Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию

Попался мне как-то на глаза родноверческий пост о слове карачун. Постоянные читатели знают, что пишу я медленно (но зато обстоятельно), так что до разбора руки дошли только сейчас.


Ни для кого не секрет, что сведений о славянском язычестве до нас дошло крайне мало. И больше всего этот факт расстраивает именно учёных. В этой ситуации учёные стараются по крупицам собрать всю возможную информацию: из письменных памятников, из живой обрядности, из данных языка наконец. Всё это долго, нудно и в результате получается очень фрагментарная картинка. Родноверов это не устраивает. Они жаждут чего-то большого и яркого. Чтоб было как у скандинавов, греков и индусов. Анализируемый пост ярко демонстрирует типичный родноверческий modus operandi. Берётся пара реальных фактов, а потом при помощи подтасовок и безудержной фантазии конструируется новая мифология:

Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию Лингвистика, Занудная лингвистика, Мифология, Длиннопост

Что ж, давайте разберёмся, где тут правда, а где выдумки.


В современном русском слово карачун используется в значении «смерть»:

Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию Лингвистика, Занудная лингвистика, Мифология, Длиннопост

Но на основании этого, конечно, никаких выводов делать не стоит. Как я уже писал, работа по изучению истории и этимологии какого-либо слова начинается со сбора максимально возможного количества материала. Начнём с русских говоров. Там слово кáрачун / карачýн может иметь следующие основные значения (Словарь русских народных говоров, том 13, страница 79):

1. Святочный обряд, коляда;

2. Внезапная, неожиданная смерть;

3. Удар, то есть инсульт;

4. Предсмертные судороги;

5. Злой дух, чёрт, демон;

6. Скряга;

7. Предрождественский пост.


Теперь обратимся к древнерусскому языку. В Новгородской первой летописи обнаруживается следующий контекст:

Въ лѣт •ѕхна•  стояше всѧ осенина дъждева. ѡт гжина дни до корочюна. тепло дъжгь.

В 6651 (1143) году вся осень была дождливой, от Госпожина дня [15 августа] до Корочуна, тепло, дождь.

Как понимать слово корочюнъ в этом контексте не очень понятно. Ясно, что это некоторое время в конце осени или начале зимы. Словарь древнерусского языка XI–XIV веков (том 4, страница 270) даёт значение «Название дня зимнего солнцеворота». Конкурирующий Словарь русского языка XI–XVII веков (том 7, страница 344) глоссирует его как «Пост перед Рождеством» (28 ноября – 6 января по новому стилю).


Отмечу, что современное написание карачун отражает аканье, так же как каракатица или калач и с исторической точки зрения правильнее было бы писать корочун, корокатица и колач.


Теперь выйдем за пределы русского и посмотрим, какое значение крачун имеет в болгарском, сербском, словенском и словацком (Славянские древности, том 2, страницы 468–469; Этимологический словарь славянских языков, том 11, страницы 56–58):

1. Рождество;

2. Сочельник;

3. Святки;

4. летний или зимний солнцеворот

5. рождественский хлеб;

6. имя собственное (засвидетельствовано и в древнерусском), которое давали ребёнку, родившемуся в Сочельник;


Как мы видим, большинство значений (как и в случае с русскими диалектами несколько значений, вероятно, не имеющих прямого отношения к рассматриваемому материалу, я не включил) так или иначе связано с зимними праздниками.


Поскольку восточнославянское -оро- регулярно соответствует -ра- в южнославянских языках, а также чешском и словацком, мы можем реконструировать праславянскую форму этого слова – *korčunъ (č = ч; ъ – звук типа у). Здесь несложно выделить суффикс *-un-, который образовывал от глаголов так называемые nomina agentis (названия деятелей: бегун, опекун, хвастун, пестун, ведун) и, в принципе, в русском сохранил эту функцию по сей день (ждун).


Корень идентифицировать тоже несложно – *korčiti «шагать» (с нашим корчить, которое восходит к *kъrčiti это никак не связано). А это, в свою, очередь, производное от *korkъ «нога», от которого наши окорок и каракатица. Таким образом, по внутренней форме корочун = шагун. Этимологи полагают, что изначально слово *korčunъ обозначало зимнее солнцестояние и соответствующий праздник как «перешагивающий, переходный» день. Затем с приходом христианства этим словом стали обозначаться близкие по календарю праздники – Рождество и так далее. Причём румынское (Crăciun /крэчун/) и венгерское (karácsony /карачонь/) названия Рождества, по всей видимости, заимствованы из славянских языков (хотя в румынском случае не всё так однозначно). Кстати, название католического рождественского поста – Адвента – означает «прибытие, наступление» (лат. adventus).


Значения «смерть» и «злой дух» объяснить сложнее. Да, есть предположение, что это может быть как-то связано с рождественскими морозами, но тут, конечно, всё достаточно зыбко. Отмечу, что даже значение «злой дух» не даёт права говорить о каком-то боге Карачуне. Так откуда это всё берётся? Неужели, родноверы всё выдумали? Ну, не с нуля, но выдумали. Опирались они на исследователей XIX века. Так, если заглянуть в Этымалагічны слоўнік беларускай мовы (том 4, страницы 265-266), то можно узнать, кто именно приписывал Карачуну божественную функцию:


Сіціўрат, або Карачун, Зюзя – падземны цар, казачны бог марозаў, які нёс смерць (Кіркор)

Кіркор – это Адам Киркор, исследователь белорусского фольклора, живший в XIX веке. Проблема в том, насколько безоговорочно мы можем доверять этому источнику. Известно, что Киркор активно пользовался «Белорусскими народными преданиями» П.М. Шпилевского (изданы под псевдонимом Древлянский). Однако этим источником следует пользоваться с крайней осторожностью, в нём смешаны как достоверные факты, так выдумки.


Подробнее можно почитать в статьях современных исследователей:

Е.Е. Левкиевская Механизмы создания мифологических фантомов в "Белорусских народных преданиях" П. Древлянского

А.Л. Топорков Из истории литературной мифологии ХIХ века ("Белорусские народные предания" П. Древлянского)


Соответственно без подтверждений из независимых источников не следует принимать на веру, будто бы Карачуном в белорусских сказках называли подземного царя и бога морозов. Более того, даже если бы это подтверждалось, нельзя было бы делать выводы, что такой бог существовал уже у праславян (для этого нужно было бы найти такого же персонажа у южных и западных славян).


По всей вероятности, родноверы решили объявить Карачуна богом, начитавшись Киркора или кого-то, кто у него списывал. Но если у Киркора это сказочный персонаж, то им этого явно мало. И начинается: бог смерти, слуги-медведи и волки-метели.


Подведу итог:

1. Русское слово карачун восходит к праславянскому *korčunъ, которое, вероятно, обозначало зимнее солнцестояние;

2. В свою очередь *korčunъ образовано от *korčiti «шагать» (есть и другие версии, но они, честно говоря, не заслуживают подробного разбора);

3. Вряд ли Карачун был мифологическим персонажем в праславянскую эпоху, скорее всего, мы имеем дело с недостоверными сведениями фольклористов XIX века, помноженными на фантазии современных неоязычников.


Предчувствую, что как обычно, в комментариях зададут вопрос, зачем вообще опровергать эти выдумки. Мол, хотят себе создавать новую религию и пусть создают. Честно, говоря, если бы все эти Карачуны-боги смерти подавались под соусом фэнтези, я бы не имел ничего против. Но ведь нам это подаётся как факт, и многие ведутся. Не могу не процитировать @corsicanec:

Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию Лингвистика, Занудная лингвистика, Мифология, Длиннопост

Причём эти выдумки проникли даже в Википедию (https://ru.wikipedia.org/wiki/Карачун_(божество) – показательна дискуссия на странице обсуждения, где выясняется, что король голый), которая является чудесным инструментом информации, но пользоваться ей правильно умеют далеко не все.


Наконец повторюсь: я понимаю фрустрацию родноверов по поводу скудности дошедшей до нас информации о славянском язычестве, но не считаю, что кто-либо имеет право заполнять лакуны в этих сведениях при помощи подлогов и выдумок.

Наука | Научпоп

7.6K постов78.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

34
Автор поста оценил этот комментарий

Я хз, но конкретно в моей семье слово "карачун" употреблялось в значении "холодно, тля"

раскрыть ветку
30
Автор поста оценил этот комментарий

Ваши посты на Пикабу — единственные, которые я, во-первых, опознаю по начальным строкам, ещё не видя никнейма автора, а во-вторых, лайкаю сразу после того, как пойму, чьи они. Отлайкивать обратно ещё ни разу не пришлось. Продолжайте!

раскрыть ветку
109
Автор поста оценил этот комментарий

@klapaucjusz, ты классный. Каждый раз вижу пост, думаю - прочту потом... Но очухиваюсь через Н минут, прочтя весь пост и комменты.
Спасибо за ликбезы и борьбу с лажой и ерундой.

раскрыть ветку
31
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Однажды я сделаю пост о том, как был родновером, что от этого получил и почему мне до сих пор стыдно перед питерским "Мемориалом".

раскрыть ветку
64
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Стоп стоп, то есть Ктулху не славянское божество?


Ну тогда выпускайте крак... что, тоже не славянский?


Bloede d'hoine...

раскрыть ветку