Капиталистическое рабство

Однажды я задался вопросом: каковы параллели между современными капиталистическими отношениями и примитивным рабством. И попытался себе это представить. Сходства и различия.


Итак, рабство. В рабстве один человек отнимает свободу другого человека, и заставляет работать этого человека на себя. В данном случае, как видно, рабовладелец насильственно отбирает труд раба. Как следствие, по справедливости, раб имеет право отобрать у рабовладельца его имущество, так как это имущество создано трудом раба. Ибо рабовладелец сам не трудится и не создаёт никакого имущества. А если даже и трудится, и создаёт, этим можно пренебречь при достаточном количестве рабов.


А теперь представим себе другую ситуацию. Что рабовладелец задумался, как бы сделать так, чтобы всё было абсолютно также, но раба никто работать не заставлял. Никаких плетей, никаких побегов, всё сугубо добровольно. И вот, рабовладелец, вместо того, чтобы заковать раба в цепи, поступает иначе.

Он вывозит раба в пустыню. В центре пустыни один-единственный источник воды, который принадлежит рабовладельцу. Вода выдаётся только в обмен на работу, которую выполняет раб. Пересечь пустыню раб не может. И вуаля – вот вам современные капиталистические отношения. Теперь раб стал наёмным работником, который получает за свой труд оплату (воду), и может делать что ему вздумается. Теоретически.


Если добавить в центре пустыни ещё несколько десятков источников, принадлежащих разным рабовладельцам, и ещё несколько тысяч рабов, то получится вполне себе аналогия современного капиталистического строя. Работники могут свободно перемещаться от одного источника воды к другому. Могут продавать свой труд. Могут не работать. Их никто не принуждает. Теоретически.


На самом деле, разумеется, принуждает. Их принуждает жажда. А рыночная стоимость их труда является фикцией, так как, разумеется, их труд стоит гораздо дороже нескольких глотков воды. И то, что они могут выторговать за свой труд в полтора раза больше глотков воды, нежели ленивый и глупый работник, не делает этот обмен справедливым.


Конечно, наиболее везучие и наиболее талантливые работники могут набрать себе достаточно воды, чтобы пойти и раскопать в пустыне ещё один источник. Могут. Но их в любом случае единицы, плюс рабовладельцы сами не дураки поискать источник. И разумеется, каждый новый источник сложнее найти, нежели предыдущий. То есть, требования к работнику, желающему перелезть на ступеньку капиталистов – повышаются всё сильнее.


Вот такое оно, капиталистическое рабство. Для тех, кто не понял, под водой понимаются деньги. Под источником – источник этих самых денег, то есть, любая организация по производству чего бы то ни было.


Теперь о средствах борьбы. Для начала скажем, вполне очевидно, что имущество рабовладельца, которое создано усилиями его рабов, по справедливости принадлежит непосредственно рабам, независимо от того, являются они быдлом или нет. Соответственно, при капиталистическом рабстве всё то же самое. Ну, то есть, как минимум половина этого имущества, если рабов мало, а рабовладелец трудился, аки пчёлка, и был неимоверным гением.

И первым, и самым простым средством борьбы является, сами понимаете, пролетарская революция, когда у рабовладельцев всё отбирают, и заставляют их самих трудиться ради своего обеспечения. Впрочем, это средство чревато огромными потерями, поскольку разрушительная природа имущественного передела – наносит вред в том числе и имуществу.


Вторым средством борьбы является борьба постепенная и позиционная. Как у Терри Пратчетта, Големский Траст. Единственным преимуществом работников является их численность. Поэтому, десять тысяч работников, собрав свои скромные средства, могли бы выкупить один источник. После этого, имея в активе один источник, они бы могли выкупить ещё один. И так далее, постепенно выкупать все источники в коллективную собственность.



А третьим средством борьбы является, как водится, комбинация из первых двух. Допустим, рабочие нацелились на выкуп источника. Но денег не хватает. Тогда рабочие просят у работников этого источника собраться вместе и покинуть источник. Рабовладелец резко лишается средств к существованию. И готов продать свой источник по очень и очень низкой цене. Как результат, рабочие его выкупают по дешёвке.


Задумайтесь над этим. И помните. Сила – в единстве!

13
Автор поста оценил этот комментарий

человек - это человек. Раб - вещь. Отличия в правах фиктивных или реальных, но правах. При капитализме права есть. то о чем автор ведет речь - это просто разные способы принуждения к труду. Всему виной обезьянья природа человека, желание доминировать, жрать и размножаться. Но не трудиться на благо общества.

раскрыть ветку
22
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так и представляю - рабочие выкупили завод и стоят, смотрят на него. А че дальше делать?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Искателей утопии не убавляется, но истина в том, что рабу удобнее так, у готового источника. Сам по себе раб ленив и глуп, ему совсем незачем напрягать себя копанием нового источника. А вот увлечь его идеей отобрать готовый источник вполне себе можно. Но в итоге он все равно рабом так и останется.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

"Обьедениться и уйти"

Ну теоретически да, возможно.

Но на практике, капиталист

- излишки продукции закапывает в землю

- складирует готовую продукцию под открытым небом, где она благополучно портится.

Все делается так, чтобы цена на товар не опускалась.

У капиталиста запас "жира" больше пролетария, он готов к потерям/убыткам.

Мое мнение.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну надо же.  Оказывается, Карл Маркс "Капитал" зря написал.  Тут пикабушник все в одном посте за 5 минут по полочкам разложил.

раскрыть ветку