Неточный выстрел

Неточный выстрел Факты, Медицина, Невероятно, Война, История, Сердце, Пуля, Длиннопост

Этот случай был опубликован в отчете медицинского департамента армии за 1873 год в ежегодном издании, подготовленном медиками британской армии. Просматривая его страницы, я, в первую очередь, был поражён размерам британской армии в период расцвета империи и тому, во скольких частях света она базировалась: в Африке, Карибском бассейне, по всей Индии, Средиземноморье, Канаде, Китае... список можно продолжать бесконечно.
Приложение к докладу 1873 года было посвящено жертвам третьей Англо-ашантийской войны, конфликта между британцами и великой империей Ашанти, располагавшейся на территории современной Ганы. Он написан Джозефом Флемингом, военным хирургом, который провел всю свою карьеру в армии, служа в Афганистане и Судане, а также там, что он и его товарищи называли «Британским Золотым Берегом».
Капитан Королевского военно- морского флота Г. В. Б., возрастом около 40 лет (сроки службы не указаны), прибыл на борт медицинского корабля «Victor Emmanuel» с фронта вечером 24 января в состоянии глубокой прострации от лихорадки.
Судно «Victor Emmanuel» было спущено на воду двумя десятилетиями ранее как линейный корабль, но оно было переоборудовано для использования в качестве госпитального корабля для этой военной кампании. Очевидно, оно было плохо приспособлено для медицинских целей, так как и в других статьях Мистер Флеминг жалуется на несовершенство имеющихся в его распоряжении удобств. Его лихорадка то утихала, то разгоралась с новой силой.
Впоследствии выяснилось, что его болезнь началась с сильной диареи, которая продолжалась несколько дней, а затем внезапно прекратилась. Нет четкого отчета о том, когда именно он был поражен лихорадкой, но утверждается, что при давлении на живот, особенно на область печени, ясно ощущалось, что она была увеличена и воспалена.
По прибытии на борт корабля капитан был слаб и говорил тихим голосом; температура и пульс у него были повышены. На следующий день его живот стал чувствительным и опухшим, и он начал бредить.
Хотя были испробованы все средства и оказано все внимание, он скончался утром 27-го числа, очевидно, от изнурительного действия какого-то лихорадочного яда.
Так как причина смерти мужчины не была ясна, было произведено вскрытие. Наиболее значимой находкой оказался, по-видимому, желчный пузырь, который был «сильно раздутым», с явными признаками воспаления вокруг него, затрагивающего, в частности, печень и селезенку. Учитывая симптомы, от которых он страдал (рвота, диарея, лихорадка и тахикардия), одним из возможных диагнозов был острый холецистит – воспаление желчного пузыря, которое переросло в перитонит. Но это всего лишь предположение (специалисты, не стесняйтесь меня поправить, оставив свой комментарий ниже).
Однако, это не все, что нашел хирург, когда осматривал тело капитана:
На коже над правым соском над четвертым ребром, около соединения его с хрящом, был обнаружен старый круглый шрам с потерей кожи диаметром чуть больше сантиметра.
Что стало причиной появления этой отметины? Мистеру Флемингу было трудно вскрыть грудную клетку, но когда он это сделал, то заметил соответствующий шрам на одном из ребер – и еще кое-что.
Небольшой твердый тяжелый круглый предмет диаметром около сантиметра (который при более тщательном осмотре оказался свинцовой пулей), который находился вне перикарда, над правым желудочком и между началом легочной артерии спереди и восходящей частью дуги аорты сзади.
Поистине удивительное место для нахождения там пули: менее чем в двух сантиметрах от сердца, уютно застрявшей между двумя самыми большими кровеносными сосудами в теле. Каким-то чудом она не повредила ни одной из этих хрупких конструкций. По чистой случайности другой хирург на борту корабля «Victor Emmanuel» знал, как это произошло, поскольку был свидетелем ранения, которое имело место быть тринадцать лет назад на другом конце земного шара.
По-видимому, капитан Б получил пулевое ранение в то место, которое было обозначено рубцом на груди, в Таранаки (Новая Зеландия) 28 марта 1860 года. Были серьезные сомнения относительно того, проникла ли пуля в грудь, поскольку симптомы сразу после получения травмы и во время лечения были незначительными.
Капитана быстро вылечили и почти сразу же выписали из полевого госпиталя.
При более тщательном осмотре пуля оказалась обычного новозеландского размера, маленькой и круглой, и находилась в треугольном промежутке между аортой и легочной артерией, над основанием правого желудочка. Пуля несколько изменена по форме и имеет уплощенную треугольную проекцию, опирающуюся на легочную артерию с промежуточной кистой и фиброзно-клеточной тканью. Между пулей, легочной артерией и аортой есть несколько полосок волокнистой ткани, которые удерживают пулю в таком странном положении.
Текст сопровождался иллюстрацией, которая не оставляла места для сомнений относительно того, как повезло этому солдату.
Киста была защитным механизмом организма от этого инородного тела: оно было инкапсулировано, чтобы изолировать его от близлежащих тканей. Рядом хирург заметил следы старого воспаления, которое, к счастью, не затронуло ни сердце, ни перикард, ни мембрану вокруг него.
При вскрытии «мешка», в котором застряла пуля, на его поверхности обнаружили какое-то землистое вещество, вероятно, карбонат свинца, а также другое желтовато-белое воскообразное вещество, которое, возможно, является расщепленной костной тканью, смешанной с частицами свинца.
Мистер Флеминг справедливо замечает, что дело обстояло так: «Одна из самых необычных деталей в истории – то, что свинцовая пуля прошла сквозь стенки грудной клетки, сломав 4-е ребро с правой стороны, и, не повредив легких, застряла на перикарде, между началом аорты и легочной артерией, и находилась там в течение почти 14 лет, не вызывая опасных симптомов и не мешая органам выполнять свои функции».
После расспросов Флеминг узнал немного больше о своем пациенте и его несчастье.
«После того я случайно услышал, что при жизни он знал о существовании чего-то в груди и постоянно бил по ней рукой, как это часто бывает с теми, кто чувствует легкое раздражение под грудиной».
Хирург не рассуждает о причине смерти капитана, но он также не утверждает, что это было следствием пули. Не существовало никаких особых причин, почему это должно было случиться. Солдаты часто живут в течение десятилетий с пулями, застрявшими в их телах, иногда даже в сердечной мышце. В том, что капитан так долго прожил с куском свинца в теле, не вызывает особого удивления; необычным этот случай делает место, где пуля застряла, попав в тело.
via

Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, а в современных условиях эту пулю бы вытащили? Ведь как я поняла, место труднодоступное.