Малыш. Один день из практики в органах опеки. Part 3

Сегодня был сложный день. Сегодня я отправила ребенка в детский дом.

Да, это была крайняя мера. Да, все остальные возможные решения были отработаны по множеству раз. Да, ничего другого сделать нельзя. Совсем нельзя.


У ребенка есть семья: мама, папа, бабушки-дедушки, тетушки и дядюшки, и т.д. Вот только маме – запойной алкоголичке со стажем – нет дела до единственного дитя. На десятки наших писем в стиле «Вы еще можете восстановиться в правах. Мы поможем. Только приходите и заберите ребенка. Ребенку нужна семья!», мы получали обещания обязательно-обязательно приехать завтра, послезавтра, в понедельник, после праздников, 30 февраля…


Первый раз ребенок уехал из дома в сопровождении сотрудников опеки чуть больше двух лет назад. Малыш неоднократно оставался один дома на несколько суток. Ну ладно, не совсем один. По словам мамы, за дитем «бдительно присматривала» почти не ходячая прабабушка в маразме (и еще рядом старческих недугов, отраженных в её медкарте), когда её отпускали на выходных домой из психдиспасера. Кто был с ребенком в дни отсутствия прабабули – загадка. Семья состояла на учете как неблагополучная, получала всю необходимую социальную помощь, в том числе продукты, одежду и предметы гигиены от волонтеров. Маму лечили, устраивали на работу. Все без толку. Увы, но никакие «подачки» не смогли заставить маму… вспомнить, что она мама. Ребенка изъяли.


Однажды в отдел пришла бабушка, чтобы рассказать нам, какие мы ужасные, отвратительные и гореть бы нам в аду за то, что забрали дитя из лона семьи:


«Я как узнала, что вы диточку украли, очень разозлилась и сразу к вам на такси приехала! Я вам с рук такое не спущу! Вся наша семья вас засудит, камня на камне от вашего филиала ада не оставит. Да я готова хотя вот прям щас кровиночку забрать! Семья – это главное, что в жизни есть», - раздражалась она праведным гневом с порога.


«Готовы? Отлично! Пишите заявление на опеку», - с готовностью ответил специалист и достал листок с ручкой.


Правда, после объяснения о том, что ребенок находится в реабилитационном центре и его можно забрать «вот прям щас», бабушке очень понадобилось позвонить. Больше мы ее не видели. Только слышали иногда. Она по сей день периодически звонит, чтобы полить нас грязью.


Ах да, любящая бабушка заявилась через месяц, после помещения ребенка в реабилитационный центр (нет, это не детский дом. Это промежуточное учреждение, созданное в том числе для того, чтобы изъятых детей могли забрать родственники, исправившиеся родители или опекуны). Дитя забрали у пьяной мамы из «семейного гнезда», в котором живут и бабушка, и дедушка, и тетя с дядей, и два старших двоюродных брата. Семь человек, не считая ребёнка. Четверо из них были дома в момент изъятия.


***


О жизни ребенка далее мне рассказали очень кратко перед тем, как передать личное дело мне в работу. Калейдоскоп событий был примерно таким: реабилитационный центр – опекун – реабилитационный центр – детский дом – несколько «гостевых режимов» (временная передача детей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации) у кандидатов в приемные родители – отказ от опеки – детский дом. Далее ребёнка забрал отец, вышедший «из мест, не столь отдаленных». Там малыш прожил около года, периодически приходя в гости к родственникам по материнской линии, вновь стал посещать уже знакомый детский сад, где демонстрировал различные «умелки», пусть и с небольшим отставанием от ровесников.


Ребенок стал по-настоящему «домашним», нареканий к отцу по поводу исполнения родительских обязанностей не было. Даже мама периодически вспоминала про дитя и навещала его. Спасибо, что в трезвом состоянии.


Через некоторое время выяснилось, что благополучный и любящий отец не перестал заниматься незаконной деятельностью, попал на «хорошую» статью и скоропостижно сел. Мамины родственники всем скопом отказались от опеки. Мама пообещала начать процедуру по восстановлению в правах завтра, послезавтра, с понедельника, после праздников, 30 февраля…

Ребенок снова попал в реабилитационный центр, готовился вновь переступить порог детского дома, как вдруг в кабинете опеки возникла родственница отца с желанием взять дитя под опеку:


«Жалко очень. Второй раз в детский дом – это жестоко», - плакалась она.


Мы пошли ей на встречу и сделали так, чтобы ребенок оказался в ее доме в этот же день. Родственники вновь вспомнили про малыша. Отец слал письма из зоны. А мама… мама была слишком увлечена алкоголем и новым мужем.


Через несколько месяцев малыш пошел в первый класс… где во всей красе проявило себя ранее вялотекущее неврологическое заболевание. Подробное обследование у нескольких врачей диагностировало хроническое заболевание мозга и ряд сопутствующих неврологических проблем. Как упустили – неизвестно. Ребенок своевременно проходил все необходимые по возрасту медицинские процедуры.


Узнав о диагнозе, опекун сделала все от нее зависящее, чтобы малыш усвоил программу первого класса (за что я выражаю искреннюю благодарность! Это было очень нелегко) и написала заявление о переводе несовершеннолетнего в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с невозможностью оказать все необходимое медицинское сопровождение и уход за опекаемым ребёнком.


Я не виню ее. Ей это решение далось нелегко. Лечение заболевания, реабилитация и пожизненный уход стоит очень больших денег, которыми семья с двумя кровными детьми не располагает. Девушка не планирует рвать связь с маленьким родственником и, по возможности, будет забирать его на каникулы домой.


Родственники вновь отвернулись. Отец ещё не знает о переменах в жизни ребёнка, но уезжая в колонию обещал забрать его после отбывания наказания.


Кандидатов в опекуны нет.


Опеке ничего не осталось, кроме как вновь отвезти малыша в реабилитационный центр. Вчера я собрала пакет документов для передачи личного дела ребёнка в детский дом. Какой он будет – коррекционный или обычный – неизвестно. Со своей стороны, я сделала максимально возможное, чтобы с большей долей вероятности малыш не попал в дом инвалидов. Но окончательное решение, увы, не за мной.


Поиск опекунов продолжается и продолжится после помещения малыша в детский дом.


Хочется верить, что у ребенка все будет хо-ро-шо и однажды его возьмет за руку МАМА.


***


Уважаемые пикабушники, пожалуйста, запомните: с посылом «жалко» детей брать нельзя. Горький опыт показывает следующее: когда проходит жалость, а это происходит очень и очень быстро, заканчивается опека. Принимать детей в семью можно лишь с уверенным желанием помочь, одарить любовью, воспитать, подарить билет в новую жизнь и т.д. Жалко? Стань волонтером, приходи в детский дом в гости, дари детям жизненные уроки, общайся, обучай, сделай личной традицией ежемесячную покупку памперов для дома малютки, в конце концов! Детям нужна семья, наставник, проводник в самостоятельную жизнь, взрослый друг, а не пускающая слезы жалости и умиления очередная размазня. Вы бы хотели, чтобы вас приглашали в гости и общались с вами из жалости? Вот и дети не хотят.


И еще. Обращаюсь к тем, кто прошел Школу приемных родителей и повернул назад, всю жизнь мечтал взять в семью ребёнка из детского дома и не смог, хотя возможность есть. С ВАМИ ВСЕ НОРМАЛЬНО! Не корите себя. Вы вовремя поняли, что не потяните этот сложный, нервный, энергоемкий труд, верно оценили свои силы и НЕ ПОЗВОЛИЛИ детям познать ужас вторичного сиротства, не разрушили детскую мечту о маме с папой. Надеюсь, в скором времени эти малыши найдут свою новую семью.


***

Спасибо, что осилили пост. Отдельное спасибо моим неожиданным подписчикам! Надеюсь, я оправдаю ваше доверие.


Всем добра, бобра и семейного счастья.

Ссылки на предыдущие посты:

1. https://pikabu.ru/story/oni_ne_te_kem_kazhutsya_odin_den_iz_...

2. https://pikabu.ru/story/oni_ne_te_kem_kazhutsya_odin_den_iz_...


PS, у меня нет цели показать опеку, семьи, приемных родителей, усыновителей или детей в плохом или хорошем свете. я лишь рассказываю о том, что увидела и услышала во время учебной практики.

Дети и родители

11.4K постов14.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

45
Автор поста оценил этот комментарий
Я сама работаю в опеке.. и самое страшное видеть как дети тянуться к матерям таким ..да даже плохим какая никакая, но она для них самый дорогой человек ,а этим мамашкам бутылка дороже ребенка....А когда видишь, что люди берут ребенка не из благих целей и по закону отказать не имеем право...очень тяжело на душе...все могут осуждать опеку...но вы попробуйте поработать у нас....
раскрыть ветку
59
Автор поста оценил этот комментарий
Какие же железные нервы нужно иметь на такой работе. Я всегда хотела узнать как вам удается работать среди детских слез. Жалко же каждого. Вы проходите какую то психологическую подготовку?
раскрыть ветку
33
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

У меня в подъезде семья взяла девочку с проблемами меньше года. Своих детей у пары нет, у мужа есть взрослая дочь. Они очень стараются для ребёнка: лучшие врачи, лучшая одежда и игрушки, полная отдача. Видно, что с любовью. Процесс усыновления занял год. Ребёнок из Ленинградской области. Палок в колеса им навставляли столько, что чудом получилось. Одни препятствия. Плюс постоянно отговаривали, т к ребёнок не совсем здоров. По прошествии полугода очевидно, что девочка прекрасно выглядит и хорошо себя чувствует. Я очень рада, что они не сдались. Но из путь пройти никому не пожелаешь. Хотелось бы, чтобы было немножко хотя бы проще. Как Вы думаете?

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий
Я опекаемый ребенок с 7 лет, меня забрали родители,даже зная о диагнозе-туберкулез. И они мне рассказывали,как половина их знакомых у виска крутили, мол "зачем вам больной ребенок,с ТАКОЙ генетикой" . (биологическая мать наркоманка, биологический отец зек со стажем и тубиком кстати). И я до сих пор не понимаю, как меня не сдали обратно в дет.дом при всех моих выходках в подростковом возрасте?! Им это легче лёгкого было бы, т.к. не удочерение было,а опека до 18 лет.

Я бы не смогла настолько полюбить чужого ребёнка,ещё и взрослого относительно. Ведь семилетка это не младенец, с которым ты можешь сюсюкаться,умиляться и привыкнуть через все эти мимишества к нему.
У самой уже ребенок 5 лет, и вот третий год не могу забеременеть, муж предлагает рассмотреть варианты усыновления, я в отказ полный.
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Сам являюсь отцом некровного ребёнка. По своему опыту скажу про родственников, у моего сына тоже объявлялась бабушка, но услышав список диагнозов пропала и больше не появилась. На данный момент почти все диагнозы сняты, включая самые страшные. Дети в семье расцветают.