Художественный метод Достоевского

Казалось бы, изложить основной сюжет каждого из романов пятикнижия можно вкратце как нечто цельное и законченное.

«Преступление и наказание» повествует о преступлении и раскаянии Раскольникова; 

внешнее действие романа «Идиот» – развитие и трагическая развязка любовного треугольника; «Бесы» литературно и идеологически интерпретируют «нечаевское дело»; 

«Подросток», как роман воспитания, посвящен истории взаимоотношений отца с незаконнорожденным сыном и духовному становлению последнего; 

в основе «Братьев Карамазовых» лежит детективный сюжет: отцеубийство и его расследование.

Замысел же Достоевского в переосмыслении сюжета, внешне обусловленного жанром. Ниже выделены несколько уровней осмысления сюжетов пятикнижия.

Художественный метод Достоевского Федор Достоевский, Пятикнижие, Литература, Книги, Обзор книг, Длиннопост

1861. Фотография М.Б. Тулинова


Первый уровень.

Евангельский текст, являющий высшую истину и проецируемый на романную действительность. Как правило, евангельский сюжет вводится прямо в текст романа или задается как евангельский контекст (в случае романа «Идиот») с помощью символики мотивной структуры романа.

В «Преступлении и наказании» это воскрешение Лазаря,

в «Идиоте» – история прощения и спасения Христом блудницы (отношения Мышкина и Настасьи Филипповны),

в «Бесах» – исцеление гадаринского бесноватого (введенное как сюжет уже в эпиграфе к роману и в эпилоге толкуемое Степаном Трофимовичем Верховенским как духовная судьба России), в «Братьях Карамазовых» – притча об умирающем и воскресающем зерне, проецируемая на судьбы многих героев романа, прежде всего – Маркела, Зосимы, Дмитрия и Илюши Снегирева.

В «Подростке» евангельский план прямо и явно не выражен, но на мотивном символико-аллегорическом уровне прочитывается сюжет возвращения блудного сына (в роли которого по отношению к России выступают и Аркадий и Версилов).


Второй уровень развертывания сюжета – гораздо более сложный – является мифологическим. Имеется в виду не использование Достоевским традиционных мифологических образов и сюжетов, а его собственное мифотворчество по логике присущего ему мифологического мышления.

У Достоевского миф складывается в результате ощущения главными героями его романов своей причастности к судьбам России или даже всего мира, вследствие веры во всемирную важность своей идеи.

Так, от Ставрогина остальные герои ждут спасения или гибели всей России; открывателем новой эры в истории Земли мыслит себя Раскольников; Мышкин «к людям идет» со своей проповедью Золотого века; Кириллов, принося себя, как человекобог, в жертву себе самому, думает тем самым даровать бессмертие всем людям; Версилов видит себя одним из сотни хранителей духовной идеи Европы и т.д.

Поскольку идея неотделима от личности героя, существуя главным образом в его сознании, то она живет, и ее судьба разворачивается в сюжет, который и становится мифом, символическим прасюжетом романа.


Третий уровень сюжетообразования – уровень романной интриги: это традиционные для жанра сюжетные схемы, в которые Достоевский пытается вместить главный мифологический прасюжет, – они и позволяли Достоевскому назвать свое творение романом. Главная задача Достоевского на данном уровне – придать фантастическому сюжету по возможности реалистический характер, как того требовали литературная эпоха и критика.

Романный сюжет для Достоевского – это обязательно скандальная любовная интрига (чаще всего по типу любовного треугольника: Дуня-Лужин-Свидригайлов, Мышкин-Настасья Филипповна-Рогожин, Мышкин-Аглая-Настасья Филипповна, Ставрогин-Хромоножка-Лиза, Врсилов-Ахмакова-Софья, Дмитрий-Грушенька-Катерина Ивановна). Пытаясь создать занимательную остросюжетную интригу, Достоевский активно прибегает к сюжетным ходам и схемам бульварного, авантюрного, любовного, детективного романов.


Четвёртый уровень: психологизм «подполья». Под «подпольем» понимается внутреннее уединение героя от людей в силу его мечтательности, отсутствия опыта «живой жизни», причудливого сочетания оскорбленной гордости и самоуничижения.

В силу того, насколько тот или иной герой наделен подпольными чертами, он утрачивает способность к нормативному общению и к последовательному активному действию. Подпольные черты доминируют в характере Раскольникова, Кириллова, Шатова, Ивана Карамазова, Аркадия Долгорукого; у некоторых персонажей они ярко выражены лишь на определенных этапах их жизни – как у Ставрогина, Версилова, Мышкина, Рогожина.

Больше всего персонажам с подпольной психологией свойственно пребывать в уединении и вынашивать свою идею.

Внутренний мир героев раскрывается в их протяженных исповедальных монологах, занимающих существенную часть текста.


Наконец, злободневно-сатирический уровень, наиболее простой для восприятия, – охватывает ряд второстепенных героев, призванных сатирически изобразить враждебные Достоевскому политические и философские идеи. Эти герои одномерны и традиционны, на них не распространяется специфическая для Достоевского техника построения образа как единства противоречий.

Таковы, к примеру, Лебезятников в «Преступлении и наказании»; Докторенко и Бурдовский в «Идиоте»; члены «пятерки» Верховенского, Кармазинов в «Бесах»; адвокат Фетюкович, Ракитин, поляки в «Братьях Карамазовых» и т.д. Вводимые этими героями сюжетные линии являются побочными и придают роману злободневный социально-политический характер. Благодаря этому романы Достоевского жанрово адаптируются (хотя бы внешне) к социально-психологическим романам эпохи критического реализма.


Ключевой принцип сюжетообразования романов Достоевского в том, что каждый последующий уровень его структуры противоречит предыдущему с точки зрения поэтики, отрицает или даже отменяет его. На каждом уровне присутствует несколько конкурирующих сюжетов, претендующих на главенство и в то же время являющихся необходимым дополнением к стержневому.

В итоге образуется романное целое – внутренне конфликтное, необыкновенно трудное для анализа. Внутриструктурный конфликт охватывает планы сюжета, жанра, психологии и построения образа персонажей, в конечном счете, проецируясь на философскую проблематику романов.


Источник: Фомина О.Ю. "Творческий метод Ф.М. Достоевского"

(среди множества обстоятельных статей про Достоевского, находящихся в базе данных Российского индекса научного цитирования, именно эта привлекла меня сочетанием убедительной обобщающей интерпретации и лаконичности)

Книжная лига

21.9K поста77.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

11
Автор поста оценил этот комментарий

Вот только, ни доказать, ни опровергнуть использование Достоевским «творческого метода Ф.М.Достоевского „по Фоминой“» возможным не представляется. По хорошему, работа должна была называться «Возможные обобщения элементов творчества Ф.М.Достоевского», дескать,  мы взяли книги, и нашли возможным систематизировать содержимое следующим образом. А имел ли это в виду автор, мы сказать не можем, потому что он, зараза такая, помер не оставив потомкам инструкции по пониманию своего наследия. По крайней мере, это будет честно и по отношению к Достоевскому, и по отношению к читателям работы.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Самое интересное в любой профессиональной критике творчества гения - то, что гений сам мог вообще нихуя не понимать в структуре своего творчества, так как ни один системный подход разума одного человека не способен на то, что выдает интуиция человека, в последствии признанного гением. Мы по определению гением признаем человека, который вышел за рамки системного мышления и с помощью этого сумел создать нечто новое и великое.

Гм... Это бишь я к чому... Ежели системный подход не позволяет создать шедевр, нужно ли этот шедевр систематизировать в общепринятых категориях? Все равно очередной шедевр создаст лишь тот, кто будет учиться у гениев сам, а не читать Фомину.
9
Автор поста оценил этот комментарий

А Достоевский такой "это бред из под коня! Я пилил кулстори за гонорары. А вы тут уровень-хуюровень..."

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию