Миф о справедливом мире

Феномен справедливого мира — линза, через которую мы воспринимаем окружающую действительность. Это когнитивное искажение распространяется на наше отношение к бездомным или наркоманам: мы считаем, что люди в столь ужасных жизненных ситуациях обязательно должны были сделать что-то, чтобы заслужить такую судьбу. «Заслужить» здесь ключевое слово.

В 1966 году в Канзасском университете Лернер провел эксперимент, в котором участвовали 72 женщины. Они смотрели через стекло, как другая женщина решает математические задачи. Если женщина за стеклом ошибалась, ее били электрическим током. Участницы эксперимента не знали, что на самом деле перед ними сидела актриса, всего лишь притворявшаяся, что ее стегают током.


В основу эксперимента Лернера легли его наблюдения за поведением работников психиатрических лечебниц. Он заметил, что врачи, санитары и медсестры в заведениях для душевнобольных часто намеренно оскорбляли своих пациентов, высказывали гипотезы об их личной жизни или шутили об их психических заболеваниях. По мнению Лернера, такое поведение служило своего рода буфером, защищавшим психику работников от ужасающего, непрерывного напора человеческого страдания и отчаяния.


Поначалу участницы эксперимента Лернера были очень расстроены страданиями женщины. Но по мере того, как удары током продолжались и участницы не могли повлиять на ход эксперимента, они начали отрицательно отзываться о внешнем виде и характере жертвы. Чем сильнее были удары током, тем злее становились нападки. Но когда женщинам объявили, что жертва будет компенсирует участие в эксперименте деньгами, нападки прекратились.


По мнению Лернера, такая реакция испытуемых вытекала из стремления к справедливости. Страдания невинной жертвы, которые в глазах зрителей не были адекватно компенсированы, противоречили этому стремлению и требовали психологического обоснования. Для проверки гипотезы Лернер провел еще ряд экспериментов, подытожив свои находки в статье «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира» и книге «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение», опубликованных в конце 70-х годов.


На курсе социальной психологии, который вел Мелвин Лернер, многие студенты считали бездомных людей лентяями. Лернер провел эксперимент, в котором двое участников решали головоломки. В конце эксперимента одному из них случайным образом присуждалась крупная сумма денег. Наблюдавшим за экспериментом студентам было сказано, что награда присуждается по воле случая. Но когда их просили оценить работу мужчин, наблюдатели говорили, что получивший награду участник был умнее, талантливее, быстрее справлялся с заданиями и более продуктивно тратил свое рабочее время.


Другие эксперименты подтвердили гипотезу Лернера: мы готовы лгать сами себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым. В 1975 году американские социальные психологи Зик Рубин из Гарвардского университета и Летиция Анна Пеплау из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование людей с сильной верой в справедливый мир. Самая сильная вера в справедливость обнаружилась у наиболее религиозных, авторитарных и консервативных участников. Они высоко ставили текущих политических лидеров и общественные организации. К неблагополучным слоям населения такие люди относились негативно и не чувствовали необходимости что-то менять в обществе или оказывать социальную помощь неимущим.


Думать, что мир несправедлив, больно и непривычно. Лучше верить в карму, в честность, в воздаяние за добрые дела. На одной чаше весов хорошие правильные люди, на другой — злодеи и отбросы общества. Все просто и понятно. Если много работать и не жалеть себя, у вас обязательно все получится, в то время как лень и вероломство ни к чему хорошему не приведут.


На самом деле степень вашего успеха хоть и не целиком, но в большой мере определяются местом рождения и воспитания, социоэкономической ситуацией вашей семьи и слепым случаем. Как бы тяжело вы не работали, вам не поменять обстоятельств вашего рождения.


Миф о справедливом мире может привести к ложному чувству собственной безопасности. Вы считаете, что лично вы ничего плохого в жизни не делаете, и поэтому с вами никогда не произойдет ничего страшного. Потеря жилища, наркотическая зависимость, нежелательные беременности и сексуальное насилие — это все для других, менее правильных людей. Мысль о том, что ленивые мошенники и аферисты преуспевают в высших слоях общества, в то время как сотрудники «скорой» вкалывают за нищенскую зарплату, неприятна. В глубине души всем нам хочется верить, что труд и добродетель — залог успеха, в то время как лень, зло и коварство — верный путь к поражению. Мы редактируем окружающий мир, пока он не начинает отвечать нашим представлениям. На самом деле зло часто преуспевает и уходит от наказания. Среди самых мрачных психологических анекдотов есть истории о том, что солдаты, видевшие освобожденных из концентрационных лагерей узников, считали их опасными преступниками. А как иначе оправдать такое обращение с человеком?


Почему мы так поступаем? Однозначного ответа психологи не дают. Согласно последней концепции, мы всегда стремимся предсказать результат нашего поведения и почувствовать себя уверенными в принятых нами в прошлом решениях. Но полностью феномен справедливого мира это не объясняет — нужны дальнейшие исследования.


То, что мир несправедливо, не означает, что бороться не нужно. Надо воспитывать в себе двоемыслие: умом понимать истинное положение вещей, но сердцем верить в справедливость. Знание того, как устроен мир, убережет от лишних ошибок, а сильная вера в счастливое будущее поможет преодолеть начальные неблагоприятные обстоятельства. Или хотя бы их пережить.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Отличный пост.
Как верно отметили выше, подтвержденный наблюдаемым.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Вот все что тут написано, я часто вижу на пикабу.

21
Автор поста оценил этот комментарий
Не нужно двоемыслия, так и шизануться недолго, надо жить по Кастанеде: путь воина состоит в том, чтобы продолжать борьбу, зная, что никогда не победишь окончательно. Но бороться-то все равно надо, иначе останешься в той же заднице, где и был.
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Насчет первого эксперимента - он вроде много раз здесь приводился в качестве примера, но ни разу не было указания, что участвовали только женщины. Можно пруф?
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

>> Думать, что мир несправедлив, больно и непривычно.

Описанный синдром наводит на мысли о том, что это всего лишь выработанный эволюцией инструмент выживания, суть которого сводится к следующему "Видишь, что кому-то 'не айс' - не надо делать то же и/или так же. Только чтобы посильнее закрепить нежелание повторять за 'лузером' давай-ка мы эмоционально-негативно окрасим его образ в твоём сознании".

А мир - он не может быть ни справедливым, ни наоборот. По этим критериям можно оценивать лишь человека и совокупности людей (социумы).