Меньше скоростей, больше скоростей....
Материал предназначен для новичков. Если вы крутой гонщик, то можете листать дальше. В статье все изложено скучно, нудно и на пальцах.
Вступление.
Все мы наслышаны о новой тенденции увеличения размера и количества звезд в кассетах. На самом деле, эта новость уже давно не новость, ведь количество звезд всегда множилось с годами. Начиная с двух ведомых, велоиндустрия рождала все более новые линейки, дойдя уже до 12 штук.
Не так давно, к-хем, 5-6 лет назад, компания Sram выпустила в продажу обновленную линейку Sram XX1, перевернув велосипедный рынок. Примечательность новой серии была в использовании одной ведущей звезды и кассеты на 11 скоростей с диапазоном 10-42. Раньше никто не мог представить кросс-кантри велосепед, у которого нет переднего переключателя.
Разумеется, это вызвало просто гору пылающих пуканов, консервативные люди не могли понять в чем преимущество. Ведь скоростей стало меньше, значит ехать будет медленнее....
Сейчас с момента презентации прошло уже около 5 лет. Цены на 11 скоростные трансмисии упали и стали доступны почти каждому. Например upgrade kit Sram NX или Shimano SLX m7000 можно приобрести в районе десяти тысяч рублей. Туда будет входить кассета, цепь, переключатель и манетка.
Применение на практике.
В чем преимущества перехода на системы с одной звездой спереди?
Постараюсь показать это на простом примере:
Представьте что вы едете гонку. Трансмиссия на вашем велосипеде установлена обыкновенная 3х10. (11-36, 22:32:42)
Закончился трудный подъем, началась равнина. Вы начинаете плавно разгоняться, постепенно скидывая по одной передаче кассеты 1х2.3....5, ведь дальше нельзя, иначе -привет, гнутая цепь. Время менять передачу спереди, но вот незадача, на передаче 1х5 передаточное соотношение примерно равно единице, а при переходе на 2х5 возрастает до 1,6. Это просто огромная разница в нагрузке, поэтому помимо подъема передачи спереди, придется это делать еще и сзади, что-бы компенсировать провал, и не дать перенагрузку уставшим после подъема ногам. В общей сложности на эти манипуляции уйдет от 2 до 5 секунд. В отличие от трансмисии с кассетой большого диапазона, где передаточное число будет плавно возрастать вплоть до нужной отметки, без снижения каденса.
Из минусов, такой системы - ускоренный износ цепи, живет она меньше чем на двойнике/тройнике. При езде без успокоителя или nw звезды возможен слет цепи. Расходники стоят больше, хотя себестоимость у них примерно равна.
Итоги.
Преимущества:
-Меньший вес
-Плавность переключения
-Простота
Недостатки:
-Меньший диапазон
-Меньший ресурс
-Большая цена
Совместимость.
Предположим, что вы захотели поставить себе новомодную трансмиссию с одной ведущей звездой, что для этого требуется.
Для увеличения диапазона переключения 10ти скоростных систем требуется:
1. NarrowWide (NW) звезда. В ней используются высокие зубья с переменным сечением, препятствующие слету цепи.
2. Большая кассета на 10ск или расширитель.
3. Если задний переключатель у вас Shimano, то потребуется еще кастомная лапка переключателя. Потому что максимальный диапазон заложенный туда, это 11-36т. Кастомная лапка увеличивает его до 11-42т. Самые известные варианты, это Neutrino и OneUp Radr.
Если вы решили целиком перейти на 11ск трансмиссию:
1. Кассета:
Для установки кассеты Sram NX, а так же всех линеек Shimano и Sunrace подойдет стандартный барабан (тот что под 8, 9, 10 скоростей).
Кассеты Sram GX, X1, X01, XX1 требуют барабана своего стандарта, под названием XD.
Остальные компоненты устанавливаются и настраиваются так же как на остальных системах. Затруднений вызывать не должны.
Переключатели Sram, Shimano и Pivot на 11 скоростей поддерживают кассеты с большой звездой до 46т.
Манетка Sram 11ск. будет работать с переключателем Shimano 11ск. и наоборот. Поэтому можно комбинировать на свой вкус и кошелек.
NW звезду можно найти на любую систему, главное знать свой BCD или название посадочного места для direct mount систем.
А по сути, при переходе на 1x10/11 95% велосипедистов вообще ничего не теряют, единственное звёзды стали тоньше и имеют чуть меньший ресурс, хотя за счёт отсутствия переднего переклюка "рабочие" звёзды кассеты увеличиваются с 2-4 до 3-6, что благоприятно скажется на износе.
На практике знаю, что по придаточным числам я очень редко буду врубать 42Х11 (только на крутых спусках) и 24х34 (только на отвесных стенах), по сути 80% кассеты остаётся не используемой, так же как и с малой звездой на системе, на кассете вообще рабочие звёзды - это от середин 3-4 звезды, а которые имеют основную нагрузку и того 2-3, т.к. при переключении на большую звезду меняется предаточное число, при 1х11 придаток постоянен, и каждая звезда на кассете имеет свой рабочий диапазон, тем более переключение будет 100% плавным, не будет ошибок в усилиях на педаль, сказка.
Я сам заказал шимовский групсет м7000 на байке, вот сижу жду посылку, а так давно уже снял малую звезду с системы, сзади пользуюсь 3 звёздами, они изнашиваются очень быстро и приходится менять кассету, а с ней в обяз и цепь и звезду на системе, а это затраты, таким образом даже если ездить в 2-3 цепи кассету сожрёт гораздо быстрее, и трансмиссия не пройдёт положенных хотя бы 12 тысяч, а это опять затраты.
Весна на подходе - пора готовить велосипед к сезону.
Я такие надежды возлагал на Narrow Wide. Думал, наконец-то избавлюсь от цепегаса. А хрен там. На злых каменках или корнях всё равно слетает. Особенно при прокрутке назад:(
Диапазон стал меньше. 11-42 дает меньше 400%, тогда как 11-32 и 22-42 дадут больше 550. Да даже 2*10 даст больше 400. Износ на перекосе что у одной звезды впереди, что у двух при неоптимальной передаче.
А как при переключении с 22 на 32 передаточное отношение вырастет в 2.6 раза - вообще загадка.
Остается разве что меньший вес.
хотел как-то я избавиться от переднего переключателя с парой звезд, но как-то оказалось, что для кк+город диапазон маловат будет бедноват, как не крути. 26 колеса, спереди 28-38-48, ну вот очень будет не хватать 48 звезды по более-менее ровному покрытию даже по грунтам