Немного об общественном сознании и силе Пикабу

Всё началось вот с этого комментария: тык, который я написал больше от накипевшей досады, чем надеясь быть услышанным, но который тем не менее набрал удивительно много позитивных отзывов и несколько просьб запилить это отдельным постом. Некоторая беда состоит в том, что однажды начав говорить на подобные темы, мне бывает сложно остановиться, и объём душевных излияний, которые могут извергнуться в таком процессе, укачает даже терпеливых. Но всё-таки я начну, а если кто-то поддержит, то может быть и продолжу (хотя чувствуется, что надо будет выделить под это отдельное сообщество или хотя бы тег, чтобы не изнурять не готовую к такому публику).


Ни для кого особо не секрет, что пикабу давно не только развлекательный сайт. Здесь полно политики или просто общественно резонансных постов, часть из которых постится с умыслом, часть — просто от невыносимой чёткости бытия. И в общем-то, само по себе это скорее хорошо, ведь в наш век засилья всевозможной пропаганды и переизбытка информации бывает так трудно найти ресурс, где сравнительно свободно высказаться на большую аудиторию может действительно любой. Пикабу в целом даёт эту возможность. Но у меня есть ощущение, что мы с вами, господа, пользуемся сей прекрасной возможностью неправильно.



К чему я призиываю:
1. Не постить и не плюсовать чернуху ради чернухи.
Конечно, тег "негатив" при верном использовании уменьшает проблему, но не слишком понятно, вообще, зачем. Важное замечание: под чернухой ради чернухи я называю гневные посты вида "со мной так нехорошо поступил(а) яжмать/яжбабка/яждитя/яжподросток/яжбывшая/яжсудьба", в которых идёт обливание грязью какой-нибудь категории населения, зачастую с явственно необъективной манерой повествования, но нет никакого конструктивного начала.

Совсем другое дело — посты, в которых действительно нужен общественный резонанс и помощь пикабу. Такие посты я всеми силами одобряю (хотя тег негатив всё равно лучше бы ставить). Ещё раз, я одобряю использование пикабу как площадки для общественной взаимопомощи, но  осуждаю жалобы, никак не приближающие решения проблемы.


2. Убавить деструктивный пессимизм, оставив конструктивный.

Всё плохо. Этот тезис можно принимать или нет, и я не навязываю здесь никакой позиции. Да, в городе, стране, мире есть проблемы, и да, некоторые из них весьма серьёзны. Самая острая для жителей России сегодня, как кажется, — неистово растущий уровень социальной несправедливости. Проблемы нуждаются в исправлении. Такой тезис я называю конструктивным пессимизмом.


Сделать с этим ничего невозможно, незачем даже пытаться отстаивать свои права, призывать общественность, будоражить умы идеями лучшего мира, надо дожить последние дни и умереть с кислой миной, не вступая ни в какую борьбу, потому что чиновники/полицаи/яжматери/злой рок всё равно тебя задушат. Этот тезис я называю пессимизмом деструктивным.

Итак, я очень прошу комментаторов, даже тех, кто не верит в свои силы и силы ближнего, не мешать ближнему, который всё-таки отважился на ту или иную борьбу своим "всё равно у тебя ничего не выйдет". Подробнее этот тезис расписан в том же комментарии: тык, и я не хочу совсем уж его повторять.



3. Постить и плюсовать больше (гораздо больше) постов, относящихся не только к проблеме, но и к её решению.

Простой пример: недавно по пикабу прокатилась волна постов о всевозможных шахтёрских забастовках. Так вот, посты о том, как охренели работодатели почему-то набирали гораздо больше плюсов, чем посты о том, как в итоге бастующие добивались своего. Даже понятно, почему. Люди любят драму, а хеппи-энды скучны. Но всё это подрывает уверенность в себе.


Опять же, ненависти к власти у народа хватает, это уже невооружённым глазом видно. После пенсионной реформы даже самые слепые части общества более-менее прозрели, и сомнений почти не осталось. Но чего у народа нет вообще, так это веры в себя. Мы видим классический симптом слона на привязи, который не может поверить в свои силы и продолжает уныло стоять, лишь изредка повизгивая. Поэтому я призываю обращать гораздо больше внимания на те случаи, когда усилия таки дали результат, чем на те, где просто кто-то обнаглел.


Итог: главная проблема любого общества — не крайняя степень наглости отдельных его представителей, а полное попустительство большинства. И подогревается это попустительство в первую очередь упрямой верой в то, что никто ничего не может, кроме них. И всё-таки, путь в тысячу ли проходим, и начинается с одного шага. Но прежде, чем он будет сделан, нужно хотя бы поверить, что путь существует, что лучшее общество возможно и может быть построено нашими силами, а значит и должно быть ими построено. И первая, самая маленькая толика, которой я прошу от всей миллионной аудитории сайта — перестать культивировать синдром беспомощности. Поощрять борющихся и оставить прогнозы печального бессилия. При этом я совсем не призываю к революциям, бунтам, массовым поджогам. Это крайняя мера, которой лучше избегать до тех пор, пока есть хоть какой-то другой путь. Призываю я прежде всего к активной гражданской позиции в рамках права. Жаловаться и судиться с подлецами столько, сколько это возможно. Не забивать на мелких воришек и крупных жуликов, осуждать знакомых, бахвалящихся спёртым с работы ведром гвоздей и незамеченной ездой в состоянии опьянения, не мусорить на улице и не парковаться как мудаки и не давать другим делать это. Да, это лишь первый шаг на пути в тысячу ли, но и он должен быть сделан.

Да, на пикабу не распространена АУЕ-концепция "зачем ты лезешь не в своё дело, не мешай ровным пацанам жить", но на пикабу чертовски популярна позиция "зачем ты лезешь не в своё дело, ты всё равно ничего не сможешь", которая по существу ведёт ровно к тем же выводам, пусть под прикрытием более благородных идей. Хватит осуждать на пикабу тех, кто пикабу не читает. Они не услышат нас здесь. Но чтобы стать громче, сперва нужно выплюнуть собственный кляп деструктивного пессимизма и попустительства.

P.S. Спасибо @Sova1998, @dededesgfdgs, @dwarfus, @futball, @Begemot911, @PollySchade, @vik101112, @m1ndst0rm, @grandmagusXD, @snusmumer, @Konovale за то, что своей поддержкой они подтолкнули меня самого наконец написать всё это, и спасибо всем прочитавшим. Спасибо и тем, кто не согласившись со мной, стал всё же аргументировать свою позицию, вместо того, чтобы просто поставить минус и сделать вид, что его это не касается.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

У меня вот, буквально сейчас, сформировалась хлипкая теория:

В США после дикого запада сформировался культ Оружия и независимости личности проистекающего из него.
У нас же бывших крепостных с совковским воспитанием(не выделяйся, ты чё самый умный, будь как все, не отрывайся от коллектива и тд) есть 90-е, когда, возможно, власти умышленно показали "к чему приводит свобода". Свобода у нас - беззаконие, воля народа - революция(которая обязательно приводит к пиздецу), Власть - кто-то недосягаемый.

Как мне кажется, чтобы вытащить Россия из грязи, необходима реформа(даже революция) системы образования.
Молодые прогрессивные преподаватели с достойным уровнем жизни на смену советских учителей. Обязательно они должны быть свободными от навязанных идей коллективизма.
Уменьшить заполненность классов, что повысит уровень образованности населения, однако требует большее количество учителей.
Смещение акцента в изучаемой в школах истории с Государей России(по Карамзину) на историю общемировую. И ликвидировать оторванность России от всего мира и национализм.
Ввести обязательные кружки по подобию японских школ, что даст лучшую социализацию и сгладит "ашки против бэшек".

Ликвидировать пропагандистские клише в СМИ: "немец..." "австрийка..." "американец..." "Аршавин выступит против бразильцев..." "россиянин в Италии отравился..." и тд.

Россию необходимо интегрировать в Мир.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Про воспитания, мне кажется, надо смотреть ещё глубже. В конечном счёте, почему в США и Германии всё так бохато писал Вебер: Протестантская этика и дух капитализма. Если коротко, то классический кальвинизм и большинство других сортов протестантизма говорят, что много зарабатывать (но не копить, а вкладывать в дело) — богоугодно. Протестантизм уходит на второй план, а эта идея у людей остаётся. Православная культура же наоборот культивирует смирение и терпение, которое меняет формы, но всё ещё сидит в умах как главная добродетель.

Реформа образования и здравоохранения — первое дело любого нового правительства, хотя я бы сказал, что до этого шага нужно пройти ещё какой-то путь.


Пропагандистские клише... По-хорошему, нужно убирать любые жёсткие дихотомии самоидентификации. Не только русский/немец, православный/мусульманин, но и рабочий/бизнесмен, технарь/гуманитарий, москвич/житель регионов, горожанин/деревенщина, военный/гражданский и все другие баррикады, разделяющие общество на противоборствующие группировки.

Мир рано или поздно станет един, этого вряд ли удастся избежать. Вопрос не в том, нужно ли интегрировать, а в том, как делать это, не теряя своего, но и не создавая ненужных конфронтаций.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Чтоб давать такие советы, космического масштаба, нужно немного знать историю страны, а то получается космическая глупость.


Понимаете какая штука, Россия почти полностью лежит в зоне рискованного земледелия. А это значит, что либо ты в коллективе, и всей толпой работаете - либо Вы подыхаете.

Индивидуалист в России исторически не выживает.

Стоит вам приболеть на недельку в самый нужный момент - и ВСЁ!

Это Вам не Таиланд, где в любой момент сажать рис можно, и не Германия с ее несколькими урожаями по целому ряду культур, и плодородностью.


И я вот как-то не хочу интегрироваться в Мир, чтоб там конкурировать с немецкими-французскими  урожаями по 80 ц/га   со своим 30 ц/г и то не каждый год.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

буквально сейчас, сформировалась хлипкая теория

Ну так экспромт же

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку