Нештатная посадка пилотируемого космического аппарата в безлюдной труднодоступной местности. Методика выживания. Часть 1.

Нештатная посадка пилотируемого космического аппарата (ПКА) может произойти в безлюдной труднодоступной местности в различных климатогеографических зонах земного шара. В этом случае экипажу придется в течении длительного времени находится в условиях автономного существования, благоприятный исход которого во многом будет определяться умением выживать.

Под выживанием понимается комплекс целенаправленных действий по поддержанию жизнедеятельности и сохранению работоспособности.

В посте изложены материалы по выживанию в климатогеографических зонах с наиболее критичными условиями: пустыне летом, степи зимой, горно-лесистой местности и на акватории моря, а также взаимодействию с поисково-спасательными самолетами (вертолетами) и профилактике заболеваний на месте нештатного (вынужденного) приземления или приводнения.


Основными видами деятельности космонавтов (астронавтов) по обеспечению выживания после посадки в различных климатогеографических зонах являются:

- использование спускаемого аппарата и его систем, функционирующих после посадки;

- рациональное применение средств носимого аварийного запаса (НАЗ);

- умелое взаимодействие с силами и средствами поисково-спасательного комплекса;

- строительство тепловетрозащитного укрытия;

- заготовка топлива и разведения костра;

- пополнение запасов воды и пищи;

- ориентирование и передвижение на местности со сложным рельефом;

- защита от хищных животных и ядовитых насекомых;

- оказание само- и взаимопомощи и профилактики заболеваний.

В носимом аварийном запасе экипажа космического корабля "Союз-ТМА" находится "Инструкция летным экипажам о действиях в безлюдной местности и на море при вынужденной посадке". Пользуйтесь этой инструкцией, она поможет вам выжить.


1. Общие положения по действиям экипажа на местность нештатной посадки


1.1. Тактика поведения на месте нештатной посадки после выхода из спускаемого аппарата

Во всех случаях нештатной посадке помните, что вас активно ищут.

После посадки действуйте в спускаемом аппарате (СА) неспеша, избегайте резких изменений положения тела, займите по возможности горизонтальное положение.

При длительном, более 30 минут, отсутствия поисково-спасательной группы по решению командира экипажа покиньте СА. После выхода из СА оцените обстановку на местности (погода, рельеф, контрольные ориентиры и т.д.), состояние здоровья и после этого принимайте решения на выбор места и способа обеспечения жизнедеятельности. Вытащите из СА НАЗ, полетные и теплозащитные костюмы, гидрокомбинизоны. Снимите скафандры и оденьте комплект одежды, состоящий из полетного белья, полетного и теплозащитных костюмов, гидрокомбинизонов. Состав одежды варьируйте в зависимости от погодных условий и теплоощущений.

Снятие скафандра - трудоемкая операция. В отдельных случаях для снижения энергозатрат скафандр можно разрезать и освободиться от него. Для разрезания оболочки скафандра используйте аварийный нож из состава НАЗа.

Разверните НАЗ и подготовьте к немедленному применению аварийную УКВ-радиостанцию, светосигнальные средства.

Устанавливайте речевую радиосвязь по возможности быстрее после приземления.

Определите положение истинной линии Север-Юг с помощью компаса из состава НАЗа или Полярной звезде в ночное время (в южном полушарии по Южному кресту).

Постарайтесь определить свое местонахождение, используя последние данные о времени и характере спуска с орбиты.

Выбирайте и по возможности обозначьте площадку для посадки поисково-спасательного вертолета. Примите все меры для обнаружения с воздуха свое местонахождение. Распределите обязанности между членами экипажа и составьте график круглосуточного дежурства и отдыха. Одновременный сон всех членов экипажа не допускается. Ищите и прислушивайтесь к сигналам, подаваемым поисково-спасательными вертолетами (самолетами) круглосуточно.


Взаимодействие с экипажем вертолета с помощью радиосредств осуществляет командир экипажа. Ежедневно ведите записи в бортовом журнале.

После посадке вертолета не спешите к нему. Подождите, когда член экипажа или врач выйдет из вертолета и поможет вам подняться на борт.

ВНИМАНИЕ!

Спускаемый аппарат совместно с парашютом является надежным укрытием, а также хорошим ориентиром для поисково-спасательных сил и средств.

Уходить от СА не рекомендуется. Уходить можно только в том случае, если есть полная уверенность, что новое место пребывания обеспечит более высокую степень безопасности нахождения на местности до подхода поисково-спасательной группы. Если принято решение на уход от СА, необходимо на нем (на видном месте) оставить записку, где указать: время ухода, место назначения, направление движения, личное состояние и взятое снаряжение.

При переходе придерживайтесь постоянного направления, пока не достигните выбранного места. Переход выполняйте только в благоприятных погодных условиях.


1.2. Применение средств радиосвязи, световой и звуковой сигнализации

В составе носимого аварийного запаса имеются: аварийная УКВ-радиостанция, сигнальные парашютные ракеты и патроны ("ночной-дневной"), сигнальное зеркало, фонарь со светофильтрами, трехствольный пистолет с комплектом боевых и сигнальных боеприпасов, сигнальные свистки.

1.2.1. Ведение радиосвязи

При отказе бортовых средств радиосвязи СА или после выхода из него для установления речевой радиосвязи и подачи аварийных сигналов бедствия используйте аварийную УКВ-радиостанцию.

Радиостанция имеет две рабочие фиксированные частоты 121,5 и 243 МГЦ. Работайте только на частоте 121,5 МГЦ.

Радиостанция работает в двух режимах: режим радиосвязи, режим "Маяк". Управление режимами осуществляется поворотом переключателя в положении "Связь" или "Маяк". В режиме "Маяк" подача аварийного сигнала осуществляется автоматически.


Ведение радиосвязи в режиме "прием передача" осуществляете с помощью боковой кнопки. Исходное положение кнопки - режим "прием". Для работы в режиме передачи кнопку необходимо нажать до упора и удерживать пальцем. После отпускания кнопка возвращается в исходное положение и вновь автоматически подключается режим "прием". Радиостанция обеспечивает работу в следующих вариантах:

- с внутренним микротелефоном;

- со шлемофоном через переходной кабель;

- с подключением к бортовой антенне СА.

Переходной кабель (тройник) и специальный кабель подключения радиостанции к бортовой антенне СА находится в носимом аварийном запасе.

При подключении радиостанции к бортовой антенне СА необходимо телескопическую антенну радиостанции отсоединить и в ее гнездо подсоединить соответствующий штекер специального кабеля. Второй штекер подсоединить к соответствующему приемному устройству слева на приборной доске в кабине СА (РАП-7).

Во всех работы с радиостанцией ее телескопическая антенна должна занимать вертикальное положение и как можно выше.

В холодное время года батарею радиостанции необходимо держать под одеждой. При длительной работе на солнцепеке батарею и радиостанцию рекомендуется держать в тени. При работе с радиостанцией на водной поверхности необходимо по возможности исключать попадание воды на антенный изолятор.

Космической системой определения местоположения судов и самолетов ("КОСПАС") установлен следующий порядок выхода на связь:

- сразу после посадки (или после выхода из СА) включить аварийную УКВ-радиостанцию в режим "Маяк" и работать в этом режиме непрерывно в течении 3-х часов;

- после 3-х часов непрерывной работы в режиме "Маяк" радиостанцию переключить в режим "Прием"; - в начале каждого часа после приземления производить трехкратную передачу сообщений о бедствии с переходом после каждой передачи на три минуты в режим приема; остальное время каждого часа радиостанцию держать в режиме "прием";

- при появлении звука пролетающего самолета (вертолета) или визуальном его наблюдении передавать сообщение о бедствии и установить с ним двустороннюю радиосвязь; если двустороннюю связь установить не удалось, передачу сообщений о бедствии чередовать с передачей сигналов для привода (режим "Маяк") в течении 1,5 - 2 мин.;

- при установлении с экипажем поисково-спасательного самолета (вертолета) двусторонней радиосвязи дальнейший порядок работы определяет командир экипажа поисково-спасательного самолета (вертолета).

В комплект аварийной УКВ- радиостанции входят 3 батареи питания. Меняйте батареи через сутки работы радиостанции.


1.2.2. Подача световых и звуковых сигналов

Светосигнальные средства носимого аварийного запаса предназначены для обозначения места нахождения экипажа, терпящего бедствие.

Сигнальные парашютные ракеты (2 штуки) используются для обозначения района нахождения, сигнальные патроны из комплекта боеприпасов трехствольного пистолета (20 штук) и патроны "ночной-дневной" (2 штуки) - для обозначения непосредственного места нахождения.

Применяйте светосигнальные средства в указанной последовательности. Услышав звук самолета (вертолета) или визуально его обнаружив, установите с экипажем самолета двустороннюю радиосвязь с помощью радиосредств СА или аварийной УКВ-радиостанцией. Подайте команду экипажу самолета или вертолета (не зависимо от времени суток) включить посадочные фары, что по лучу света позволит вам определить направление полета воздушного судна.


В случае вашего обнаружения экипаж Российского самолета (вертолета) может подать следующие сигналы:

- "Вас (ваш) сигнал обнаружил" покачиванием крыльев или одной сигнальной зеленой ракеты;

- "Обозначьте свое место" - пуском двух сигнальных зеленых ракет.

Пуски сигнальных ракет выполняйте в переднюю полусферу полета воздушного судна, что гарантирует их обнаружение экипажем этого судна.

Убедившись, что самолет (вертолет) движется к месту вашего нахождения, подайте световые сигналы пусками сигнальных парашютных ракет, сигнальных патронов трехствольного пистолета и вводом в действие патрона "ночной-дневной".

В дневное время используйте сигнальный дым патрона, в темное время суток - сигнальный огонь. Крышка со стороны дульца гильзы ночного сигнального огня имеет углубление, что облегчает его определение в темное время суток. Сигнальный дым ярко-оранжевого цвета хорошо виден на открытой местности и одновременно указывает экипажу самолета (вертолета) направление ветра у земли. Для подачи дневного сигнала в лесном массиве необходимо выйти на открытую поляну или просеку. В противном случае дым сигнального патрона задерживается кроной деревьев и не виден с воздуха.


Сигнальный огонь горит ярко-малиновым пламенем и хорошо виден в темное время суток на большом расстоянии.

Схема ввода а действие сигнальной парашютной ракеты и патрона "ночной-дневной" изображена на рисунке в следующем посте.

ВНИМАНИЕ!

1. Методика ввода в действие сигнальных парашютных ракет и патрона "ночной-дневной" различна. Перед их применением изучите правила, указанные на гильзах сигнальных средств.

2. С целью предохранения рук от ожогов подачу световых сигналов выполняйте в перчатках от скафандра, гидрокомбинизона или теплозащитного костюма.

3. При вводе в действия патрона "ночной-дневной" необходимо стать спиной к ветру и держать патрон в вытянутой руке, чтобы исключить попадание горячей окалины и искр на лицо, руки и одежду.

4. Пуски сигнальных парашютных ракет выполняйте их хорошо зафиксированной в одном положении руке. Старайтесь держать ракету строго вертикально, что обеспечит подъем "звездочки" ракеты на максимальную высоту.

В солнечную погоду достаточно эффективным средством сигнализации является сигнальное зеркало (рис.4). Работу с сигнальным зеркалом выполняйте согласно схемы, приведенной на внешней стороне створок зеркала.

Осветительный фонарь может использоваться для подачи прерывистых световых сигналов с целью привлечения внимания на земных (надводных) поисково-спасательых групп или поддержания связи между собой при плохой видимости, в темное время суток, при передвижении на местности и удалении друг от друга на значительное расстояние. Дальность слышимости свистка примерно вдвое больше дальности слышимости голоса. Кроме того звуковые сигналы можно подавать вертолетам из пистолета. Инструкция по ведению стрельбы изложена в следующем параграфе.

Для демаскирования места нахождения хорошим средством являются парашют СА и костры. Сигналы из парашютной ткани должны быть постоянными или подготовленными для их быстрого разворачивания. Следует учитывать, что оранжевая ткань плохо обнаруживается с воздуха на фоне зеленой растительности.

Если есть достаточный запас топлива, костер жгите непрерывно. В дневное время используйте костер, образующий интенсивный темный дым. В ночное время разводите ярко горящий костер. В случае отсутствия горючего материала на местности, используйте парашютной ткань, укладки носимого аварийного запаса, вытеснительную емкость парашютного контейнера и другие элементы, имеющиеся в СА.

Для розжига костра в носимом аварийном запасе имеются ветроустойчивые спички и сухое горючее. Мощным средством розжига костра является сигнальный огонь патрона "ночной-дневной". Использовать его для розжига костра можно только в исключительном случае, т.к. патроны являются эффективном сигнальным средством и их в запасе всего два.


2. Выживание на месте нештатной посадки в различных климатогеографических зонах


2.1. Действия экипажа в жаркой пустыне летом.


В случае нештатной посадке в пустыне летом ваша основная задача состоит в уменьшении поступления тепла в организм и поддержания водно-солевого баланса организма.

Для защиты от воздействий солнечных лучей и отраженного тепла от песка используйте защитные укрытия

Строительство укрытий предпочтительно выполнять в прохладное время суток, но до наступления темноты.

Если посадка произошла в самое жаркое время дня, то целесообразно после переодевания разместиться в СА. Люк аппарата держать открытым, но так, чтобы прямые лучи не попадали на вас. Для охлаждения организма можно использовать систему вентиляции скафандров. Систему включайте периодически на 2-3 минуты, так как на работу вентиляторов будет расходоваться энергия бортовой электробатареи.

После спада жары покиньте СА и приступайте к строительству укрытия. Темп работы должен определяться из условия максимального сокращения потерь влаги организма.

ВНИМАНИЕ!

1. В случае шквального ветра или песчаной бури укройтесь в СА (или за ним) и находитесь в нем до окончания песчаной бури.

2. Вся пустынная растительность колючая. Работы выполняйте в перчатках от гидрокомбинизона.

3. Головной убор обязателен.

4. Для защиты глаз от слепящего солнца и переносимого ветром песка используйте очки-светофильтры из состава носимого аварийного запаса.

5. Для защиты губ от обветривания смазывайте их вазелином из медицинской аптечки

Варианты укрытий показаны на рисунках ниже. Для сооружения таких укрытий вам потребуется 50-60 минут.

Продувной солнцезащитный тент изготовляется из парашютной ткани и медицинских накидок, имеющихся в носимом аварийном запасе. Тент устанавливайте рядом с СА или на вершине бархана. Если барханы отсутствуют, то на открытой, хорошо продуваемой площадке.

Выбранное для установки тента место внимательно осмотрите и очистите на 8-10 см. от горячего слоя песка. Удаление верхнего слоя песка уменьшит приток тепла от поверхности грунта. Кроме того, это позволит удалит колючки растительности и возможных насекомых, в том числе и ядовитых.


ВНИМАНИЕ!

!!! В случае положения СА "на боку" изготовление тента за днищем аппарата ЗАПРЕЩАЕТСЯ, так как на днище установлен приемо-передатчик высотомера с изотопом "Цезия-137" !!!


Для изготовления тента необходимо авиационным ножом из состава аварийного носимого запаса вырезать из купола парашюта кусок ткани размером примерно 10 х 10 метров. Ткань сложить в пакет из четырех сложений. Под верхний слой уложить медицинскую накидку. Получившийся пакет по периметру и диагоналям связать отрезками парашютных строп. Одну сторону тента накинуть на СА и закрепить на нем с помощью растяжек. Если тент устанавливается отдельно от СА, то растяжки применяют со всех сторон тента.

Для растяжения тента используются отрезки строп длиной 6-8 метров. Растяжки один концом привязываются к углам тента, другим -к стеблям растений. Тент следует натягивать как можно туже.

Если нет растительности, натянуть и закрепить тент можно с помощью песочных якорей.

Якорь представляет собой мешок с песком, закопанный в грунт на глубину 40-50 см. Для изготовления якоря можно использовать мешки и чехлы носимого аварийного запаса или куски парашютной ткани размером 0,7 х 0,7 м. Мешки наполняются песком. К мешкам привязывают петли из обрезков строп. Через петли, как через блок осуществляется натяжение растяжек. Якоря с помощью ножа-мачете или коробки медицинской аптечки носимого аварийного запаса зарываются в грунт таким образом, чтобы петля находилась снаружи. Для надежного закрепления тента достаточно 4-6 якорей.

В качестве центральной стойки тента используется ложемент кресла. Для стоек по углам можно применять сапоги, отрезанные от гидрокомбинизона, другие подручные средства. Пол под тентом застелите парашютной тканью. Сложите под тентом средства носимого аварийного запаса и разместите под ним.

Рекомендуется под тентом вырыть яму размером 50 х 50 х 50 см, в которой разместить бачок с водой, запасы пищи и медицинскую аптечку, что защитит их от сильного нагрева.

Находясь под тентом, сократите до минимума движения. Составьте график дежурств и отдыха. В процессе нахождения в укрытии от воздействия высокой температуры воздуха и усталости клонит в сон. Одновременный сон всех членов экипажа ЗАПРЕЩАЕТСЯ.


В постоянной готовности держите оружие, радио и светосигнальные средства. Составьте график приема воды и пищи. Режим потребления запасов воды (2 литра на человека) необходимо определишь из расчета, что предлагаемое время автономного пребывания на месте посадки составит 2-3 суток Наиболее целесообразным является дробное потребление воды (до 100 мл или 3-4 глотка на прием). Использовать запасы воды следует из соотношения: 1 -е сутки - до 20%, 2-е и 3-и сутки по 40% общего запаса воды. Для контроля расхода воды используйте Мерный стакан из носимого аварийного запаса. Пить воду следует ночью, рано утром, перед физическими нагрузками и после них. В процессе приема воды обязательно используйте соль и лимонную кислоту из пищевого запаса.

Имейте ввиду, что рационы питания сублимированные и при их употреблении требуется вода. Рекомендуется в первые сутки воздержаться от приема пищи. В последующие сутки употребляйте пищу в небольшом количестве, сочетая с графиком водопотребления.

В прохладное и ночное время суток размещайтесь на тенте, для чего предварительно уберите из под него только центральную стойку.

Комплект одежды в процессе работы на местности и при нахождении в укрытии может варьироваться из сочетания полетного белья и полетного костюма. В качестве головного убора используйте шапочки теплозащитного костюма. Под шапочку оденьте кусок парашютной ткани белого цвета.

Для предупреждения солнечных ожогов и дегидратации полетное белье снимать не рекомендуется.

В ночное время при резком падении температуры воздуха используйте весь комплект одежды: белье, полетный и теплозащитный костюмы. Перед одеванием одежду и обувь хорошо потрясите для удаления возможно заползших в нее насекомых.

Меховые чулки из комплекта теплозащитного костюма не обеспечивает безопасности передвижения на местности, так как пробивается колючками растительности. В качестве обуви используйте меховые чулки с ботинками, обрезанными от штанин гидрокомбинизонов. Ходить по растительности, уровнем выше колен, не рекомендуется. Не ходите босиком.

Для профилактики перегрева организма работы по благоустройству лагеря, сбор топлива, передвижение на местности осуществляйте в прохладное время суток, с соблюдением оптимального темпа выполнения работ.

ВНИМАНИЕ!

1. Дежурный по лагерю должен постоянно иметь при себе аварийную УКВ-радиостанцию и работать с ней в соответствии с режимами.

2. Во избежание травм и столкновения с хищными животными и пресмыкающимися в ночное время, уходить далеко о" укрытия не рекомендуется.

3. Сигнальный костер разводите на расстоянии не ближе 5-6 метров от укрытия, т.к. свет от костра будет привлекать насекомых, в том числе и ядовитых.

4. В ночное время для отпугивания кровососущих насекомых используйте специальный крем из аптечки. Не допускайте попадание крема в глаза и на слизистые оболочки рта и носа.

2.2. Действия экипажа в степи зимой

На экипаж космического корабля, совершившего нештатную посадку в степи зимой, будут воздействовать низкая температура воздуха, ветер, возможная пурга, снег. В этих условиях основная задача космонавтов - защита организма от холода. Способом защиты от холода является создание теплозащитных укрытия в сочетании с теплозащитной одеждой, имеющейся на борту СА.

В момент приземления СА температура воздуха в его кабине составляет 20-22°С. Задача экипажа состоит в том, чтобы максимально по времени пробыть в теплом спускаемом аппарате. После посадки закройте заслонки системы дыхательной вентиляции. Командиру экипажа открыть люк СА и, выйдя из него, визуально оценить место посадки и безопасность расположения аппарата. Если ситуация не угрожающая и не требует срочного покидания экипажем СА, командиру экипажа, закрыв за собой люк. разместиться в аппарате.

По команде командира приступить к переодеванию в комплект одежды, состоящий из полетного белья, полетного и теплозащитного костюмов. Снятые скафандры уложите под кресла, что улучшит теплоизоляцию днища СА.

Переодевайтесь не спеша, не допускайте потовыделения. Весь комплект одежды сразу одевать не следует. Одежду варьируйте в зависимости от теплоощущений. Помогайте друг другу.

Извлеките и разверните носимый аварийный запас. Рекомендуется воду из бачка перелить в мягкую полиэтиленовую флягу, находящуюся вместе с бачком в одной сумке. Флягу с водой разместите под одеждой.

ВНИМАНИЕ!


После переодевания откройте заслонки системы дыхательной вентиляции и включите ее на 5-6 мин. для проветривания кабины СА. Отключите систему и закройте заслонки.


После переодевания в полный комплект одежды (к этому моменту температура в кабине может снизиться до 0°С) выйдите из СА, с помощью ножа вырежьте два куска парашютной ткани размером 6х6 метров я уложите их в аппарате, затем разместитесь в нем сами. Парашютной тканью теплоизолируйте днище аппарата и другие металический части, являющиеся накопителем холода.


В зависимости от температуры наружного воздуха время непрерывного нахождения в СА может составить 10-12 часов без значительного напряжения системы терморегуляции организма.


При длительном нахождении в СА периодически меняйте позы. Не допускайте затекания отдельных участков тела. Следите за состоянием конечностей рук и ног. Выполняйте согревающие движения.

При нахождении в аппарате возможна работа как бортовых радиосредств, так и ведение радиосвязи с помощью аварийной УКВ-радиостанции через бортовую антенну СА.

Из-за низкой температуры воздуха быстро упадет емкость бортового источника электроэнергии. Падение емкости можно определить по вольтметру, погасанию транспорантов на приборной доске, светильников и т. п. В этом случае радиосвязь возможна только с помощью аварийной УКВ-радиостанции. Порядок работы с радиостанцией и режимы работы связи изложены в параграфе 1.2.1. ("Ведение радиосвязи").

При необходимости выхода из СА в темное время суток отходить от аппарата на значительное расстояние не рекомендуется.

При непрерывном пребывании экипажа в составе трех человек в СА с закрытыми крышкой входного люка и заслонками системы дыхательной вентиляции предельно допустимое содержание С02 достигает в аппарате через 2 часа.


ВНИМАНИЕ!


Вентилируйте кабину СА открытием крышки входного люка или включением системы дыхательной вентиляции на 5-6 мин, что обеспечивает приток в кабину свежего воздуха. Периодичность вентиляции не реже одного раза через 50-60 минут пребывания в СА


После значительного падения температуры воздуха в СА и ощущений теплового дискомфорта покиньте аппарат и приступайте к строительству теплозащитного укрытия. Выход из СА и строительство укрытия необходимо спланировать на светлое время суток. Варианты укрытий показаны на рисунках в следующем посте.

Для утепления ног поверх сапог теплозащитного костюма используйте заранее отрезанные от штанин ботинки гидрокомбинизонов.


ВНИМАНИЕ!


Выполнение каких-либо работ со стороны днища СА ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Сдохните нахрен!


Все работы на местности выполняйте в перчатках теплозащитного костюма, поверх которых оденьте перчатки гидрокомбинизонов.


Перчатки гидрокомбинизонов до окончания строительства укрытия без крайней необходимости не снимайте, так как после снятия влажные от пота изнутри перчатки на морозе быстро замерзают и повторно их одеть очень сложно.


Перед люком СА с помощью ножа-мачете очистите от снега площадку размером 2х2 м. Из купола парашюта вырежьте четыре куска ткани размером 6х6 метров каждый. Куски ткани сложите в пакет. Между первым и вторым слоями пакета уложите медицинскую накидку. Пакет по периметру и диагоналям свяжите отрезками парашютных строп. Накройте СА и площадку пакетом и закрепите его снизу по бокам кусками снега. Оборудуйте вход в укрытие и закройте его куском парашютной ткани.


На пол укрытия уложите гидрокомбинизоны, скафандры, ткань с интерьера кабины СА, ложементы кресел. Ложементы используйте в качестве сидений и для хранения в них средств носимого аварийного запаса.


ВНИМАНИЕ!


1. При выполнении работ на местности авиационный нож, нож-мачете и пистолет фиксируйте к руке (одежде) имеющимися на них фалами, чтобы предупредить их утерю. Упавший в снег инструмент, особенно в темное время суток, трудно будет найти.


2. Все средства носимого аварийного запаса и другое имущество уберите в укрытие. Оставленное вне укрытия имущество при пурге будет занесено снегом и отыскать его потом будет невозможно.


3. При длительном нахождении в укрытии вентилируйте его внутренний объем.


4. Принимайте все меры для предупреждения переохлаждения организма. В случае ощущений утомления, озноба, сонливости и переохлаждения примите 2 таблетки сиднокарбина. Затем через каждые 5 часов принимайте по 2 таблетки, но не более 4 раз в сутки. Таблетки находятся в надувном плотике блока № 3 носимого аварийного запаса.


5. Режим работы с аварийной УКВ-радиостанцией.


Находясь на местности по возможности заготовьте топливо для костра. На костре нагревайте воду в бачке носимого аварийного запаса. Для подогрева небольшой порции воды, чарки кофе используйте сухое горючее и коробку медицинской аптечки. Принимайте теплое питье. Нагретый с водой бачок помещайте под одежду, получая тем самым дополнительный источник тепла.


Находясь в укрытии и на открытой местности ведите само¬взаимоконтроль за самочувствием, проводите профилактику обморожения лица, пальцев рук и ног.

Теплозащитное укрытие типа снежной хижины целесообразно строить, когда на месте посадки снежный покров плотный и имеет глубину 1-1,5 метра.


Строительство укрытия требует хорошего навыка, большого физического напряжения и значительных затрат времени (3-4 часа).


продолжение следует.


автор: Тимофеев Ю.П. Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина 1995 год.

Исследователи космоса

16.3K поста46.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

3
Автор поста оценил этот комментарий
Неужели в 1995 году письменная грамотность уже настолько упала в ВВС... "Сдохните", вместо "Сдохнете" звучит как проклятие. Ну и "одеть одежду" и прочее... Мда...
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
1. Много "оденьте" вместо "наденьте".
2. Неужели космонавтам надо несколько раз повторять про изотоп цезия под днищем? Я с первого раза понял.
3. Реально в официальном тексте "Выполнение каких-либо работ со стороны днища СА ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Сдохните нахрен!"????
4. Зачем выдаётся двухдиапазонная рация, если работать на второй длине волны запрещается? Это психологический тренинг воли?

Ну и чисто советский метод обучения - давать определения канцелярским языком очевидным понятиям, типа что такое "выживание"...
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Пистолеты ведь уже не выдают

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

спать в пустыне под открытым небом может быть холодновато, имхо

хотя идея разместиться на ночь в углублении тента неглупая, ползучие гады не влезут

Автор поста оценил этот комментарий

О как раз завтра пригодится!