Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х

«В 1990-х и рекламой, и бизнесом рулило поколение авантюристов», — сказал режиссёр, а в прошлом рекламщик Ярослав Чеважевский. Бывшие гуманитарии ринулись «креативить» — благо, в рамки их ещё никто не загонял. Забудьте про чинные ролики в СССР: поколение «П» работало на грани сумасшествия, приличия и бюджета.

Вам пора и нам пора

Один из первых шедевров эпохи. Не то фантасмагоричный мюзикл, не то новый частушечный фольклор, но одинаково успешный с любой точки зрения. Строчки о вентиляторном заводе страна знала наизусть, хотя автор — поэтесса Марина Собе-Панек, сегодня член Академии Российского телевидения — призналась, что писала стихи в спешке, на «торпеде» автомобиля. И вот результат: с её лёгкой руки в обиход вошло слово «договора». А ещё в народе быстро распространились неприличные переделки слогана — ссылки не даём, сами найдёте. В общем, ещё никогда вокруг банального предприятия не было столько шума.

Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х Телевидение, 90-е, Реклама, История, Бренды, Dendy, Видео, Длиннопост

Понадобилось около десяти таких щитов в Москве, чтобы бренд противоугонных систем «Clifford» получил практически стопроцентную узнаваемость и лояльность аудитории. Эпохальную «наружку» придумало организованное в 1991 году агентство «Бегемот», которое чуть позже записало для «Клиффорда» ролик, попавший в финал Каннского фестиваля.

А так фирма «Сэлдом» завлекала покупателей на предновогоднюю распродажу электроники. Ничего не поняли? Ещё бы, ведь это вторая часть своеобразной трилогии. Сперва был вот этот ролик, который можно заносить в учебники как пример метамаркетинга. По словам копирайтера Владимира Перепёлкина из «Видео ­Интернешнл», когда в «Сэлдом» заказывали рекламу, там ещё не знали, чем будут заниматься — «то ли помидорами торговать, то ли автомобилями, то ли техникой». Со временем определились — получился второй, более внятный ролик. А третья запись «CD. Сиди, слушай» и вовсе стала культовой.

Играют все

Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х Телевидение, 90-е, Реклама, История, Бренды, Dendy, Видео, Длиннопост

Для продвижения игрушек «Тамагочи» в медиакомпании Gameland использовали специфический маркетинг. Посыл понятный: девочка, не получив «питомца», решила завести, кхм, своего. Провокация? Без сомнения! Зато рекламу печатали в журнале «Страна игр», который был первым СМИ в зарождающемся издательском доме.

В 90-е Sega Mega Drive казалась чем-то действительно волшебным и невероятным, как живая вода из сказок. Приставка и мёртвого из могилы поднимала, и простуду школьника лечила враз. Ролик запустили параллельно с попыткой открыть в России дилерскую сеть, поставляющую только оригинальную «Сегу». Попытка, конечно, провалилась: серый рынок и дешевые клоны Dendy Pro 16-Bit продолжили захватывать страну. Не помог даже «звёздный мальчик» Саша Лойе — тогдашнее лицо «Херши-Колы».

Однако за несколько лет до Sega дети узнали о лихом и дружелюбном слонёнке Денди. Это был, как бы сейчас сказали, «вирусняк», сродни загадочному пиару «Сэлдома» — ноль информации о продукте, зато прочная ассоциация с брендом. Кстати, ролик создавал в том числе и Алексей Ситников — один из первых российских специалистов по НЛП.

Компания Steepler, которая и продавала в России ту самую Dendy, к 1996 году сняла целый рекламный мультик о приключениях слонёнка. Там герой делится глобальными планами на коммерческое турне вокруг света. «Уверен, в Dendy будут играть везде», — лихо заявляет ушастый, а потом легко и беззаботно утирает нос злым крысам, очевидно, намекая на конкурентов.

Заяц с пейджером

А вот и один из первых примеров партнёрской рекламы на российском ТВ. Волк и заяц продвигают «АМТ», оператора коммерческой связи. Компания обслуживала и цифровые пейджеры, поэтому в ролике фигурирует модный аппарат Nokia — заяц получает угрожающее сообщение, отдыхая на море. Советский герой, конечно, доволен, что с таким чудом техники не нужно встречаться с волком лицом к лицу.

Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х Телевидение, 90-е, Реклама, История, Бренды, Dendy, Видео, Длиннопост

Едва родившаяся российская реклама росла, как на дрожжах, вовлекая всё больше дизайнеров. Те уже не были дилетантами — и к концу 90-х встречались такие экземпляры. Да и грех было продавать один из немногих на тот момент мобильных телефонов как-то иначе. Функционал Benefon Dragon, правда, напоминал чем-то «Электронику 1-07»: будильник, калькулятор, часы... Зато можно позвонить маме!

С помощью такого мистического сюжета четвертая по величине южнокорейская финансово-промышленная группа заявила о ребрендинге. В 1995 году всемирно известный бренд Goldstar объединился с остальными активами компании — в том числе производителем бытовой химии и косметических средств Lucky. Ну а масштабная реклама явно заявляет: все изменения к лучшему, и даже сопевший на кресле небритый муж превратится в подтянутого солидного мужчинку в костюме.


Сейчас, такого, конечно, уже не делают — можете представить в современной рекламе шутки про подростковую беременность? 90-е были эпохой первооткрывателей, действовавших без оглядки на скучные правила. Теперь в рекламе царят порядок и благодать, но ту безбашенную дикость уже не вернуть.

16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

>Ещё бы, ведь это вторая часть своеобразной трилогии. Сперва был вот этот ролик, который >можно заносить в учебники как пример метамаркетинга.

Так а где собственно ролик ? и несколько таких несуразиц в том параграфе.

раскрыть ветку
27
Автор поста оценил этот комментарий

если вам не по карману совершить переворот,

обращайтесь на московский вентиляторный завод

раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий
Помню рекламу про завод протезов… там еще скелеты бегали и искали тазобедренный сустав
раскрыть ветку
57
Автор поста оценил этот комментарий

Ебаный крот, какой я старый... Я всё это смотрел еще в те года по телевизору...

PS. А с автором "Сосу..." еще потом долго вместе работали. Москвичи должны помнить эти "шедевры".

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий

Ностальгии псто)))

Как там у Пелевина было... "орально-анальный вау фактор"

раскрыть ветку