Когда ты думаешь что один вытащишь всю катку, или же история про Баязида I

Когда ты думаешь что один вытащишь всю катку, или же история про Баязида I История, Тамерлан, Длиннопост

Баязид родился ок. 1357. Он был младшим сыном османского султана Мурада I и Гюльчичек-хатун, вифинской гречанки по происхождению. Примерно в 1381 Баязид женился на дочери гермиянского эмира Сулеймана, чьи владения находились в западной Анатолии, на побережье Эгейского моря. В качестве приданного османы получили часть земель эмирата.
Вскоре Баязид был назначен губернатором Кютахьи, некогда центра османских владений в Анатолии. Его обязанностью стало обеспечение безопасности восточных границ государства. Баязид сыграл заметную роль в победе над антиосманской коалицией под руководством бейлика Караман в 1386.
Баязид был провозглашён султаном 15.06.1389, в день смерти своего отца, павшего от руки сербского князя Милоша Обилича во время битвы на Косовом поле. После смерти отца Баязид взял управление войсками в свои руки и выиграл битву.
Баязид жестоко отомстил за убийство отца, истребив большую часть сербской знати, находившейся на Косовом поле. Со Стефаном Вулковичем, сыном и наследником сербского князя Лазаря, погибшего в битве, султан заключил союз, по которому Сербия становилась вассалом Османской империи. Стефан, в обмен на сохранение привилегий его отца, обязался платить дань с серебряных рудников и предоставлять османам сербские войска по первому требованию султана. Сестра Стефана и дочь Лазаря, Оливера, была отдана замуж за Баязида.
Баязида, в котором текла греческая кровь, в качестве нового султана хотели видеть христианские вассалы османов, в то время как у его старшего брата Якуба, талантливого полководца, имевшего популярность в войсках, было больше сторонников среди турок. Опасаясь конфликта по поводу наследования, Баязид первым делом после обретения власти приказал задушить своего брата, пока тот, не ведая о смерти султана, находился в Анатолии. Баязид ввёл в практику братоубийство, которое весьма укоренилось в истории османской династии. Считалось, что убийство предпочтительнее возможных конфликтов между братьями.
Баязид отличался импульсивностью и непредсказуемостью, резко контрастировал со своими более осмотрительными предшественниками. С другой стороны он был талантливым полководцем, за быстроту перемещения его армий он получил прозвище Йылдырым (Молниеносный).
Пока османские войска находились в Европе, малые анатолийские бейлики попытались вернуть контроль над территориями, отобранными у них османами. Но зимой 1389-1390 Баязид перебросил войска в Анатолию и провёл стремительную кампанию, покорив западные бейлики Айдын, Сарухан, Гермиян, Ментеше и Хамид. Тем самым, впервые османы вышли к берегам Эгейского и Средиземного морей, их государство делало первые шаги к статусу морской державы.
Зарождавшийся османский флот опустошил остров Хиос, совершал набеги на побережье Аттики и пытался организовать торговую блокаду других островов в Эгейском море. Однако как мореплаватели османы ещё не шли ни в какое сравнение с представителями итальянских республик Генуи и Венеции.
В 1390 Баязид завладел Коньей, столицей крупного бейлика Караман. Через год караманский бей Ала ад-дин ибн Халил возобновил войну против Баязида, но был разбит, взят в плен и казнён. После Карамана последовали завоевания Кайсери, Сиваса и северного эмирата Кастамону, что дало османам доступ к порту Синоп на Чёрном море. Большая часть Анатолии теперь находилась во власти Баязида.
Управление покорёнными бейликами султан доверил губернаторам и сам не вникал в местные дела, находясь большую часть времени в Европе, предаваясь наслаждениям: обжорству, пьянству, разврату с женщинами и мальчиками из своего гарема. Двор султана славился своей роскошью и был сравним с византийским двором в период расцвета. При этом Баязид был очень религиозным человеком, он долгое время проводил в мистическом уединении в личной келье, сооружённой в мечети Бурсы, а затем общался с исламскими богословами из своего окружения.
Мурад I практиковал политику ассимиляции на присоединённых к его государству землях; при Баязиде на захваченных территориях с приходом власти османов практически ничего не менялось. За редким исключением эти территории были лишь оккупированы, но не находились в истинном смысле под управлением османов.
В 1393, укрепив свою власть в Анатолии, Баязид продолжил завоевания на Балканском полуострове. К этому времени османы серьёзно ухудшили отношения с Венгрией, король которой, Жигмонд (Сигизмунд) Люксембургский, стал их главным врагом. Баязид с 1390 регулярно инициировал набеги на южную Венгрию и за её пределы. В Центральной Европе растущую Османскую империю стали воспринимать как серьёзную угрозу. Валахия, стремившаяся избавиться от власти венгров, стала союзником турок. Король Жигмонд потребовал от Баязида не вмешиваться в дела Болгарии, находившейся под венгерским покровительством, на что султан ответил отказом.
Жигмонд стремился укрепить своё влияние в небольших государствах на османо-венгерской границе, создав тем самым барьер на пути турецких захватчиков. Король вторгся в Болгарию и взял крепость Никопол на Дунае, но вскоре оставил её, когда против него выступило большое турецкое войско. Армия Баязида в 1393 овладела столицей Болгарии, городом Тырново. Болгарский царь Иоанн Шишман, который при Мураде был вассалом османов, был схвачен и в 1395 убит. Болгария окончательно утратила независимость и стала провинцией Османской империи.
Завершив покорение Болгарии, Баязид нацелился на как никогда ослабленную Византию. Сын императора Иоанна V Палеолога, Мануил, некоторое время находился при дворе султана как вассал, хотя обращение с ним было как с заложником — он подвергался унижениям и был фактически доведён до полуголодного состояния. Когда император Иоанн стал восстанавливать стены Константинополя и воздвигать оборонительные башни, Баязид потребовал снести укрепления, угрожая в противном случае ослепить Мануила. Незадолго до своей смерти Иоанн подчинился требованиям султана.
После смерти отца в 1391 Мануил бежал от Баязида и взошёл на византийский престол как Мануил II. Султан вскоре потребовал у императора более крупной дани, продления вассальной зависимости и учреждения в Константинополе должности судьи (кади) для нужд мусульманского населения. Для подкрепления этих требований Баязид привёл к стенам города турецкую армию, которая по пути убивала или обращала в рабство фракийских греков-христиан.
В 1393 на азиатском берегу Босфора османы начали возведение крепости Анадолухисар. После 7-мес. осады Мануил принял требования султана, но условия стали более жёсткими. Помимо создания в Константинополе исламского суда, в городе также размещался 6-тыс. османский гарнизон и целый квартал города выделялся для мусульманских поселенцев. Вскоре призывы к молитве, звучавшие с минаретов двух мечетей, стали слышны по всему Константинополю.
В 1394 турки вторглись в Валахию и заменили провенгерского правителя Мирчу своим вассалом Владом, которого вскоре сместили венгры. В том же году турки вторглись в Грецию, захватили важные опорные пункты в Фессалии и продолжили вторжение в Морее. При этом новые территории по обычаю, заведённому Мурадом I, заселялись османами. В то же время была завоевана большая часть Боснии. На долгие годы затянулось покорение Албании, жители которой оказывали туркам упорное сопротивление.
В 1396, когда огромная армия турок готовилась к новому походу на Константинополь, султану стало известно о вторжении в его владения крупной армии крестоносцев под предводительством короля Сигизмунда. Учитывая ранее звучавшие угрозы Баязида о завоевании самого Рима и осквернении собора святого Петра, с целью избавления Европы от турецкой угрозы под знамёна венгерского короля встали рыцари из Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Ломбардии, Германии, а также авантюристы из Польши, Италии, Испании и Богемии.
В начале лета крестоносцы, численность которых доходила по разным источникам до нескольких сот тыс. собрались в Буде, затем перешли к наступательным действиям, захватив Ниш и несколько болгарских городов, но затем увязли в осаде хорошо укреплённого Никопола. Не встречавшие всё это время серьёзного сопротивления, многие рыцари стали воспринимать весь поход как своего рода пикник и не верили в то, что турки могут быть для них опасным противником.
Вскоре после начала осады Никопола к стенам города подошло крупное войско Баязида, состоявшее примерно из 200 тыс. человек. Также на стороне Баязида сражалось 15-тыс. сербское войско Стефана Лазаревича. 25.09.1396 произошло Никопольское сражение. Оно было упорным и кровопролитным, но в рядах христиан не было единства, немногочисленные рыцари в самом начале битвы бросились на турок без всякой поддержки и были разбиты. Дисциплинированное османское войско довершило разгром крестоносцев, полностью разбив их армию. Король Жигмонд бежал, а 10 тыс. крестоносцев оказалось в плену. По приказу Баязида большинство из них было казнено, лишь самые знатные рыцари были переданы французскому королю Карлу VI за выкуп в 200 тыс. золотых дукатов. На прощание Баязид пригласил рыцарей вернуться и ещё раз рискнуть сразиться с его войском.
После поражения крестоносцев султан присоединил владения их союзника, видинского царя Ивана Срацимира, тем самым объединив под своей властью все болгарские земли. Разбив христианское войско, Баязид вернулся к Константинополю, который находился в осаде уже 6 лет. Баязид попытался овладеть городом, но отступил перед небольшим флотом под командованием французского маршала Бусико, единственного, кто из побеждённых под Никополом рыцарей вновь выступил против султана. Флот Бусико нанёс поражение османскому флоту в Дарданеллах и преследовал турецкие галеры до азиатских берегов Босфора.
Император Мануил II тщетно искал помощи у европейских правителей, византийцы спускались со стен и сдавались османам, казна была пуста и сдача города была близка. Спасительным для Константинополя стало вторжение Тимура (Тамерлана).
После завоевания Сиваса османские войска под командованием Сулеймана, старшего сына Баязида, вторглись в земли тюркского правителя Кара Юсуфа, находившегося под протекторатом Тимура, и захватили его в плен. При дворе Тимура, объявившего себя наследником Чингисхана и сюзереном всех тюркских правителей Анатолии, нашли приют правители покорённых османами малых бейликов. Тимур был возмущён высокомерием и безрассудством султана. Его послы прибыли ко двору Баязида с требованием покориться тюркскому завоевателю. Султан, преисполненный гордости и иллюзий, явно недооценивавший своего соперника, ответил оскорблением и призвал Тимура встретиться на поле боя.
Вскоре огромная тюркская армия вторглась в Малую Азию. Не имевший крупного войска Сулейман направился в Европу к отцу. Тимур взял крепость Сивас, но не стал двигаться вглубь Анатолии, а отправился на завоевание Алеппо, Дамаска и Багдада. Осенью 1401 армия Тимура вернулась к границам Малой Азии и осталась на зимовку.
Баязид, впервые столкнувшись с равным соперником, был ошеломлён и очень медленно реагировал на кризис, его физическое состояние и умственные способности были подорваны тягой к пьянству и разгульной жизни. Пока отсутствовал Тимур, султан даже не попытался вернуть слабо защищённый Сивас. Только летом 1402, когда тюркские войска двинулись в наступление, Баязид снял осаду с Константинополя и перебросил войска в Азию. В течение нескольких дней перед битвой его войска занимались тем, что гоняли для охотничьей забавы зверей по окрестностям. Тем временем Тимур расположил свое войско между измученными силами Баязида и крепостью, которая, по идее, должна была служить бастионом османской обороны.
20.07.1402 армии сошлись в битве под Анкарой. Армия Баязида насчитывала от 120 до 160 тыс. воинов, армия Тимура была намного больше. Кроме того армия Баязида была изнурена стоявшей в то лето жарой и долгим переходом; её воинам задерживалась выплата жалования. Баязид со свойственным ему упрямством, переоценивая свои силы, намеревался сразиться с Тимуром в лобовом столкновении, хотя его полководцы призывали укрыться в горах, чтобы дать солдатам отдохнуть и выбрать позицию для обороны против превосходящих сил противника.
Перед боем татары из войска Баязида дезертировали и перешли на сторону своих братьев по крови, лишив султана четверти его войска, что предрешило результат битвы. В ожесточённом сражении турецкое войско было разбито, Баязид, которому пришлось врукопашную сражаться за свою жизнь, попытался бежать, но был захвачен в плен и доставлен к Тимуру. Его заковали в цепи, и он был вынужден смотреть, как его любимая жена Оливера прислуживала Тимуру за обедом, а затем была изнасилована.
Тюркские завоеватели подвергли страшному опустошению всю страну; они сжигали города и сёла, убивали или угоняли в Самарканд жителей. Бурса была разграблена, и орды Тимура дошли до самой Смирны. Тимур во время разорения османского государства повсюду возил за собой Баязида в зарешеченном паланкине, подвергая всяческим унижениям. 8.03.1403 Баязид скончался в плену.
Гордыня и высокомерие Баязида привели молодую Османскую империю предельно близко к полному уничтожению. Малые бейлики вновь получили независимость благодаря Тимуру, желавшему в последние годы своей жизни покорить Китай, а потому не довершившему разгром османов. Между сыновьями Баязида разгорелась междоусобная борьба, из которой в борьбе со своими братьями Сулеманом Челеби и Мусой Челеби в 1413 победителем вышел Мехмед I.

12
Автор поста оценил этот комментарий

султан не вникал в местные дела, предаваясь наслаждениям: обжорству, пьянству, разврату с женщинами и мальчиками из своего гарема

При этом Баязид был очень религиозным человеком, он долгое время проводил в мистическом уединении в личной келье, сооружённой в мечети Бурсы, а затем общался с исламскими богословами из своего окружения.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно рассказано. Я все понял (представил карту и сложности правителя) благодаря сотням часов проведенных в игре Europa Iniversalis IV. Неплохая предыстория.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Эх, если бы Тамерлан не отвлекся на Китай, не было бы ни какой Османской империи...

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

200 тысячное войско. ага. Клим Жуков плачет.