделают до конца, то и наши роботы будут не хуже динамиковских

раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий

Маскохейтеры доставляют не меньше Маскодрочеров, бросаясь в те же крайности, только с другой стороны. ТС очень бодро отрапортовал ссылками по спайсХ, но вот прибыльность роскосмоса оставил без подтверждения, хотя от выдачи поисковиков на эту тему хочется всплакнуть. Что до фальконов, я конечно далек от профессионального понимания вопроса, но представляя себе мир будущего, где полеты по Солнечной системе становятся будничным мероприятием, мне, почему-то, представляются космические корабли, которые могут взлететь, совершить посадку, заправится и опять взлететь, и чем раньше начать двигаться в этом направлении, тем лучше. Ну и самое главное, блогерство, научная популяризация через упрощение, уже второй пост за сутки, на эту тему попадается на глаза, дескать "насмотрються своих тупых блогов, и ябут друг друга в жопы и идут ракеты собирать", что за дикость? Блоги что, подменили профобразование? Убрали аттестацию? Они только расширяют кругозор людей в тех сферах, к которым они никогда не подойдут профессионально, помогают сформировать картину мира в общем, без деталей. Количество накопленных знаний в каждой конкретной области настолько велико, что даже полный охват двух несмежных, под силу только очень одаренным. Да и чем собственно двухстраничная простыня ТСа, прошедшая вскользь по электрокарам, ракетам, роботам, блогерству, отличается от критикуемых им же принципов подачи информации?

7
Автор поста оценил этот комментарий

А где картинки?