Леттеринг. Сколько шрифтов использовать?

Уже неоднократно сталкиваюсь с тем, что мне говорят: "Использовать более двух шрифтов в композиции - это не комильфо."


Думаю пора разобраться в этом вопросе.


От куда всё началось? Я не знаю точный ответ. Но первые упоминания о "двух шрифтах и не более" я встречал в книгах по типографике. Вообще книг о вёрстке, типографии и шрифтах я прочитал больше чем о леттеринге. Раньше тема буклетов, визиток, вёрстки книг меня интересовала больше чем каллиграфия и леттеринг.


Для меня самой "понятной" из первых книг о типографии стала:


Книга по верстке - Уильямс Робин (Wilams_Robin_-_Kniga_po_verstke)


Есть несколько переизданий этой книги. Мне больше нравятся первые издания. В последних изданиях добавили цвета и на мой взгляд лишних декораций и книгу стало читать сложнее.


И если бы я писал книгу по леттерингу, она выглядела примерно так же, как это книга по вёрстке.


В книги описываются все базовые приёмы составления композиций:

• Близость

• Выравнивание

• Повторение

• Контраст


Так же в книге рассказывается всё основное про все разновидности шрифтов:

• Шрифты старого стиля (с засечками)

• Современные шрифты

• Шрифты с горизонтальными толстыми засечками (брусковые)

• Шрифты без засечек

• Рукописные шрифты

• Декоративные шрифты


Все эти приёмы точно так же используются в леттеринге.


Так почему именно два шрифта?

Ноги растут (как мне кажется) из понятия Контраст.


Этот контраст нужен для Эстетической привлекательности и для Передачи смысловой нагрузки.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Два шрифта. Рукописный и Без засечек.

В книге описываются ещё приёмы использования контраста. Не только за счёт разных шрифтов.


Именно сравнение двух элементов (большого и маленького, толстого и тонкого) демонстрирует максимальный контраст между ними. Если будет три элемента, эффект контраста будет не так заметен. Четыре элемента - ещё менее заметен эффект контраста.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Два контрастных шрифта. Размеры их не сильно отличаются, но из-за того, что они относятся к разным семействам (Universr - рукописный шрифт, Cover Band - шрифт без засечек), мы можем понять (даже не зная английского), что у этих фраз два разных смысловых значения. Слово в центре скорее всего название, а фраза внизу является пояснением к этому названию. Если всё выполнить одним шрифтом - считывание информации затрудниться.


Но композиции в леттеринге строятся не только на основе контраста.

Общая форма композиции, направление и наклон текста, декоративные элементы и многое другое. Всё зависит от того, что вы хотите передать своим рисунком.


Пример:

Возьмём фразу "Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь... (А. Экзюпери)"


Давайте подумаем, что мы хотим сказать этой фразой?


Варианты такие: Выделить главные слова в фразе (сделать их большими и заметными), а второстепенные слова сделать маленькими и другим шрифтом. Так мы достигнем контраста и передадим основной посыл фразы. Так какие слова вынести на первый план? Если честно, у меня этого не получилось сделать. Может у вас получится, попробуйте.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Для меня нету Главных слов в этой фразе. Вся фраза несёт общий посыл.

Поэтому было принято решение писать эту надпись одним шрифтом.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Финального результата нету. Пока всё на стадии набросков.

Единственный контраст - это имя автора. Даже если не знать фразу и автора, то сразу становится понятно, что мелким шрифтом без засечек в нижнем углу - это автор фразы. Если автора написать тем же шрифтом - это намного затруднит считывание фразы.


Расскажу немного больше про эту композицию в следующей статье.


Значит количество шрифтов зависит от смысла, который мы хотим передать?

Для меня это именно так. Можно использовать два шрифта для подчёркивания контраста. А можно использовать шесть шрифтов да ещё каждый шрифт в нескольких размерах. Почему бы и да? Всё зависит от ситуации =)


Вот к примеру фраза: " Нельзя быть одновременно веселым, трезвым и умным."


Я бы её написал 4-мя шрифтами. Почему? Я вижу тут два основных блока.


Первый: Нельзя быть одновременно


Второй: веселым, трезвым и умным.


"Нельзя быть одновременно" - пишем спокойным шрифтом без засечек.


А вот слова: "веселым, трезвым и умным" - каждое слово написать своим шрифтом. Весёлый - декоративным весёлым шрифтом (ну оно само тут напрашивается). Трезвым - брусковым шрифтом. Такими широкими буквами с широкими засечками. Буквы крепко стоят на ногах. Умным - шрифтом с засечками. Изящный старый шрифт, подчёркивает аристократичность и ум. Предлог "и" - написать первым тонким шрифтом без засечек или вообще исключить из фразы.


Итого получается аж 4-ре шрифта.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Да, тут шрифт Comic Sans )) Качественный брусковый кириллический шрифт так и не нашёл. Шрифт Time.

Я считаю так. Количество шрифтов должно соответствовать ситуации.

Самым трудным в создании леттеринг композиций - это определиться со смыслом этой композиции, выделить главное, что хочется передать зрителю. Составить внешний облик фразы. Работа с ритмом. Первое что бросается в глаза - это целостность композиции. А вот какие шрифты и сколько их использовать - мне кажется это приходит именно в процессе рассуждения о смысле фразы, когда обдумываешь наброски, пытаешься выделить главные слова, составить образ всей композиции.


Так что просто пробуйте )) И всё придёт в процессе =)

Лига каллиграфов

424 поста5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Нельзя (бан):

- оскорблять членов сообщества


Можно:

- делиться своими работами

- делиться полезной информацией

- делиться любимыми подборками

2
Автор поста оценил этот комментарий
считывание информации затрудниться

Не знаю, сколько шрифтов стоит использовать в одной композиции. По мне, хоть десяток, если это оправдано, гармонично, отвечает целям и т.д.


Что портит любую композицию – безграмотность. Заметил, что многие дезигнеры жутко безграмотны. Они боятся запятых, предпочитают клепать свои шыдевры вообще без знаков препинания, путают -тся/-ться, забывают про дефисы, ставят лишние пробелы, пишут все слова с большой буквы и т.д., и т.п. патамушта так красивше, наверно.


Еще один минус композиций – бессмысленные наборы слов: затертые до дыр цитатки из ванильных пабликов. Текст смотрится красиво, но содержание – банальщина. Что-то в духе «поверь в себя» и «все получится».


Первые шаги для составления композиции:

1. Выбрать текст. Он должен быть осмысленным, небанальным.

2. Проверить орфографию и пунктуацию. Ошибок быть не должно.

3. Начать составлять композицию. Вот тут можно задуматься о шрифтах, размерах, расположении элементов и прочем, т.е. собственно о форме.


P.S. Для слова «трезвым» подошла бы простая Helvetica. Твое «трезвым» выглядит слегка подвыпившим.

Автор поста оценил этот комментарий

Первые шаги для составления композиции:

1. Поверить в себя.

2. Выбрать текст. Он должен быть осмысленным, небанальным.

3. Проверить орфографию и пунктуацию. Ошибок быть не должно.

4. Начать составлять композицию. Вот тут можно задуматься о шрифтах, размерах, расположении элементов и прочем, т.е. собственно о форме.
5. Все получится.

Автор поста оценил этот комментарий

Использовать более двух шрифтов в композиции - это не комильфо.

Ау, коллега, кто сказал, что это касается такой вещи, как леттеринг? Это правило из типографики, верстки и прочего печатного дела. Не путайте.