Новое Бульварное кольцо

Изучая старые карты района Рогожской слободы,  наткнулся на любопытный момент.

Очень хорошо видно, нетипичную прямолинейную и перпендикулярную застройку Рогожской слободы:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Однако на этом снимке куда сильнее выделяется светлая клякса строительной площадки нового Костомаровского моста через Яузу. Мост в этом месте был и прежде, правда выглядел он скромнее и симпатичнее.

Старый кирпичный Костомаровский мост 1935 год:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Еще в недостроенном виде новый мост вызывает вопросы. Широченный, упирается в плотные застройки и не соединяет никаких крупных магистралей. Более того, найти в округе какие-либо хоть сколько-нибудь эффективные траектории довольно трудно.

Единственную невидимую и более-менее логичную линию удалось проложить через Большую Андроньевскую, Абельмановскую, 3-й Крутицкий переулок и вывести ее на Новоспасский мост. Дальше траектория теряется. Но даже в таком исполнении получается, что дорога начинается ниоткуда и приводит в не менее бессмысленное место — промзоны железки Павелецкого направления.

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

В Москве просто так ничего не происходит. Очень много следов в городе оставил генплан 1935 года, который с коммунистическим рвением принялись воплощать в жизнь. Напомню, что согласно новой схеме, город должен был измениться до неузнаваемости. Прежняя историческая планировка с узкими и кривыми улочками не признавалась ни при каких обстоятельствах. Большим планам большевиков требовались широченные проспекты, которые стали прорубать не разбираясь. Так бы и вырубили весь город, если бы не война. Планировщики и строители побросали "топоры", взяли в руки автоматы и пошли защищать родину. После войны генплан реализовался лишь частично.

Итак, давайте взглянем на карту генплана 1935 года.

Пунктиром отмечены запланированные к строительству магистрали, а зеленым — Новое Бульварное кольцо

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Глядя на нее становиться понятно, что новый Костомаровский мост должен был соединить широким проспектом площадь Курского вокзала с так называемым Новым Бульварным кольцом.

Это должно было быть что-то среднее между нынешними ТТК и Садовым кольцом. Тем более в северной части города Новое Бульварное кольцо ложилось ровно на траекторию современной трешки на участке от Беговой до Русаковской.

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Если пробежаться глазами по этой траектории, то найдется куча подтверждений (или совпадений, как хотите), которые подтверждают эту теорию.

Во первых уже готов мост через павелецкую железную дорогу. Разве только его немного перестроить и сделать поворотным.

Генплан стирал с лица земли историческую застройку, а тут-то всего-навсего какие-то склады и промзона:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

В южной части траектории новое Бульварное кольцо должно было пройти по руслам уже существующих улиц: Выставочный переулок (Академика Петровского), Арсеньевский переулок (Павла Андреева) и 1-го Щипковского переулка.

Многие послевоенные дома выстроились согласно плану 35 года — значительно отстояли от проезжей части улиц. Новое кольцо также должно было исправить загогулину Конного переулка, которая существует и сегодня:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

На последнем плане хорошо видно, что новое Бульварное кольцо, пересекая Ленинский, выходило через Нескучный сад к Москве реке. В этом месте был запланирован мост, который все же был построен, только он стал пешеходным.

Новое бульварное кольцо также объясняет наличие, мягко говоря, неожиданного и широкого сквера от Фрунзенской набережной до Комсомольского проспекта:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Еще один идентичный мост, по плану автомобильный, а по факту пешеходный, появится на втором пересечении нового Бульварного и реки в районе Киевского вокзала.

Этим же кольцом объясняется и широкий сквер по Украинскому бульвару. Дальше новое кольцо должно было снова пересечь русло реки (мост в этом месте никакой не построили) и выйти на улицу 1905 года, по которой спокойно добраться до Беговой:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Вот этот мост на панорамной схеме Дорогомилово (площадь Европы). Интересно, что вид этот уже послевоенный и, как не удивительно, Дворец Советов еще живет в умах планировщиков:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Как не трудно догадаться, все эти планы так и не реализовались, оставив на карте города многочисленные следы своей траектории. И если Костомаровский мост сегодня более-менее выглядит приглядно, соединяя Садовое и ул. Сергея Радонежского, то вот Новоспасский мост и по сей день упирается в стену промышленной застройки, не имея даже прямой траектории для съезда.

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Деревянный Новоспасский мост 1900-1902 года:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Мост был реконструирован в 1937 году и стал железобетонным:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Представляете уровень удачи хозяина этого дома? Его должны были снести еще сто лет назад, а он до сих пор на своем месте. Еще реновацию переживет, вот увидите:

Новое Бульварное кольцо Москва, Бульварное кольцо, План строительства, История, Не мое, Длиннопост

Автор: Александр Капков

ВМоскве

2.8K постов4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Не нарушать основные правила Пикабу

2. Ненормативная лексика не воспрещается, однако и не поощряется.

3. Оскорбления людей запрещены в любой форме.

4. Яростное обсуждение политики возбраняется. Для этого есть тэг "политика".

3
Автор поста оценил этот комментарий
А я месяц в командировке с Кожевнической и далее по Дербеневской ходил и офигевал, неужели нельзя было по другому мост и съезд построить. А это оказывается не бага, а нереализованная фича.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Работаю в 5 минутах от этого Новоспасского моста, вот бы тут было кольцо, вот ништяк бы ездить, а-то иногда с этих улочек выезжаю по 20 минут)

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Одно маленькое уточнение к этой статье (надеюсь не копипаста, а пикабушник сам её сделал, иначе ну впизду). Там где участок предполагаемого бульварного кольца в участке Беговой до Русаковской, который вошёл в ТТК, на самом деле планировался малое ТТК и большое ТТК, но воплотили только малое ТТК на том участке.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Мой генплан москвы

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Жаль, что генплан 1935 не воплотили в жизнь полностью. Так бы Москва была реально столицей мира.

раскрыть ветку