Литература как предмет
Литература как предмет, в сущности, - это высасывание из пальца, потакание программе в целом, и давно почившим критикам в частности, это поиски несуществующих подводных камней, придумывание авторской позиции и клиширование уже давно не творческих сочинений. Она загоняет в рамки "этот герой считается положительным, а этот - негодяй". Ну не такой она должна же быть! Она была и будет искусством, к которому приобщаются, которое непринужденно обсуждают, которое приумножают, а то, что из неё пытаются сделать последние N лет - это больше похоже на анализ очертаний букв, дефектов печати, на псевдонауку, чем на литературу..)
Литература не наука, тем более в школе. В школьной программе сделан акцент на моральную составляющую. Грубо говоря, на вымышленных героях разбирают, что такое хорошо, что такое плохо + учатся управляться с родной речью, приводить аргументы, работать с текстом.
В общем, литература и история в школе - скорее, инструменты воспитания, чем собственно "искусство литературы" и "наука история".
Да литература в школе нужна по простой причине - иначе дети эти книги вообще ни когда не прочитают.
Вот и всё.