Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют

В свое время немцы поняли, что стандартное медицинское образование малость устарело и его недостатки слишком критичны. Настала пора вводить что-то новое. Это привело к тому, что сейчас в Германии медицину изучают по трем направлениям, которые очень сильно друг от друга отличаются. Лучше всего разница заметна на примере трех немецких вузов, находящихся в одной земле: Мюнстер, Аахен, Бохум. Про них речь в посте и пойдет.


Мюнстер — обычное направление — Regelstudiengang

Аахен — модельное направление — Modellstudiengang

Бохум — интегрированное реформированное направление — Integrierter Reformstudiengang

Переводы неточные, ибо понятия не имею, какие слова лучше подойдут, но для поста сойдет.


Обычное направление Мюнстер

Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет

На фотографии университетская клиника Мюнстера. Это чуть ли не самые высокие здания города, вид с них открывается шикарный.


Суть обычного направления заключается в том, что это направление... обычное. В своем предыдущем посте я писал, как выглядит стандартное медицинское образование в Германии, но если кто забыл/не читал, то вот схема. Сначала 2 года изучается теория в предклинике, потом 3 года болезни в клинике, а потом один практический год, во время которого студент работает в больнице.

Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет

Вот в обычном направлении и сохраняется такая схема. От стран СНГ различий не так уж и много, в посте большая часть перечислена. Различия между разными немецкими вузами в пределах одного направления тоже имеют место быть, но они не особо критичны.


У этого направления есть один большой минус: все предметы изучаются в отрыве друг от друга, нет никакой связи как между теоретическими предметами, так между клиническими. Просто учишь разные предметы, а потом в голове оно должно как-то связаться воедино. Конкретный пример, как оно примерно выглядит, будет ниже в этом же посте.


Именно этот недостаток и побудил людей экспериментировать с образованием. Результатом такого эксперимента стало...


Модельное направление Аахен

Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет

Одно из административных зданий университета Аахена: секретариат, пара ведомств и кафе для студентов


Немцы посчитали, что такой разрыв между теорией и практикой - полная хрень и пора вводить реформы: в модельном направлении студенты учат блоками строение какого-то отдельного органа, и ТУТ ЖЕ изучают, что с этим органом может пойти не так и как это лечить.


Начиная с третьего семестра обучение проходит в том числе и в больницах, максимум практики и максимум контакта с пациентами. Нет деления на предклинику и клинику, все изучается одновременно. Исключение составляют только первые два семестра, когда изучаются общие предметы, вроде биологии/физики/химии, но потом уже идет веселье. Вот пример.


Обычное:

Во 2 семестре изучим анатомию и биохимию всего тела, в 3 семестре изучим гистологию и физиологию всего тела, а в, допустим, 7 семестре изучим кардиологию.


Модельное:

В 3 семестре за 5.5 недель изучим строение сердца, его физиологию, биохимию, а потом сразу все болезни и как эти болезни лечить. 5.5 недель прошло, наступает очередь следующего блока - допустим, дыхательной системы. При этом 60% внимания уделяется теории и 40% клинике.


На сайте Аахена можно найти примерное расписание учебы, которое я перевел.

Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет
Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет
Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет

Я думаю, что в целом все ясно, хочу пояснить только по поводу 8 и 9 семестров. В 8 семестре курс делится на две половины. У первой половины семестр будет забит чисто практикой по тем блокам, которые уже были пройдены. Иными словами, БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ БОГУ ПРАКТИКИ. Вторая половина может сама решить, как они хотят провести этот семестр: они могут выбрать какое-то медицинское направление и работать полгода там, могут заняться исследованиями в лаборатории, могут поехать учиться на этот семестр заграницу, могут написать докторскую работу. Кстати, я говорил, что студенты-медики могут написать докторскую работу во время обучения, выйдя из вуза докторами медицины? Не говорил, поэтому говорю сейчас.


И заметили, как много предметов в первые два семестра? Это серьезно всë, никаких других предметов нет.

Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет

И эта методика работает! В 2013 году Аахен был топ-2 вузом по количеству сдавших 2 медицинский экзамен (из-за отсутствия деления на предклинику/клинику они не пишут первый экзамен). И если смотреть на рейтинг лучших медвузов Германии, то Аахен будет аж на 3 месте (Мюнстер, кстати, на 5).


Но не все так радужно. Во-первых, вузов с этим направлением не так уж и много: Аахен, Кëльн, Берлин и еще парочка, это при том, что всего медвузов 36. Во-вторых, многие немцы очень скептически относятся к этой идее в принципе, слишком уж радикальненько люди отошли от обычного направления. Тем более, что, в-третьих, если тебе не понравится и ты захочешь куда-то перевестись, то сделать это очень проблематично, ибо учебный план во всех вузах с модельным направлением отличается друг от друга, таких вузов мало и черт его знает, как это дело засчитывать.


А еще у них нет курса препарирования. В большинстве вузов изучение анатомии происходит посредством препарирования трупа самими студентами, а в Аахене на это банально нет времени. Для моей одногруппницы это было достаточным основанием не идти туда учиться.


Как я и сказал, модельное направление предлагает достаточно радикальный способ справиться с минусами обычного направления. Менее радикальный способ предлагает...


Интегрированное реформированное направление — Бохум

Золотая (золотая ли?) середина.

Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет

Люди говорят, что университет Бохума - это порт, а здания в нем - корабли знаний. Поэтично, не так ли? Он специально так и проектировался, а лекционный зал посредине должен своей белой крышей напоминать ракушку.

А еще на этой фотографии виден дом, в котором я сейчас я пишу этот пост, дианон.


Напомню главные особенности обычного направления:

-Четкое деление на клинику и предклинику

-Теоретические и практические предметы изучаются в отрыве друг от друга, из-за чего страдает общее представление обо всем.


И особенности модельного направления:

-теория и практика совершили БЕЗГРАНИЧНОЕ СЛИЯНИЕ, все изучается одновременно.

-Обучение проходит блоками, связанными с системами органов: за 5 недель выучиваешь сначала всю теорию про строение и функции сердца, а потом тут же учишь что там может пойти не так и как это лечить.


У обоих направлений есть свои плюсы, есть свои минусы. Интегрированное реформированное направление (ИРН) - это попытка ввести нечто среднее, добиться золотой середины. Как?

-Оставляем деление на предклинику и клинику

-Вводим обучение блоками: в первые два года теоретическими блоками, в следующие три практическими блоками.


Изучение сердечно-сосудистой системы в разных направлениях выглядит примерно (очень примерно) так:

Обычное направление: во втором семестре изучается анатомия, в третьем физиология, в допустим, 6 изучается терапия разных систем органов, в 7 радиология всего, в 8 хирургия всего. В каждом из этих предметов сердцу будет посвящено какое-то время занятий, потом внимание уделяется другим системам.


Модельное направление: в третьем семестре изучаются все вышеперечисленные предметы, но только по сердцу, другие системы практически не затрагиваются. Потом идет переход на дыхательную систему, где также изучается все вместе.


ИРН: в третьем семестре в течение месяца изучаются все теоретические предметы про сердечно-сосудистую систему: анатомия, физиология и т.д. А в 6 изучаются все практические предметы по сердцу: болезни только сердца, хирургия только сердца, фармакология только сердца, радиология только сердца.


Вот примерное расписание теоретических предметов. Если кому будет интересна (если кто-то до сюда дочитает :D) в том числе и клиника, то могу перевести.

Немцы-затейники или как в Германии с медицинским образованием экспериментируют Германия, Образование за рубежом, Мюнстер, Бохум, Аахен, Медицина, Длиннопост, Бонуса нет

В расписание не вошел такой интересный предмет, как ПОЛ, который преследует студентов все время обучения. Студенты собираются группой в 10 человек, получают какой-то медицинский случай и должны решить его, используя свои знания по всем предметам. После обсуждения каждый студент должен сделать какой-то доклад про тот орган, который разбирался на ПОЛе. Суть: помочь связать все системы организма в своей голове воедино. В первом семестре смысла в этом всем не так уж и много, но чем дальше, тем лучше.


Интересный момент: обучение в Мюнстере в предклинике проходит по обычному направлению, но в клинике вуз переходит на ИРН. Как я и говорил, немцы - затейники и не против поэкспериментировать со студентами.



На этом все, через пару месяцев, возможно, запилю пару подроных постов про обучение в Мюнстере и Бохуме в первом и в втором семестре, ибо как раз начнется самое интересное - курс препарирования. Всем удачи, надеюсь, было интересно

Отсюда

Жизнь пикабушников за границей

5.1K постов35.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова


— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики


— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)

Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.


// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.

24
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, как же классно там обучают медицине..
-студентам дают препарировать труп —это ж мечта;
- изучают систему, а потом по ней практика — мечта;
- учась в медвузе можно защитить докторскую — охренеть.
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
У нас на дереве тоже с медициной экспериментируют, одни подорожник водой моют,а другие слюной
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

модельное обучение очень понравилось как идея. намного лучше чем то, что имеет у нас сейчас)

раскрыть ветку
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Классно. Все подробно расписал. Спасибо за пост.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Вы в Ойропахаус живете?)