Махрового даунгрейда пост

А вот захотелось мне собрать компьютер. Нет, не писюка отвёрткой, а тот самый, настоящий, из отдельных чипов, что собирали в 80-х...90-х годах в прошлом веке. Причём собрать не просто так, а чтобы был полезен в работе и быту, а также ощутить то, что прошло мимо тогда... Ну вот, получилось. Назвали "Аюшей".

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Компьютер делался по канонам конца семидесятых: отдельно контроллер, отдельно терминал.  В качестве основного процессора использовал легендарный 6502, работавший в перво- и второэпплах, Денди и всякоразных Тамагочи ( а также в Бендере и первом Терминаторе), разумеется, в современной реинкарнации:

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Теперь мы можем чувствовать себя в компании любителей огрызков, вот только они могут нас не понять. Ну оно и не важно.
Поскольку комп делается в единственном экземпляре, то используем макетную плату:

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

А чтобы жизнь не казалась мёдом, начинаем вязание МГТФ-ом. Оно и нервы успокаивает, и ошибки легко лечатся:

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Всё засовываем в корпус, дополнив часами реального времени

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Для начала достаточно. На мордашке контроллера достаточно много управляющих и контактных элементов почти на все случаи жизни:

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

И общается он с нами на староанглийском (пока в качестве терминала используем так нелюбимый нами писюк):

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Что мы получили: по нонешним меркам что-то типа бгмерзкой Ардуино, но со встроенным диалектом Бейсика. Уже можно писать программки и тут же их запускать - без трансляции, загрузки, прошивки и т.п. Графики нет, да и не нужна она. На Денди, кстати, графики тоже не было, и ничего, рубились в Контру только так.
Раз основная часть сделана, то займёмся непосредственно терминалом. Будем делать так называемый dumb-терминал, который просто показывает то, что ему прислали, и передаёт со встроенной клавиатуры то, что напечатали. Дополнительно терминал будет магнитофонным интерфейсом, просто адаптируя сигнал с кассеты в сигналы последовательного порта и наоборот. Скорость в 300 бит/сек самая кошерная для таких применений.
Снова макетка и снова вязка МГТФ (последнее не показываем). Ну тут уже без однокристальной Атмеги  не обойтись (да, это та самая ардуина) в качестве телевизионного выхода. Всё остальное - сопровождение клавиатуры и магнитофона.

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Корпус терминала делаем из 10-мм фанеры, что осталась от прошлого строительства - а что добру пропадать?

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Клаву, кстати, делаем с нуля. Это так называемая ASCII-клавиатура, которая сразу выдаёт код нажатого символа.

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Собрали до кучи - теперь можно и поиграть! К примеру, в Реверси:

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

А можно подключить адаптер последовательного порта в локальную сеть и рулить контроллером через Интернет:

Махрового даунгрейда пост Своими руками, Компьютер, 6502, Ламповость, Приятное, Видео, Длиннопост

Загрузка с магнитофона также интересна, поскольку сразу видно, что загружается. В качестве примера - загрузка программы перевода из десятичной системы счисления в шестнадцатиричную:

Итак, что мы получили: миникомпьютер уровня 80-х, но на современной элементной базе. Почти Ардуино, но своими руками и с Бейсиком (с огромным списком наработанного софта). Тихий, без вентиляторов. Применялся в качестве управляющего контроллера на онлайн-радиостанции (пока праздники были), некоторое время даже был однопоточным HTTP-сервером. Для поиграться спокойно. Для души.

TECHNO BROTHER

1.6K постов12.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1-Мы А-политическое сообщество. 2-Запрещено оскорбление: Администрации Пикабу, сообщества, участников сообщества а также родных, близких выше указанных.

3-Категорически запрещается разжигание межнациональной розни или действий, направленных на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства, а также высказывания о превосходстве либо неполноценности пользователей по признаку их отношения к национальной принадлежности или политических взглядов. Мат - Нежелателен. Учитесь выражать мысли без матерщины

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
На Денди, кстати, графики тоже не было, и ничего, рубились в Контру только так.

Отнюдь. Там была очень неплохой видеопроцессор (picture processing unit) Ricoh RP2C02 (либо RP2C07, UM6538): https://ru.wikipedia.org/wiki/Nintendo_Entertainment_System
Вот тут, что можно делать с этим видеопроцессором: http://dendy.migera.ru/nes/g02.html

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Этот видеопроцессор не имеет кадрового буфера в котором может быть нарисована произвольная картинка, умеет выводить только фон из тайлов и спрайты поверх него.

Автор поста оценил этот комментарий
...вот не хочу никого тыкать носом, но Вы, прочитав текст от Мигеры, до конца его не осознали, как мне показалось ;). Для начала ответьте на два вопроса:
1. Как на видеопроцессоре Денди отобразить один пиксель (точку) в произвольном месте экрана в произвольное время?

2. Под один экран в Денди отводится 1024 байта (960 под _символы_ и 64 под атрибуты). Однако разрешение экрана составляет 256х240=61440 байт в режиме PAL. Нестыковочка?
И последнее. Весь текст главы Мигеры про PPU пестрит словом "символы".

Вот поэтому и говорю, что в Денди графики не было, был символьный вывод псевдографики ака текста...
А таки да, подзагружая в видеопроцессор Денди знакогенератор кусками во время обратного хода луча или маппером, можно на экране чудеса вытворять...

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не суть, но получилось хорошо и местами очень красиво, несмотря на серьёзные технические ограничения этого "видеопроцессора" ^__^

Автор поста оценил этот комментарий

Тайловая графика и псевдографика не совсем одно и то же, под псевдографикой обычно понимается рисование из готовых примитивов, а тайловый фон можно хоть на полное разрешение экрана нарисовать, вопрос только в объеме памяти. И, кстати, цвет там, если верно помню, "16 из палитры 64" то есть 4-битный, получается не 61 килобайт, а вдвое меньше.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
61 кило - это только точки, разрешение экрана, без цвета. Цвет умещается в 64 байтах атрибутов ;)

Ну в любом случае, даже тайл - это не графика в чистом виде. Графика - это "Специалист", к примеру, у которого аж 12 килобайт отдано под экран и можно адресовать вплоть до точки.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Разрешение без цвета(бит на точку) - 61440 килобит, это 7680 килобайт. А 61440 килобайт - 256х240 при 256 цветах(байт на точку).

Автор поста оценил этот комментарий

Я профан тут, но, наверное, поэтому был такой баг в Денди. Когда случайно заденешь картридж, то игра прерывалась, а на экране возникал адовый набор символов на латинице с отдаленно похожей на предыдущий кадр структурой цветов. А еще артефакты в картинке во многих играх.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

именно так.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку