Киберпанк в Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает: как знаменитой игре удалось освежить жанр. Часть 4
Новое время, старые вопросы
Суть киберпанка не в неоне или кибепротезах, она в фундаментальных проблемах столкновения новейших технологий и человеческой природы. Human Revolution не скажет ничего нового, повторит вопросы, которые уже слышали, но сделает это так, что они прозвучат по-новому, близко и злободневно.
Сквозь всю игру ведётся спор о трансгуманизме: корпорации находятся в конфликте с властью, привилегированный класс и нищета всё больше ненавидят друг друга, всемогущие иллюминаты пытаются совладать со стихией прогресса. Казалось бы, стоило показать весь ужас и мрак от злостного использования технологий, обнажить самые тёмные уголки человеческой натуры, во сто крат усиленные технологиями — и тебя уже ничего не удивит, как под конец игра приносит ещё несколько доводов в уравнение.
Один из них показывает апокалиптический вариант. Человек, поверив обещаниям «золотого века» бездумно отдаёт за аугментации всё и, соответственно, теряет всё, даже контроль над собственным телом. Несчастные, недальновидные — заслужили ли люди такую участь?
Второй аргумент — в пользу трансгуманизма. Он представлен финальной локацией игры, комплексом Панхея, профинансированным филантропом. Гигантское сооружение посреди океана, построенное благодаря современным технологиям и работе сверхсильных, аугментированных людей.
Единствення цель проекта – достать с глубины метал и охладить океан, остановив глобальные изменения климата. Альтруистичная цель, символ того, что люди могут не только разрушать, но и строить, менять в лучшую сторону.
Проект основан на реально существующей концепции
Именно здесь окончательно формируются и отдаются на рассмотрение игрока позиции векового спора относительно аугментаций.
Одни считают, что жизнь человека изначально была борьбой, а его улучшение с помощью технологий — это благо. Однако, что ещё более важно — это неизбежность. С самого начала истории человек стал выше законов природы и создал технологии — огонь, колесо, интернет и всё остальное.
С их точки зрения, пришла пора логично завершить усовершенствование мира и изменить самих себя. Трансгуманисты считают, что природа накладывает слишком много ограничений на человека, мешает ему раскрыться, и если преодолеть препятствия — он сможет измениться к лучшему.
Они выступают за свободу исследований, мотивируя это тем, что чем раньше произойдут желанные открытия, тем большему количеству людей будут доступны блага аугментаций.
Другие — более скептичны, они за то, что прогресс необходимо жёстко контролировать, и заниматься этим должны правительство и международные организации. По их мнению, именно наши недостатки и несовершенство научили нас, указали нам на ошибки и сформировали моральный компас нашей цивилизации.
Наши слабости в итоге сплотили человечество, научили жить в мире и сообща, и мы многое потеряем, избавившись от этих вещей.
Есть и третье мнение. Некоторые вообще не питают надежд относительно человека. Для них он обладает патологической склонностью брать больше, чем может унести. Они придерживаются мнения, что технологий, в первую очередь, надо бояться и не вмешиваться в природу человека без крайней нужды.
Они считают, что человечество не раз показало себя избалованным ребёнком, и каждый раз игрушки становились всё разрушительнее. И сейчас любая ошибка может стать последней.
Игра даёт всем сторонам высказаться, но сама остаётся на позиции молчаливого наблюдателя. Финальная задача игрока — взвесив всё, определиться с собственным мнением и принять чью-то сторону.
Zeitgeist
В контексте игры выбор будет иметь значение только для главного героя. Как окажется позже, для мира мало что изменится. Раз выпустив джина из бутылки, назад его уже не вернуть. Скорее всего, безмятежным надеждам придёт конец, но история Deus Ex продолжится, следующая часть — Mankind Divided — заглянет в ещё более далёкое и тревожное будущее. Спустя много потрясений, настанет тот далёкий киберпанк, к которому мы все привыкли.
Картина 2027 года заставляет задумываться не столько о будущем игровой вселенной, сколько о нашем мире. И с каждым годом всё чаще, ведь в ней оказывается всё больше знакомых очертаний. Слушания в конгрессе о политике приватности, война СМИ и правительств, безудержная вера в гениев прогрессивных корпораций — слишком много нового появилось в мире в последние годы.
Возможно, нас действительно ждёт мрачное будущее, как в «Нейроманте» и Cyberpunk 2077. А возможно, Джин Родденбери был прав, и человечество сумеет совладать с собственными амбициями и стать лучшей версией себя.
Deus Ex: Human Revolution сделала киберпанк снова актуальным, но она не задала новых вопросов, не решила давние споры. Не давала она и предсказаний будущего, оставив это остальным. Вместо этого — рассказала иную историю: о людях, заставших время между эпохами. Рассказала о вещах, о которых они мечтают, и о вещах, которые не дают им покоя. Рассказала о том, как они примут новшества, как это изменит их привычный образ жизни.
История Deus Ex: Human Revolution — о нас, людях, вынужденных жить во время перемен.
Оба прохождения заканчивал, выбирая концовку Шарифа - дальнейшее развитие аугументаций
Глобальные вопросы транс гуманизма, что делать человечеству: улучшать себя или так и замереть в развитии.... И подать это тем, что заменив себе конечности, zog сможет хакнуть тебе мозг! Г - логика...
А ну и давайте сведем с ума всех киборгов, просто потому что Хью дерроу не может иметь искусственную ногу (а экзоскелет это для холопов)