«Наполеон» Стэнли Кубрика — величайший фильм в истории, который так никогда и не был снят

«Наполеон» Стэнли Кубрика — величайший фильм в истории, который так никогда и не был снят Фильмы, Искусство, Наполеон, История, История кино, Стэнли Кубрик, Длиннопост

Привет! Это Саша. Обычно я рассказываю про фильмы, которые уже вышли, но сегодня — про кино, которое мы никогда не сможем посмотреть. Годы подготовки, тысячи использованных документов, подробный сценарий, невероятная увлеченность известнейшего режиссера — ничто не спасло эпическую биографию Наполеона. Её отменили прямо перед началом съемок, а Стэнли Кубрику пришлось заняться другими проектами. Текст подготовлен по материалам англоязычной статьи в журнале Vice, фотогалереи IndieWire и большого текста на КиноПоиске. Спасибо авторам и редакторам.

Кубрик считал Наполеона самым интересным человеком, который когда-либо ходил по Земле. Он называл его жизнь «эпической поэмой действия» и говорил, что «Наполеон был одним из тех редких людей, которые двигают историю и формируют судьбу своего времени и будущих поколений». Вероятно, Кубрик и сам считал себя великим, а в судьбе французского императора видел и свою судьбу. Они оба были никем и сами сделали себе имя.
К работе над фильмом он приступил в середине 60-х, сразу после выхода «Космической одиссеи 2001 года». Кубрик отправил в путешествие помощника, который должен был буквально «пройти по стопам Наполеона». Задача — максимально точно задокументировать места, где будет сниматься будущий фильм. Режиссер даже потребовал привезти образцы земли из Ватерлоо, чтобы он мог точнее воспроизвести битву на экране. У Кубрика был один девиз — всё должно быть максимально правдивым.

«Наполеон» Стэнли Кубрика — величайший фильм в истории, который так никогда и не был снят Фильмы, Искусство, Наполеон, История, История кино, Стэнли Кубрик, Длиннопост

Он прочитал сотни книг по теме, и с помощью двадцати выпускников Оксфорда собрал огромный архив документов. В него входили 15 000 фотографий натуры и 17 000 рисунков и литографий из XIX века. Вся информация об императоре была разбита в картотеку по сотням категорий. Каждый факт был важен для будущего фильма: что люди ели, пили, как были одеты в конкретный день и час, какая была погода и что писали в газетах. Главным историческим консультантом стал оксфордский профессор Феликс Маркэм, который посвятил изучению жизни Наполеона почти 35 лет и написал подробную биографию императора.

«Наполеон» Стэнли Кубрика — величайший фильм в истории, который так никогда и не был снят Фильмы, Искусство, Наполеон, История, История кино, Стэнли Кубрик, Длиннопост

В ноябре 1968 года Стэнли Кубрик представил сценарий студии MGM. Фильм должен был идти больше трех часов и охватывать всю жизнь Наполеона — от рождения до смерти на острове Святой Елены. Сейчас такая продолжительность уже не пугает, даже развлекательные фильмы вполне справляются с большим хронометражем (как пример, «Мстители: Финал»). А вот тогда три часа воспринимались студией довольно прохладно — зрители привыкли смотреть фильмы по 90 минут.

«Наполеон» Стэнли Кубрика — величайший фильм в истории, который так никогда и не был снят Фильмы, Искусство, Наполеон, История, История кино, Стэнли Кубрик, Длиннопост

Кубрик, конечно, понимал, что деньги придётся выбивать с трудом, а поэтому продумал хороший план по экономии средств. Большинство сцен он собирался снимать в настоящих особняках во Франции и Италии, а не на студии (не зря же он отправлял своего помощника разведать локации) — в исторических зданиях сохранились не только стены, но и мебель и бытовые предметы той эпохи. Кубрик даже предварительно договорился на съемки за 350 долларов в сутки — чертовски дешево по сравнению с павильонами.

«Наполеон» Стэнли Кубрика — величайший фильм в истории, который так никогда и не был снят Фильмы, Искусство, Наполеон, История, История кино, Стэнли Кубрик, Длиннопост

Второй вопрос — массовка. Тогда ещё не было огромных компьютерных армий «Властелина колец», так что для реалистичного воссоздания боя приходилось нанимать десятки тысяч статистов. Тут Кубрик задействовал страны социалистического блока: армии Югославии и Румынии согласились предоставить 40,000 человек, а ещё были готовы пошить униформу всего по 40 долларов за костюм. Это всё равно были огромные деньги и Кубрик решил, что для общих планов ему подойдут и костюмы из плотной бумаги. Издалека они неотличимы от обычной одежды, а стоят всего по 4 доллара за штуку. В интервью он объяснял свои решения: «Я не хотел бы использовать меньшее количество войск. Наполеоновские битвы были открытыми, как огромный театр, где формирования двигались почти хореографическим образом. Я хочу запечатлеть эту реальность на пленку, а для этого необходимо с кропотливой точностью воссоздать все условия боя».

Про кастинг мы знаем не так много. В главной роли Кубрик видел разных актеров: от Дэвида Хеммингса и Йена Холма до Джека Николсона. А вот на роль возлюбленной Наполена Жозефины он прочил только Одри Хепберн. Мастера Алек Гиннесс (Оби-Ван Кеноби из оригинальных «Звёздный войн») и Лоуренс Оливье (великолепный Лоуренс Аравийский) должны были обязательно появиться в ролях второго плана.

«Наполеон» Стэнли Кубрика — величайший фильм в истории, который так никогда и не был снят Фильмы, Искусство, Наполеон, История, История кино, Стэнли Кубрик, Длиннопост

К сожалению, всему этому не было суждено сбыться. Крупные студии отказались финансировать мечту Кубрика. Основная версия — из-за провала исторического фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. При бюджете в 25 млн долларов он собрал в США всего 3 млн, хотя имел необходимый эпический размах и международную команду первоклассных актеров: от Рода Стайгера до Орсона Уэллса. Продюсеры посчитали это явным сигналом, что публика устала от исторического кино и особенно от Наполеона.

Проделанную работу Кубрик не забыл. Он всё-таки снял свой правдивый фильм про XIX век — «Барри Линдон». С ним он получил четыре «Оскара»: за костюмы, декорации, операторскую работу и музыку. Возможно, Кубрик считал это разминкой перед «Наполеоном» и думал о том, чтобы в будущем снова подступиться к мечте. Но в 1999 году он умирает спустя четыре дня после завершения монтажа своего последнего фильма «С широко закрытыми глазами». После него остаётся сценарий, архив и огромная библиотека с книгами о Наполеоне.

Понятно, что идея снять фильм по материалам Кубрика не оставляла режиссеров и продюсеров. В 2013 году Стивен Спилберг действительно захотел поднять производство, превратив сценарий в мини-сериал для телеканала HBO. Он даже звал режиссера База Лурмана («Великий Гэтсби»), но всё так и повисло в воздухе. Последняя новость о «Наполеоне» пришла в 2016 году. Продюсер «Синяния» и «Цельнометаллической оболочки» сообщил, что «Наполеон» действительно увидит свет как шестичасовой мини-сериал. Отвечать за него будет шоураннер первого сезона «Настоящего детектива» Кэри Фукунага. После этой новости — тишина. Но думается, что просто так забыть кропотливую работу великого перфекциониста не получится. Рано или поздно кто-нибудь обязательно воплотит мечту Кубрика в жизнь. А пока можно подождать и посмотреть то же «Ватерлоо» Бондарчука. Обе части фильма есть на Ютьюбе: 1 часть, 2 часть

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kinowino/napoleon-stenli-kubrika...

Всё о кино

19.8K постов58.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо!
Очень нравятся работы Кубрика! Ни одной проходной картины! Ни одного зашиканого фильма! Свой стиль, своя философия. Снял то, что по мнению критиков снять очень трудно или невозможно...
Даже Кинг критиковал "Сияние" можкт потому что Стэнли снял лучше, чем тот написал....
"Заводной Апельсин" вообще шик.
"Тропы славы" классный антивоенный памфлет
А "Одиссея 2000" и "Барри Линдон" памятник таким жанрам как научная фантастика и история.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
одиссея тупейший фильм коих днем с огнем не найти. гавнохайп
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А что по вашему отличный нф фильм?
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку