Не предавший свою родину.

Не предавший свою родину. Патриотизм, Великая Отечественная война, Длиннопост

Известный русский политик, лидер партии кадетов Павел Николаевич Милюков после революции и поражения Белого движения поселился в эмиграции во Франции. Крайне важно и интересно рассмотреть его отношение к Советской власти и Советской России.

В своей работе «История второй русской революции» (1921) Милюков довольно высоко оценивает большевиков как противника и даёт им объективную оценку. Он отмечал, что Ленин «централист и государственник – и больше всего рассчитывает на меры прямого государственного насилия».

Пока остальные лишь болтали, большевики действовали, добивались своих поставленных целей. Они укрепили свои позиции в армии и на флоте и смогли захватить власть в Советах. В своей работе «Большевизм как международная опасность» (1920) Милюков писал, что лучший способ одержать победу – это не представлять своего противника слишком слабым и легкомысленным. Это нужно, чтобы «глубже понять и вернее сокрушить его».

В 1925 году в своей газете «Последние новости» признал и не побоялся публично заявлять, что «есть случаи, в которых Советское правительство представляет Россию, – например, в некоторых случаях внешней политики».

При этом он активно выступал за то, чтобы иностранные государства не признавали этого правительства. В феврале 1932 года в Париже Милюков сделал доклад «Дальневосточный конфликт и Россия», посвящённой японской агрессии в Маньчжурию, угрожавшей вторжением в СССР. Тогда возникла кампания по агитации русской белой эмиграции принять участие в этой агрессии на стороне Японии. В своей речи он заявил следующее:

- Я считаю, что есть случаи, когда Советская власть действительно представляет интересы России. Пусть белогвардейцы хорошо подумают над тем, что они замышляют... Я считаю, что нам нужно желать, чтобы Советская власть оказалась достаточно сильной на Дальнем Востоке. Мы не в состоянии при нынешних условиях сами бороться за нашу землю. Становиться же на другую сторону баррикад было бы для нас преступно. Россия была, есть и будет!

За эти слова он подвергся бойкоту и травле, его назвали гнусным предателем и изменником. Впрочем, среди белой эмиграции были те, кто поддерживал позицию Павла Николаевича, в частности, генерал Деникин. Мир жил в ожидании большой войны, поэтому Милюков внимательно следил за развитием событий, публикуя в газете аналитические обзоры международных отношений.

Его внешне политическая позиция определялась тем, насколько то или иное событие способствует повышению обороноспособности России, росту её мощи и превращению в великую державу. Поэтому он приветствовал заключение пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году и поддержал СССР в войне с Финляндией. «Мне жаль финнов, но мне нужна Выборгская область», писал он в письме одному из своих друзей (другой вариант – «Мне жаль финнов, но я — за Выборгскую губернию»).

В июне 1940 года Франция была оккупирована немцами. Милюков категорически отказался уезжать в США, куда его настоятельно звали переехать его друзья. Но он верил в скорую победу над фашизмом и пожелала остаться. Для этого он перебрался в зону, которая не была оккупирована немцами и контролировалась т.н. правительством Виши, называвшемся так по имени «столицы», известного курортного городка, где располагалась администрация во главе с маршалом Петэном.

Сперва Милюков с женой жил в Виши, потом перебрался в Монпелье, а в апреле 1941 года осел в маленьком курортном городке Экс-ле-Бэн, близ швейцарской границы. Павел Николаевич внимательно следил за положением на советско-германском фронте: с самого начала войны он занял твёрдую патриотическую, пророссийскую позицию и всей душой желал победы своей Родине, тяжело переживал поражения Красной Армии.

С огромным волнением он, подобно другому русскому эмигранту, находившемуся в нейтральной Швейцарии Ивану Ильину, с огромным волнением ожидал исхода сражения под Сталинградом. В письме другу от 26 сентября 1942 года он писал: «Это неверно, что история не делится на картины. Сейчас одна такая картина перед нами: «Сталинград». Вот и размышляйте, что будет в случае того или иного исхода. Во всяком случае, тут поворот, и «картина» будет другая».

И когда пришло известие о грандиозной победе Красной Армии под Сталинградом, Милюков искренне и от всей души радовался этому. Тогда же он написал свою знаменитую статью «Правда о большевизме», над которой начал работать ещё весной 1942 года. Это был его ответ на статью эсера Марка Вишняка под названием «правда антибольшевизма». В ней содержится, в частности, фраза, которая покажется нам очень знакомой, так как мы часто слышим её от самых разных людей с телеэкранов в самых разных формах: «Русский народ проявляет сейчас чудеса храбрости не благодаря советскому режиму, а вопреки режиму».

Милюков же заявил о своей солидарности с СССР в этот тяжёлый для нашей страны час:

«Бывают моменты, – это ещё Соломон [другой вариант – Солон – С.З.] заметил и даже в закон ввёл, – когда выбор становится обязательным. Правда, я знаю политиков, которые со своей «осложнённой психологией» предпочитают отступать в этих случаях на нейтральную позицию: «Мы ни за того, ни за другого». К ним я не принадлежу. <…>

Утверждать, что отношение к власти армии и населения сплошь «остаётся враждебным», значит присоединиться к ожиданиям неприятеля, тоже не сомневавшегося, что народ восстанет против правительства и режима при первом появлении германских штыков. В действительности этот народ в худом и в хорошем связан со своим режимом. Огромное большинство народа другого режима не знает. Представители и свидетели старого порядка доживают свои дни на чужбине. Народ не только принял советский режим как факт, он примирился с его недостатками и оценил его преимущества.

Советские люди создали громадную промышленность и военную индустрию, они поставили на рельсы нужный для этого производства аппарат управления. Упорство советского солдата коренится не только в том, что он идет на смерть с голой грудью, но и в том, что он равен своему противнику в техническом знании, вооружении и не менее его развит профессионально».

Эта его статья была последним, что он написал в своей жизни. Её тайно печатали на ротаторе, делали машинописные копии, подпольно распространяли среди русских эмигрантов, многие из которых потом вступили в ряды борцов Сопротивления.

Это был своеобразный гимн «боевой мощи Красной Армии». Павел Николаевич, к сожалению, так и не дожил до Великой Победы русского оружия – он скончался 31 марта 1943 года. Но он до последнего вздоха верил в то, что русский народ победит.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Ну такое себе..

Но он хотя бы достоин звания оппозиционера.

А не нынешние либерасты...

2
Автор поста оценил этот комментарий
Милюков свой выбор сделал. Что бы не было написано.... здесь, и в его бумагах
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ну сами то большевики, ещё как желали поражения России в первой мировой и использовали войну для свержения власти по полной программе.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Не предавший свою родину.        
после революции и поражения Белого движения поселился в эмиграции во Франции.

ясно-понятно...

раскрыть ветку
ещё комментарий