Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж.

Всем привет, дорогие читатели. После трёхдневного перерыва я вернулся, и продолжаю свою серию постов). В прошлый раз я спрашивал у вас, как мне рассказывать про такелаж - просто или с подробностями, и все (кто захотел) проголосовали за подробности. Ну хорошо). Попробуем. Будем много писанины, учтите). Закончил я в прошлый раз вот на этом:

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Как я уже упоминал, такелаж устанавливался мной аж 10 месяцев, правда с 3-х месячным отдыхом. Работа была довольно сложной. Итак, начнём. Стоячий такелаж служит для прочного закрепления мачт на корпусе корабля, и "растягивая" мачты в разные стороны, обеспечивает их устойчивость и ровное положение. Основа стоячего такелажа - это ванты. Ванты - это те самые верёвочные лесенки, которые тянутся от края бортов к мачте, и которые устанавливают на даже самые условные и самые кривые модели парусников. Без вант совсем никуда. В свою очередь, ванты натягиваются с помощью пары юферсов - круглых блоков с (как правило) тремя отверстиями. Один юферс крепится напрямую к русленям (напоминаю, это такие площадки по бортам, служащие для разводки стоячего такелажа), с помощью вант-путенсов. Это такие железные петли, которые проходят через руслень и крепятся к бортам. И этот юферс "сшивается" со вторым, вокруг которого уже крепится непосредственно ванта. Сразу оговорюсь - все блоки для модели я покупал, ибо делать такую мелочь самому в количестве нескольких сотен (потом расскажу, сколько блоков ушло)) у меня бы терпения не хватило. Собственно, я начал делать вант-путенсы из простой латунной проволоки.

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Обматывал её вокруг одного юферса, сшивал его со вторым, и клеил к нему будущую ванту. Собственно, ванты, да и весь стоячий такелаж я делал из троса ручной намотки толщиной 0,75 мм. Вот такие заготовки получались:

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Далее, я проводил импровизированные вант-путенсы через руслень, и обвязывал из вокруг латунного гвоздя, вбитого в корпус. Потом проводил ванту через первую секцию мачт, и крепил с натягом вант-путенс с другой стороны. Прошу простить меня за то, что нет промежуточных фоток, но дальше вы и сами всё поймёте. Собственно после, сделав все ванты для первой секции, я начал ох оплетать уже нитками 0,2 мм, чтобы получилось те самые лесенки. Каждое место пересечения я завязывал вантовым узлом: (картинка из интернета).

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

После я закреплял каждый узел моментом и отрезал лишнюю нитку. Собственно, в итоге за неделю я сделал это. Тут на фоне можно увидеть, что с другой стороны ещё нет лесенки, только ванты.

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост
Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Эта часть вызвала наибольшее количество страданий у меня, из-за чего я и брал перерыв на три месяца - продолжать работу не хотелось категорически. Ведь всего предстояло 12 таких лестниц - по 4 на каждую мачту, две нижних секции с обоих сторон. А у меня на одну ушло 2-3 дня сидения по вечерам. При этом делать подряд все лестницы просто нереально - общее количество узлов в модели переваливает за много сотен, а завязывать большую часть из них приходилось двумя пинцетами. Нервы были просто дико измотаны. Закончив первую секцию, я перешёл на вторую. Тут всё то же самое, но в роли русленей выступают марсы, а в роли вант-путенсов такой же канат, который крепится уже не к бортам, а к предыдущей секции вант. Эта секция называется стень-вантами:

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Дальше по аналогии - третья и четвертая секции. Но с ними намного проще - лестниц на них уже нет, как и юферсов, только натянуть ванты, которые вместо прохода через марсы просто опираются на салинги. К этой секции добавляется ещё одна приставка - брам-стень-ванты)

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Вот совместный вид:

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Тут ещё нет четвертой секции, но она полностью идентична третьей. Правда называются ванты в ней ещё длиннее - бом-брам-стень-ванты!

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

С вантами первой, фок-мачты, мы разобрались. Далее - стоячий такелаж бушприта. С ним много похожих аналогий, но вместо юферсов с тремя отверстиями тут талрепы. У них просто большое отверстие посередине, а ещё они треугольные. Ииии... Тут дикий фейл. Я не смог не найти в продаже талрепы нужного мне масштаба, ни сил в себе, чтобы сделать их самому. Поэтому заменил их на простые двухшкивные блоки, обрезав их под треугольную форму. Это не так страшно, ибо в смотри масштабе практически не видно. Собственно, бушприт растягивается в 4 стороны - к обоим бортам, к форштевню и к фок-мачте. Помимо этого у него есть свой независимый мелкий такелаж, который растягивает конец бушприта на нем же самом. Просто смотрите, что получилось, и всё поймёте)

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Собственно, далее мы связываем бушприт и фок-мачту несколькими снастями. Большая часть из них называется штагами, с различными приставками в зависимости от секции. Не буду все расписывать (но могу, если кто захочет). Вообще, штаг - это как раз снасть, которая оттягивает мачту к другой мачте. Тут - к бушприту:

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

И добавляем к первой мачте ещё несколько снастей - они называются фордуны. Их отличие от вот вант в том, что на них не плетутся лесенки, и в том, что они тянутся на вдоль одной, а вдоль нескольких секций сразу. И называются по аналогии с вантами в зависимости от того, к какой секции идут - стень-фордуны и так далее. Начинаются со второй секции, и идут всегда от русленей. Вот их начало:

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

А вот финальный вид, на котором можно подвести итог всему вышесказанному, и осознать закономерности крепления такелажа. Бушприт оттягивается к форштевню (носовая часть киля), и к самому себе. Фок-мачта через штаги - к бушприту в одну сторону, и к русленям через фордуны - в другую. В итоге такая композиция прекрасно держится, никуда не отклоняется, и ветра ей не страшны. Такова логика стоячего такелажа. Две другие мачты держаться на той же логике - только грот крепится к фоку, а бизань - к гроту. Но об этом, а так же о парусах - в следующем посте).

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

Вы ведь помните, что с этой фотографии начинался первый пост?). Вот, тот самый этап. Все снасти, которые тут видно, в сумме, без учёта перерыва, ставились мной около 3-4 месяцев.

Модель шлюпа "Восток". Часть 11. Стоячий такелаж. Судомоделирование, Судомоделизм, Модели, Моделизм, Длиннопост

На этом сегодня всё. Надеюсь, никто не запутался в терминах. Кому надо - поясню подробнее. А кому скучно - расскажу и про более сложные вещи. Как я не старался, кстати, материала осталось на пару-тройку постов, так что серия близится к завершению. Но не унывайте, мне ещё есть, о чём рассказывать).

Стендовый моделизм

4.6K постов9.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).

7
Автор поста оценил этот комментарий

Псих

1
Автор поста оценил этот комментарий

работа просто отличная. Вспомнил, раньше были журналы "Умелые руки". Там был раздел "музей на столе" с чертежами техники, судов и т.п. с чертежами. Которые через кальку копировали и собирали свои модели.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Отличные фотографии!


С большим удовольствием почитал.


P.S. Вижу лотки с минералами.

Вангую, вы наверняка и на "насекомом" сидите?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

В свое время самостоятельно изучал такелаж. Так вот вопрос, почему поперечные реи крепятся к мачтам просто на клей? Разве не должно быть чего-то подобного? И да, узлы на "лестницах" называются выбленочными узлами или выбленками, насколько я помню.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Сколько труда! Столько труда!

Очень понравилось.

раскрыть ветку