Немного о Як-130

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Огромное спасибо всем на меня подписавшимся и тем, кто интересуется авиацией. Хочу рассказать тонкости Як-130, надеюсь, многим будет интересно. Я фанат голубеньких Яков, так что прикреплять постараюсь именно их.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Первое, что я узнал о самолете, так это то, что у него огромная такая жопа.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Еще на самолете непропорционально огромный киль. Был бы меньше -- на больших углах атаки он затенялся бы крылом, и самолет бы терял путевую устойчивость.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

В общих чертах Як-130 является современным учебно-боевым самолетом. Современнее него только Су-57. Курсанты летают на нем с 2016г. Для погдотовки летчиков к двухдвигательным совершенным боевым самолетам как раз и нужен такой "маленький иструбитель". Маневренность не хуже Миг-29, а кабина еще проще, чем на Су-30см.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

На Як-130 есть 9 точек подвески (!). Он может нести до трех тонн боевой нагрузки: 4 ракеты + 4 бомбы до 500кг и пушка? Можно вешать. Или вместо бомб подвесные топливные баки? Или блоки неуправляемых ракет? Или вместо упр ракет тепловые ловушки? Все зависит от задачи. Кстати, пушка ГШ-23Л, как на Су25 вешается под брюхо.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Двигатели самолета расположены под углом 9град относительно оси, так как над двигателями находится ВСУ. Видмо, по-другому сделать не получалось.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Як-130 разрабатывался совместно с итальянской и китайской компаниями. Китайцы пошли немного другим путем: отказались от ВСУ, поставили двигатели с форсажной камерой и получили сверхзвуковой учебно-боевой самолет L-15.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

На крыле и стабилизаторе самолета есть уступы, "аэродинамический зуб". Если на крыле он нужен для устойчивого полета на больших углах атаки, но на руле высоты -- чтобы рулевая поверхность не попадала в струю выходящих газов двигателя. Просто вырезали мешающий кусок (на китайском L-15 уступа нет).

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Интересное техническое решение: флюгер угла атаки объединили с ПВД (приемник воздушного давления) и получили "ДАП" (датчик аэродинамических параметров). Но для надежности на самолете ниже установлены два приёмника полного давления (ппд), два отверстия приемника статического давления (псд). Все на фотках. В итоге система дублирована 4кратно.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост
Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Особеннтстей еще много можно вспомнить, но, пожалуй, напишу еще один пост немного позже.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Двигатели так развёрнуты из-за воздухозаборника, а не ВСУ.
И ещё, 9-я фотка лишняя - это моделька ))))

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот Вам не моделькина фотка )

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо.

Вот вам за это моделькина фотка.

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Какая разница, если модель повторяет контуры реального? Почему на китайском вздхзб такие же, а движки прямо?
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

У L-15 двигатели стоят дальше и можно сделать ВУ двойной кривизны, так чтобы перед входом в двигатель был прямой участок ВУ.
И ещё одна причина - стабилизаторы. У L-15 они по бокам и не мешают выхлопу, а у Як-130, если движки повернуть в ноль, они будут жечь стабы.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Не повторяет - видно, что тяп-ляпистое тиснение и модельный привод руля направления.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Обычно ось вектора тяги двигателей направляют через центр масс, дабы не нужно было парировать моменты рулевыми поверхностями и увеличивать сопротивление. На таком угле потери тяги меньше чем потери на сопротивление при отклрненной механизации. Еще при отказе одного из моторов расчет должен быть на сохранении управляемости, так что отклонение вектора тяги не через центр масс может плохо сказаться, а рули чрезмерно большими делать тоже не хорошо
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку