Как я упустил 4 года в развитии компании

Все люди принимая решения думают, что они совершают логически правильное решение. Обычно оно правильное в контексте знаний принимающего решение. Другой же человек со стороны, который знает больше этого контекста, может сказать: "Вот дурак, зачем так делать?". Это же касается и ментальных ошибок о которых написано много книг.

Одну из таких ошибок в бизнесе совершил и я. Она мне дорого стоила.
В 2014 году мой интернет-магазин керамической плитки вышел в топы поисковиков и продажи значительно выросли. Увидев успехи сантехника-онлайн.ру (входил в ТОП-200 интернет-магазинов), я подумал, что правильным будет расширять ассортимент на сантехнику. И по той же схеме планировал продавать много сантехники. Для этого нужно было совершить много работы:- перестроить сайт- завести громадный ассортимент (более 50 тысяч товаров)- изменить бизнес-процессы.
В общем планировалось сделать акцент на обработку именно интернет-заявок на конкретные товары, без подбора товаров менеджерами. Делался удобный сайт, чтобы клиенты сами могли выбирать. Сделали информационную систему, чтобы менеджеры-новички могли без проблем обрабатывать заявки уже на второй день работы. Это позволяло снизить требования к персоналу и открыть колл-центр в регионе с низкими зарплатами.
Сама же стратегия продаж была такой: продавать все товары всех поставщиков без акцента на конкретных товарах (сайт же резиновый) т.к. в плитке почти все поставщики давали сразу хорошие условия. Лишь у некоторых была дополнительная скидка за объем.
Это позволяло иметь несколько закупочных цен по каждому товару. Это было проще, чем анализировать постоянно, интересные ли цены дает нам поставщик и не проводить переговоры по цене. Дал хорошую цену - получи продажи, если нет, то возьмем у другого. Если у него в наличии нет, то возьмем у первого.
Стратегия была рабочей. Ее хотелось повторить и в сантехнике. Поскольку в плитке максимальная выручка у магазинов около 30 млн.р. в месяц, а в сантехнике сотни миллионов рублей, было интереснее расширять категории товаров, а не улучшать продажи по плитке.
Мы собрали существенный трафик по сантехнике (раз в пять меньше сантехники-онлайн), сопоставимый с конкурентами второго эшелона, но продажи не взлетели. Оказывается тут все было по другому: цены нужны отслеживать, ассортимент нужно иметь меньше, надо продавать только раскрученные товары, менеджеры должны знать товар хорошо (в плитке по картинки и так понятно), на рынке жуткий демпинг (некоторые товары в Яндекс.Маркете дешевле наших закупочных цен, это отдельная история).
Оказалось, что это не просто расширить ассортимент и увеличить выручку, а по сути надо построить новый бизнес. Абсолютно новый.
В это время конкуренты интернет-магазины по плитке не распылялись на другие категории (а если и делали, то тоже дела шли не очень). Они открывали шоурумы, обучали продавцов, раскручивали оффлайн точки, работали с продавцами, налаживали работу с дизайнерами т.е. стали классическими магазинами. И делают выручку в 4-5 раз большей нашей. Одним словом начали более качественно продавать, мы же остались службой доставки плитки.
Спустя 4 года я понял, где я не там свернул. Хорошо хоть осознал.
Также спустя 4 года в сантехнике так и не появилось нескольких сильных игроков, как была сантехника-онлайн.ру, так и осталась. Остальные игроки продают значительно меньше и в основном за счет демпинга. Сантехника-онлайн.ру скидки почти не дает, продает по ценам РРЦ и по слухам делает выручку около 5 млрд. руб. в год. Причем они распустили опытных менеджеров в Москве и открыли во Владимире колл-центр, где операторы плохо знают товар т.е. превратились в службу доставки.
У нас же по сложности сайт и его начинка ничем не уступает, но такое количество заявок генерировать так и не научились. Мне говорят, они в рекламу вкладываются ого-го, но когда начинаю спрашивать сколько, то говорят 300 тыс. руб. в Яндекс.Маркет. Тогда я начинаю считать, что это не может дать выручки больше 10 млн.р. в месяц или в год 120 млн.р. Но это никак не 5 млрд.р. Видимо дело в особой любви поисковиков.
Теперь спустя 5 лет, начинаю делать то, что успешные конкуренты начали делать давно: открыли шоурум, налаживаем работу с дизайнерами, нанимаем опытных менеджеров по плитке и сантехнике.
Вот такой поворот не туда. Хорошо хоть закрыться не пришлось=)
Кстати, если есть у кого есть знания, квалификация, навыки в этой тематике, напишите мне. Придумаем, как синергию сделать.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

11
Автор поста оценил этот комментарий

Я могу купить дешево, продать дорого! Готов к трудоустройству вчера

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Помню-помню ваш магазин. В своё время даже выбрала через ваш сайт плитку для ванной, за что спасибо. Купила, правда, у других :)

Во-первых, шоурума не было. Во-вторых, не написано, сколько в наличии (это вообще мало у кого есть). И самое упоротое, что заставило окончательно искать другой магазин: на большинстве страниц только декоры. Сходу рандомная страница: https://3dplitka.ru/category-551755/

Вот нахрена мне декоры без основной зеленой и белой плитки? Типа ищи сам? Логично было бы на той же странице предлагать основную плитку той же ширины из других коллекций этого же производителя, потому что плитка обычно закупается сразу всем большим комплектом на ванну/кухню.

Кстати, пожалуй, единственное, чего я ни у кого так и не нашла, это возможности пользователям загружать фотки собственной ванной (например, на сайте wildberries это хорошо осуществлено, можно посмотреть все фотки разных пользователей в одной галерее). Лично я окончательно решилась только после того, как увидела запощенную какой-то женщиной реальную фотку ремонта, а не эти ваши 3D.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Тут идёт вечная синусоидальность - эффективность затрат и выручки. На мой взгляд зависимость определяются для каждого товарного рынка эмпирическим путём.

Возможно, в данном случаем имеет смысл сегментировать - премиальный сегмент (сервис, консультации, шоу румы, программы лояльности для строителей и дизайнеров, высокая маржинальность и регулирование розничных цен ведорами) и массовый сегмент (по сути дела действительно служба доставки с минимальной маржинальностью и большими оборотами, с сокращением затрат как ключом к успеху).

Во втором случае могу посоветовать сделать IT решение мониторинга цен конкурентов и с алгоритмами изменения собственной цены в автоматическом режиме, опять же с бизнес аналитикой.

Не уверен, что прям будет готовое решение, но по крайней мере будет четкое понимание по сегментам...

Ещё вариант - посмотреть на ведорские программы лояльности, не знаю этот рынок - он очень фрагментарный или нет. Возможно за счёт сотрудничества с теми или иными вендорами (маркетинг, бек бонусы) удасться занять свою нишу.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Прекрасно знаю ваш магазин, если это тот, что в Черкизово. Со стороны поставщика плиты, могу поделиться таким наблюдением. Тренды на плиту без РРЦ стремительно падают, в связи с тем, что многие РТТ просто их выкидывают из матрицы. К моему сожалению такое происходит с Фап, Рексом и рядом хороших итальянцев. Собственно, как описано выше, продавцу гораздо выгоднее пилить 3д проект (т.е. предлагать) именно тот материал, который гарантированно в инете везде по одной цене и вероятность того, что кто-то даст 5-10-15% скидки будет минимальна.  Поэтому, я считаю, абсолютно верным решение по увеличению шоурума.

Что же касается сантехники-онлайн, то они пошли по вашему же пути, только наоборот. Добавляют SKU по плитке. Но, к сожалению, реально многие совершенно не отдают себе отчет, в том, что плита, горшки, смесаки, сухач и даже порожки, хоть из одной комнаты, но рынки абсолютно разные. В том числе разные  и поведенческие факторы. Продают эти материалы разные люди, а зачастую и принимают решение о покупке (жена/муж, например). И на разных этапах ремонта. Комплексные продажи, на сегодняшний день - не больше чем розовая мечта для всех небольших салонов. Весьма успешно реализуют ее, пожалуй (помимо DIY) - Тессер и Макслевел, но их площади соизмеримы с теми же диайваями.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Процитирую Аркадия Морейниса:


1. Конкурировать с большими игроками на их рынке можно только за счет реализации бизнес-модели, которую им невыгодно будет использовать. Точка. Никаких вкусных фишек, уникальных фич и прочих свистелок и перделок. Только иная бизнес-модель.


Вся статья: https://m.vk.com/wall28468804_16511


Если сантехника онлайн - это просто магазин, то Вам надо пилить платформу для этого сектора. Слизать надо с check24 market итп.


Первая консультация бесплатно ;-) Удачи!

раскрыть ветку