Немного о Як-130

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Огромное спасибо всем на меня подписавшимся и тем, кто интересуется авиацией. Хочу рассказать тонкости Як-130, надеюсь, многим будет интересно. Я фанат голубеньких Яков, так что прикреплять постараюсь именно их.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Первое, что я узнал о самолете, так это то, что у него огромная такая жопа.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Еще на самолете непропорционально огромный киль. Был бы меньше -- на больших углах атаки он затенялся бы крылом, и самолет бы терял путевую устойчивость.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

В общих чертах Як-130 является современным учебно-боевым самолетом. Современнее него только Су-57. Курсанты летают на нем с 2016г. Для погдотовки летчиков к двухдвигательным совершенным боевым самолетам как раз и нужен такой "маленький иструбитель". Маневренность не хуже Миг-29, а кабина еще проще, чем на Су-30см.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

На Як-130 есть 9 точек подвески (!). Он может нести до трех тонн боевой нагрузки: 4 ракеты + 4 бомбы до 500кг и пушка? Можно вешать. Или вместо бомб подвесные топливные баки? Или блоки неуправляемых ракет? Или вместо упр ракет тепловые ловушки? Все зависит от задачи. Кстати, пушка ГШ-23Л, как на Су25 вешается под брюхо.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Двигатели самолета расположены под углом 9град относительно оси, так как над двигателями находится ВСУ. Видмо, по-другому сделать не получалось.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Як-130 разрабатывался совместно с итальянской и китайской компаниями. Китайцы пошли немного другим путем: отказались от ВСУ, поставили двигатели с форсажной камерой и получили сверхзвуковой учебно-боевой самолет L-15.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

На крыле и стабилизаторе самолета есть уступы, "аэродинамический зуб". Если на крыле он нужен для устойчивого полета на больших углах атаки, но на руле высоты -- чтобы рулевая поверхность не попадала в струю выходящих газов двигателя. Просто вырезали мешающий кусок (на китайском L-15 уступа нет).

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Интересное техническое решение: флюгер угла атаки объединили с ПВД (приемник воздушного давления) и получили "ДАП" (датчик аэродинамических параметров). Но для надежности на самолете ниже установлены два приёмника полного давления (ппд), два отверстия приемника статического давления (псд). Все на фотках. В итоге система дублирована 4кратно.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост
Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Особеннтстей еще много можно вспомнить, но, пожалуй, напишу еще один пост немного позже.

Авиация и Техника

9.2K постов17.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Для меня как-то удивительно что при разработке сотрудничали с итальянцами и китайцами
раскрыть ветку (7)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Государство денех не давало. Пришлось искать за рубежом.
Собственно, Як-130 разрабатывался в те времена, когда авиационные фирмы существовали в основном за счёт иностранных вливаний и экспорта.

10
Автор поста оценил этот комментарий

Там скорее всего принцип, вы нам башляете на разработку, а мы вам чертежи потом дадим

4
Автор поста оценил этот комментарий
Его делали с хитрой системой имитирующей характеристики других самолетов. Вот вроде как для этого и сотрудничали
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Хмм. Интересно как это реализовано
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Примерно так

https://youtu.be/UE6bRwVa8ag?t=1297

1
Автор поста оценил этот комментарий
Итальянцы, как и китайцы переработали конструкцию под себя. Итальянцы сделали клее-клепаное крыло, тем самым увеличили ресурс, боевую живучесть и слегка уменьшили вес.

Так что это не одинаковые самолеты.
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Я тут заметил, американцы тоже рассматривали свой проект Т-100 в качестве учебного. Тоже с итальянцами сотрудничали
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку