Настолки для всех - 2. Каркассон

В цикле «настолки для всех» я постараюсь простым языком рассказать о том, во что можно поиграть семьями и с детьми, где и почем купить игры, и даже как изготовить их самостоятельно. А там, глядишь мы с вами доберемся от «Монополии» и бродилок до «Агриколы» и «Покорения Марса» - хотя это совсем и не обязательно.


В первом посте мы познакомились с "Мачи Коро", а сегодня поговорим о "Каркассоне".

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

"Каркассон" - это действительно знаковая игра для всей настольной индустрии. Свет она увидела еще в 2000 году, и с тех пор издается, издается и издается. У «Каркассона» есть множество разновидностей (включая Каркассон по Звездным Войнам) и тьма тьмущая дополнений (среди которых есть и действительно интересные, и совсем бросовые, вроде катапульты, которой нужно пулять на игровое поле своих миплов). К тому же, если я ничего не путаю, миплов – забавных фишек в виде человечков (или, по крайне мере, само слово «мипл») подарил настольному миру именно «Каркассон».


Создатель «Каркассона» – немецкий учитель музыки Клаус-Юрген Вреде, и для него это была первая разработанная настолка. Даже если бы он больше не создал (а он пока и не создал) ничего столь же гениального, имя его золотыми буквами вписано в настольную историю.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

А сподвигла учителя на создание игры реально существующая французская крепость Каркассон, в которой он побывал на экскурсии. Хотите узнать, насколько Каркассон похож на «Каркассон» – вперед, во Францию!

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост
Мое знакомство с этой игрой состоялось не так уж и давно – в начале 2016-го. Устав от «Манчкина», я искал в интернетах, какую бы игру можно было сваять в домашних условиях без особых усилий. «Каркассон» как раз подошел – квадратики и трек для подсчета очков уместились на десяти листах бумаги А4, а вместо фишек мы с женой конфисковали у дочери разноцветную мозаику.


Да, отвлекусь на важный для всех домашних изготовителей настолок совет – если вы не уверены, что игра вам понравится, не надо делать ее дорого и суперкачественно. В топку толстый картон и миниатюрки на 3D-принтере – понравится, сделаете нормальный экземпляр, не понравится – будет не жалко выбросить.


Сыграв несколько партий в самиздат, мы с женой дружно сказали: «годно», и заказали игру в сети «Эльдорадо». Почему именно там? До недавнего времени цены на популярные настолки в сетях электроники были ниже, чем у их производителей – невероятно, но факт. Потом эту лавочку, к сожалению, прикрыли и теперь везде действуют РРЦ. Так вот, «Каркассон» нам обошелся тогда в 1390 рублей, и это была не базовая игра, а издание «Королевский подарок», в которое сразу входят и база, и комплект фишек для игры вшестером, и четыре дополнения. Дополнения вносят разнообразие в достаточно сухой игровой процесс, поэтому если вам понравилась игра, берите сразу с ними. Чуть позже мы прикупили еще одну коробку с допами – «Дворяне и башни», но она осталась практически нетронутой до сих пор, «Королевского подарка» оказалось достаточно.


Сколько стоит. Базовая коробка в магазине обойдется вам в 1290 рублей, за «Королевский подарок» придется отвалить 2490. Но не отчаивайтесь, если ваши финансы ограничены – б/у игры вы найдете на барахолках за 500 и 1500 соответственно. А так как изнашиваться в игре особо нечему, это вполне приемлемый вариант.


Требования. Игра предназначена для детей от 8 лет (а для тех, кто младше, есть специальная версия «Дети Каркассона» с упрощенными правилами), сыграть в базовую коробку смогут 5 человек, в «Королевский подарок» - 6. Заявленное время партии от 30 до 90 минут, но 90, на мой взгляд, даже со всеми дополнениями – явный перебор, ни разу мы столько не играли.


Состав игры. Про дополнения из «Королевского подарка» я расскажу чуть ниже, а пока остановимся на базовой игре. В нее входят правила, трек для подсчета очков, 72 квадратика (тайла) с частями крепости и человечки-миплы пяти цветов – по восемь штук на каждого игрока.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

А вот и наш герой, жертва заводского брака – синий и хромой мипл, в честь которого и был назван наш кемеровский клуб настольных игр. И креативить особо не пришлось.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

Сеттинг. «Каркассон» - игра достаточно абстрактная, и погрузиться с ее помощью в средневековую жизнь с головой вряд ли получится. Если коротко, игроки получают в свое распоряжение клочки земли и с помощью своих подданных пытаются выгодно их использовать. Любителям игр исключительно про поржать – таких как «Манчкин» и «Крагморта» – «Каркассон», скорее всего, покажется скучным, хотя и здесь можно троллить других игроков, ловить лулзы и даже заключать временные альянсы и перемирия.


Правила. Каждый игрок получает в свое распоряжение восемь подданных – миплов. Один из них заканчивал средневековую школу, поэтому он ставится на трек для подсчета. Остальных вы в процессе игры будете превращать в крестьян, разбойников, монахов и рыцарей – по необходимости.

Игра начинается с поиска среди тайлов стартового квадратика с темной рубашкой. С него и начинается «строительство» игрового поля. У наиболее упоротых фанатов «Монополии» «Каркассон» может вызвать когнитивный диссонанс – здесь нет кубиков, нет карточек, и даже денег нет, а поле составляется в процессе партии самими игроками, и каждый раз оно будет отличаться от предыдущего – потом не говорите, что я вас не предупреждал.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

Так вот, возвращаемся к правилам. Все остальные тайлы кладутся рубашкой вверх в крышку от коробки, либо просто кучей на стол (а если вы обладаете навыками кройки и шитья – сшейте для них красивый мешочек). В свой ход игрок случайным образом выбирает один из кусочков, переворачивает его и присоединяет к существующей местности так, чтобы получилась логичная картинка. Поле должно соединяться с полем, дорога с дорогой, а замок с замком. Кроме того, вытащенный игроком тайл должен обязательно соединяться с другими хотя бы одной стороной (а не углом). Пока ничего сложного. (На картинке ниже справа тайлы стоят правильно, слева - косяк на косяке).

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

После того, как тайл был размещен, игрок имеет право выставить на него (но ни в коем случае не на другие тайлы) одного из своих человечков-миплов, если он их до сих пор не разбазарил. Мипл, выставленный на замок, считается рыцарем, на дорогу – разбойником, а в монастырь – монахом. А еще можно выставить мипла в чистое поле, где он будет считаться крестьянином. При этом, чтобы не перепутать крестьян с другими профессиями, их рекомендуется выкладывать на поле плашмя (типа товарищ устал махать мотыгой и отдыхает). После выставления-выкладывания ход передается следующему игроку.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

К чему вся это свистопляска, спросите вы? В чем цель игры? Ученые-настолковеды относят «Каркассон» к европейской или немецкой школе настольных игр, а это практически всегда значит, что игра идет на победные очки – впрочем, по треку для их подсчета вы это уже поняли. Очки игроки получают за каждый целиком собранный объект – окруженный стенами со всех сторон замок (по два очка за каждый квадрат в этом замке, и еще плюс два очка за каждый квадрат с нарисованным щитом), или дорогу, упирающуюся обоими концами в тупики или перекрестки (по одному очку за каждый квадрат дороги). Монастырь считается завершенным, если он полностью окружен любыми тайлами (сразу девять очков). С полем все намного сложнее для понимания – во-первых, очки за все объекты игроки получают сразу по их завершению, а за поля – только в самом конце партии. Во-вторых, как только объект достраивается, миплы с него возвращаются владельцу, соответственно, на поле они валяются до конца игры. В-третьих, владелец поля получает (многабукаф) по три очка за каждый достроенный замок, граничащий с этим полем. Все очки незамедлительно отмечаются на треке обученными миплами. (На картинке ниже достроенный замок приносит четыре очка, кольцевая дорога - шесть, а монастырь, как и всегда - девять).

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

За недостроенные объекты игроки в конце партии тоже получат очки (по одному за квадрат с замком, за квадрат с дорогой, и за квадраты с самим монастырем и квадраты вокруг этого монастыря). Казалось бы, дороги и монастыри можно и не достраивать – но человечки имеют свойство заканчиваться, и нельзя просто так взять и забрать их с объекта – его обязательно нужно достроить. С другой стороны, если после окончания партии все ваши человечки находятся у вас на руках, а не на объектах – это тоже плохо, и очков вы наберете меньше, чем могли бы. На таких вот качельках вы и будете находиться всю игру.


Чего-то скучновато, скажете вы. Где же взаимодействие между игроками, где сражения за замки и лулзы с троллингом? На мой взгляд, в этом огромное достоинство «Каркассона» – в него можно играть с детьми без всякой борьбы и интриг, ограничившись тем, что написано выше. Собственно, мы с женой вдвоем так и играли. А потом к нам зашел в гости товарищ, и оказалось, что «Каркассон» – это конкурентная и злая игра, в которой можно и нужно пакостить.


Как это делать? Не сказал я об этом в самом начале – при выставлении миплов их нельзя ставить на тот объект, который уже занят любым другим миплом. То есть, если вы присобачили свой тайл с замком к замку соседского мипла, вы тупо подарили соседу два очка, ибо поставить на этот тайл своего мипла уже не сможете. С дорогой и полем та же фигня. Но – внимание – если объекты с разными миплами каким-то образом объединяются, этот объект считается общим, и очки после его завершения получают все игроки, чьи миплы стоят на нем. Если их поровну. Но если в замке нечаянно оказалось два соседских мипла и всего один ваш, то сосед получит за замок очки, а вы – дырку от бублика. Принцип вы поняли.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

Другой способ подложить свинью соседу – это подставить к его объекту тайл, который сильно затруднит строительство, а заодно и заблокирует часть соседских миплов. Поначалу это кажется сложным – кто знает, какие там еще остались кракозябры на тайлах. Но всего десяток партий – и вы будете знать примерное количество тайлов с замками/дорогами и их формой, а это сильно упростит задачу. (На картинке ниже почти достроенный замок красного и синего игроков превращается в долгострой).

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

Как только последний тайл окажется размещенным на столе, партия заканчивается. Игроки получают очки за поля и недострой, и тот, кто набрал их в итоге больше остальных, объявляется победителем.

Стоит еще упомянуть, что «Каркассон» на двоих и «Каркассон» на пятерых – это совершенно разные игры. Чем больше участников в партии, тем меньше каждый из них получит на руки квадратиков, и тем больше будет роль случайности. Именно по этой причине турниры по «Каркассону» проводятся обычно в дуэльном формате, и чемпионат мира (а такой существует) – тоже. Как и обещал, торжественно сообщаю, что в 2016 году лучшим в мире игроком стал наш соотечественник, чемпион России, петербуржец Владимир Ковалев, переигравший в финале представителя Греции.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

Дополнения. В двух словах о дополнениях из «Королевского Подарка». Их, как я уже говорил, четыре, но каждое состоит из нескольких отдельных модулей. Хотите – добавляйте в игру все подряд, хотите – что-то одно, ну а мы мешаем несколько «кусков» из разных дополнений. В первую очередь, это набор миплов для шестого игрока, а также дополнительные фишки всех цветов – хрюшки, строители, большие миплы и т.п.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

Хрюшки приносят дополнительные очки за поля, строители позволяют делать два хода подряд, а большие миплы считаются за двоих при дележке объектов – все это делает партии намного более интересными, но и не более непредсказуемыми. Интересна и механика с «тавернами», которые заставляют игроков рисковать и получать больше очков за достроенные дороги и города, но ничего не получать за недострой. Еще одно дополнение, которым мы обычно пользуемся – это тайлы с символами товаров – «пшенички», «бочки» и «тряпочки». Игрок, достроивший замок с такими символами (даже если этот замок чужой), получает из «кассы» соответствующее число жетонов с товарами. Преимущество по каждому из трех товаров в конце партии приносит игроку 10 дополнительных очков.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

И да, тайлы дополнений впечатляют своими разнообразием – здесь и двухярусные замки с дорогами, проходящие друг над другом, и развилки, превращающие три дороги в одну, и прочие всевозможные кракозябры. Учтите, что играть со всеми тайлами сразу лучше не на столе, а на полу, чтобы наверняка хватило места.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

Размышления. Вернемся к моему любимому критерию хорошей настолки – наличие вопросов, которые игра задает игрокам. Как бы ни фыркали продвинутые настольщики – «Каркассон» это умная игра, и здесь есть над чем поломать голову. Развить свой объект или начать новый, попробовать отжать соседский замок или просто помешать ему достроиться – такие раздумья возможны в «Каркассоне» каждый ход и над каждым вытащенным тайлом, даже при игре исключительно в базу. А тонкая грань между «недополучить очков» и «лишиться миплов в нужный момент» - это ж самая настоящая кризисность в кажущейся простой игре.


Итого. Когда вам однажды скажут: смотри, чувак, вот игра «Серп» («Агрикола», «Глумхэвен»…), она очень интересная, там куча миниатюрок, вагон карт и гора фигурных жетонов, это круто; смело отвечайте – смотри чувак, вот игра «Каркассон», она гениальна. В ней нет кучи миниатюрок, вагона карт и горы фигурных жетонов, но при этом в нее можно играть дома с детьми, можно с компанией друзей разной степени трезвости, а можно устраивать чемпионаты мира – и она прекрасно годится и для одного, и для другого, и для третьего.

Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост
Настолки для всех - 2. Каркассон Настольные игры, Настолки, Настолки для всех, Каркассон, Игры, Длиннопост

В следующий раз мы погрузимся с вами в мир огромных монстров и беспощадного мочилова с «Повелителем Токио». Заодно вы узнаете, как сделать счетчики очков, кастомные кубики и загадочные дайстреи в домашних условиях. И прокачаете свои математические способности, узнав, что три на пять – это пять, а два на пять – четыре. А на сегодня это все, до новых встреч и не переставайте играть в настолки!

3
Автор поста оценил этот комментарий

"Кроме того, нельзя оставлять на карте пустые места, окруженные со всех сторон другими тайлами." - чот в правилах ничего подобного не нашел. Да и аббатства из дополнения "Аббат и мэр" могут требовать именно таких свободных мест, ровно под один тайл.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Отличная статья!

Добавлю личного: 1-2 партии будут скучными и легкими. А к третьей правила полностью осваиваются и начинаются битвы за большие замки и травку.


Дети могут играть полноценно уже с семи лет. До этого момента можно играть как в мозаику ))


Детский каркассон ничего общего со взрослым по механике не имеет.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Привет дружище! Всегда отталкивало от каркасона то что как то не понятно и долго считать земле, ни как не понимаю и не могу вьехать((

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Каркассон тема. Вот вы можете представить за ним взрослых дядек-строителей, из настолок признающих только карты-нарды-шахматы? И я не мог. Но взял на вахту, на свой страх и риск (только, ессно, в более удобной посуде). Сначала пробовали с самым "умным", на двоих, потом (от "делать нечего") появились зрители, затем, по принципу "ты всё неправильно делаешь, смотри как надо" ещё четыре души переменного состава.

раскрыть ветку