Немного о каронимике.

Каронимика — это наука (от греческого "КАРАБОС" — корабль, "ОНОМА" — имя). Первоначально термин звучал как «карабонимика», но впоследствии было принято более благозвучное название. Каронимика изучает историю и происхождение корабельных названий, показывает истоки именования судов, традиции и системы наименований на флотах.

Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем — Петром Первым. К началу 20 века эти традиции сложились в определенную систему номинации: подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами.

"Орел"

Немного о каронимике. Флот, История, Длиннопост

«Орел» — первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел же был и сегодня снова есть геральдический символ государства российского, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах.

То, что Петр Первый взял на себя разработку правил именования судов и кораблей, вопросов не вызывает. После своей первой заграничной командировки, где он познакомился с иностранной системой геральдики, Петр начал революционную работу не только по созданию флота российского, но и по составлению его геральдики, в которую входило не только имя корабля, но и герб, и девиз.

Можно сказать, что государь император даже несколько увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Что сказалось на именах кораблей того времени. Чтобы понять, что имел в виду автор имени корабля, иной раз необходимо было понимать и знать суть девиза. Например, корабль "Бомба" имел девиз "Горе тому, кому достанусь", "Черепаха" — "Терпением увидишь делу окончанье", "Три рюмки" — "Держи во всех делах меру".

Система именования российских кораблей стала принимать конкретные очертания к 1720-1730 годам, когда Петр Первый приступил к созданию Балтийского флота.


Естественно, много кораблей получали имена религиозного содержания. «Двенадцать апостолов», «Гавриил», «Ягудиил», «Архангел Михаил», «Богоявление господне», «Три иерарха», «Святой Павел», «Святое пророчество».

Три святителя.

Немного о каронимике. Флот, История, Длиннопост

Участник средиземноморской эскадры адмирала Сенявина, флаг-офицер Свиньин в своих дневниках писал так:

"Никогда так не поражает странность имен некоторых наших кораблей, как при ответах капитанов, когда опрашиваемы они бывают ночью часовыми. На вопрос "Кто идет?" капитан должен назвать имя своего корабля, и потому как странно слышать, что идет "Святая Елена", "Зачатие Святой Анны"…

Конечно, сегодня такой практики нет, и нет давно. Но думаю, что имена вроде «50 лет шефства комсомола", "Имени XXVI съезда КПСС", "Имени 70 лет ВЧК КГБ" звучали бы ничуть не страннее «Трех иерархов».


Помимо религии, имена кораблей увековечивали победы русского оружия. Так, уже в 1710-х годах появились «Азов», «Полтава», «Лесное», «Гангут». Эта традиция продолжится до конца империи и (к счастью) переживет ее.


В 1703 г. на петербургских верфях строились фрегаты "Петербург", "Кроншлот", "Дерпт", "Нарва". Далее были "Рига", "Выборг", "Пернов", "Ингерманланд", "Москва", "Астрахань", "Дербент". За исключением «Москвы» все корабли олицетворяли собой победы русского государства и приобретение новых территорий, либо возвращение утраченных.

Одна из главных традиций каронимики, заложенная Петром Великим, — это преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях.


На Балтике повторялись имена периода Азовской флотилии — "Лизет", "Мункер", "Дегас", "Фалк", "Луск" ("Рысь"), "Фалк" ("Сокол"), "Елифант" ("Слон"). Там же, в составе Балтийского флота, до 1725 г. дважды повторились "Нарва", "Выборг", "Шлиссельбург".


Время — главный и самый страшный враг деревянных кораблей. Порой гниль в спокойное мирное время была более эффективна, чем огонь любого сражения. И корабли, естественно, умирали. Но имена не забывались, продолжали жить.


После смерти Петра Великого заложенные им традиции и данные им указания выполнялись исправно. так, в конце 1729г. Адмиралтейств-коллегия писала:


"Корабль "Штандарт" хотя оный именем… императорского величества указом для памяти велено было хранить, но за гнилостью никак в хранение содержать его не можно, …вместо оного "Штандарта" для памяти того имени, такой… сделать новый".


Из Указа Адмиралтейств-коллегии, ноябрь 1929 года.

"Штандарт" в наши дни

Немного о каронимике. Флот, История, Длиннопост

Петровская практика передачи имен кораблей от одного поколения к другому, привела к образованию династии — цепочек "одноименцев".


За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия:


"Надежда" — 22

"Москва" — 18

"Нарва" — 14

"Меркурий" — 11

"Выборг" — 10

"Полтава", "Самсон" — 8

"Не тронь меня", "Азов" — 7

"Ингерманланд" — 6

"Штандарт" и "Гангут" — 5


Некоторые имена до сих пор живы, перейдя из российского императорского флота через советский ВМФ снова в российский.

Заслугой Петра Первого, помимо создания флота (то есть величайшая заслуга), стало и формирование определенной системы каронимики.

Линейным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали победы, городов и земель, а также святых.

Корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо аллегорическими именами.

Гребные и парусно-гребные суда, скампавеи, галеры, прамы носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

Увеличивался флот, появлялись суда различных назначений, и каронимика приобретала новое содержание.А в начале 19 века в именах впервые появились признаки серийности. — например, три «богини»: фрегаты «Аврора», «Паллада» и «Диана».

Фрегат "Паллада"

Немного о каронимике. Флот, История, Длиннопост

К концу 19 века флот уже создал более-менее стройную, хотя и не лишенную исключений систему наименования кораблей. Она сочетала в себе вертикальную традицию передачи исторических имен с горизонтальным разделением между классами кораблей, а также интенсивно развивалась, изобретая каронимы для кораблей новых классов.


Линейные корабли (броненосцы и дредноуты) именовались:

— в честь монархов правящего дома (от «Петра Великого» до «Императрицы Марии»);

— группой религиозных каронимов («Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Сисой Великий», «Андрей Первозванный»);

— в честь побед России («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь»).

Новый крейсерский класс потребовал и новых имен и правил.


1. Крейсеры забрали себе всю характерную доимперскую и легендарную каронимику: «Варяг», «Рюрик», «Аскольд», «Олег», «Богатырь», «Рында», «Светлана», «Витязь», «Баян», «Новик», «Боярин», «Громобой», а также «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».

Баян

Немного о каронимике. Флот, История, Длиннопост

2. Крейсерами же были освоены «адмиральские» имена. Это выразилось в серии легких крейсеров, названных в честь Нахимова, Корнилова, Спиридова, Грейга. Традиция эта была сравнительно молодой: первые «адмиралы» (в виде броненосных фрегатов) появились на флоте только в 1860-х годах.

3. Была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.

Диана

Немного о каронимике. Флот, История, Длиннопост

4. Легкие крейсеры 2 ранга стали именовать по названиям драгоценных камней («Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»)

Последними свою систему именования получили подводные лодки. Субмарины главным образом именовались рыбами и морскими гадами.

Этот пост тишь затравка, чтобы заинтересовать Вас славной историй русского флота.

https://topwar.ru/103260-rossiyskaya-karonimika-vzglyad-vper...

2
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересно написано, пиши ещё
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Из Указа Адмиралтейств-коллегии, ноябрь 1929 года."

Несколько озадачился датой.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Что ни пост, то

Иллюстрация к комментарию