Как воруют Ваш бизнес Вашими же руками.
Данный пост будет не о рейдерских захватах или отъему бизнеса. Я хочу рассказать, как можно потерять свое дело благодаря собственным стараниям и неосмотрительности, на примере моей бывшей сушни.
И снова я вернусь на пять лет назад. Когда мы с супругом открывали доставку суши, то столкнулись с тем, что сушистов было очень мало. Я даже скажу так - не трудозанятых не было совсем.
В то время мы нашли сотрудников, но перед нами встал вопрос о расширении штата. И если на рынке нет готовых специалистов, значит их надо вырастить и обучить самим.
К нам пошел поток желающих "крутить роллы". Тех, кто прошел собеседование и первичные тесты, оставляли на обучение.
Люди учились, портили продукты и оборудование, но вместе с этим рос их профессионализм.
Я читала им лекции об истории появления суши, о продуктах -заменителях, о самих продуктах, поступающих на кухню. Мы проводили практические занятия, на которых кипятили мицукан и смотрели что из этого выйдет, плохо промывали перед варкой рис, да и не только, много всего было.
Я учила людей культуре суши и их приготовлению, а сушисты на кухне учили людей самой технике приготовления. Мы приглашали поваров от поставщиков, чтобы давали мастер-класс.
Я хотела, чтобы люди, с которыми я буду работать, понимали что они делают, а не просто крутят роллы как машины.
Но при этом самым моим страшным кошмаром были люди, умеющие думать головой и не боявшиеся рискнуть.
Я боялась того, что я обучу человека, все расскажу, вложу в него душу, а он все посмотрит и пойдет открывать свою доставку суши. Я боялась того, что обучая людей себе в штат, я обучаю своих конкурентов своим же секретам. Тем более, поработав изнутри, можно быстро научится всему и узнать ошибки.
Мои страхи оказались не напрасными, хотя я прекарасно понимала, что этого итога сложно избежать.
Первый же птенец, вылетевший из моего гнезда, открыл свою собственную доставку суши. Ох и нервов он мне потрепал, я так переживала, что он будет сильным конкурентом. Но данный птенчик разве что смог выпасть из гнезда, но летать не научился.
На текущий день я вижу как он уже в четвертый раз открывает доставку суши и роллов. И в четвертый раз она выставляется на продажу. Первые три раза доставки никто не купил и они закрылись (возможно он просто уходил куда-то поработать).
При этом подход к открытию точки всегда один и тот же: ворует фотографии в интернете и цены, сам встает за роллы, жена - на прием заказов. Когда устраивают себе выходной -доставка не работает.
Был один момент, когда он украл меню у крупной сети, ее сотрудники караулили сушиста и даже применили какие-то санкции. Чем закончилось не знаю, но досталось даже дизайнеру, оформлявшему буклет.
Я конечно от этого мальчишки ожидала большего, но видимо мало уметь крутить роллы, надо еще и понимать как свою продукцию продвигать. Он этого не умел.
Следующим звоночком стало открытие еще одной доставки суши. Несколько сушистов объединились и открыли свою точку. Один из сушистов был мой бывший сотрудник. Но у меня ничего не взяли, так как снова взяли за основу меню крупной сети.
Ребята сами работали посменно, наняли кого-то на прием заказов и на доставку. Подход был более серьезный.
Данная доставка существует и по сей день. Я так понимаю, что их продукция пользуется спросом. Только находятся они на окраине и из всей рекламы только страничка в вк с меню.
Конкурент вроде есть, но в расчет его серьезно принимать не стоит.
Третьий звоночек прозвучал уже после моего ухода из мира суши -роллов. И может быть он прозвучал именно из-за меня.
Как я до этого писала в других постах, новый владелец сушни отдал все права и обязанности администраторам, в том числе и пароли от системы учета и клиентской базы. До этого, все пароли были у меня и оберегались очень тщательно.
Через три месяца в городе открылась доставка суши. С неплохим оформлением зала, хорошей страничкой (про сайт не знаю). Увидела я эту доставку случайно, в рекламе одной из городских групп, и первое, что мне бросились в глаза -это моя фирменная накрутка и выкладка.
Как будто это я участвовала в создании этого набора.
Перейдя на их страничку я увидела свое меню, свои роллы и составы.
Ребятам надо отдать должное, они взяли у меня все лучшее, оформили все очень красиво, хоть и в моем стиле. Быстрому росту их группы способствовала смс рассылка.
Так оказалось, что сушисты, первыми видя, что без меня корабль стал тонуть (или же получили доступ к информации и вседозволенность), нашли выход в том, что открыли собственную доставку.
Оборудование недорогое, ремонт можно сделать самим.
Но для работы этого мало, и они при помощи администраторов скачали клиентскую базу для рассылки, украли рецептуры и фотографии, купили аналогичную программу учета и кассовое оборудование.
Простым языком просто создали клона моей бывшей доставки суши.
На это я отреагировала звонком новому владельцу. Так оказывается он приглашает к себе на подработку сушиста из той сушни, так как много людей уволилось. И этот подрабатывающий сотрудник приходит и рассказывает все о том, как ТАМ много работы и сколько заказов. А приглашает владелец этого сушиста потому, что он учит тут на месте людей тому, как надо правильно работать и вести дела.
На мои слова, что его сотрудники его же и обворовали, новый владелец отреагировал так: "Я не верю, они не могли, это просто совпадение".
В итоге моя бывшая доставка в скором времени просто склеит ласты, если только не получит хорошего управляющего. А клон моей доставки расцветает.
Если бы новый владелец поверил, что его обворовали, поднял бы соглашения о нераглашении ком.тайны, да просто надавал бы сотрудникам по шапке, может и удалось бы остановить поток передаваемой информации и отток клиентов.
Весь этот пост сводится к одному - будьте внимательнее к деталям и к хранению информации. Если у вас уйдет сотрудник и станет работать в вашей сфере на себя, не факт, что он добьется успеха.
Но может быть и тот факт, что Вы обучите персонал, все расскажете и покажете, а у вас просто украдут вашу работу и вашу мечту. Зачем людям что-то делать самому, когда это все можно украсть "у дяди" и работать уже самостоятельно.
К сожалению этот момент является одним из самых больших рисков малого бизнеса.
> Так оказалось, что сушисты, первыми видя, что без меня корабль стал тонуть (или же получили доступ к информации и вседозволенность), нашли выход в том, что открыли собственную доставку.
Единственно правильный ход в такой ситуации.
А вот кража клиентской базы - это уже преступление.
Идей вокруг миллион, даже с четкими бизнес-планами и сметами. Но не все идут в бизнес.
Вывод - нет нужды бояться за уход своих работников в свободное плавание, процент таких будет не больше чем везде.
Причем, чем серьезнее бизнес, тем процент меньше, ибо стартовать в серьезных лигах сложнее
По хорошему - объекты дизайна как-то:
- оформление всего (от меню и флаеров до сайта) / в целом фирменный стиль;
- даже оригинальное оформление подачи заказов;
- прочее
вполне себе охраноспособные объекты авторского права (если кто сомневается - в гугл с запросом п. 28 Постановления 5/29). Про фотографии - вообще молчу, это само собой. По-хорошему - ещё и товарный знак зарегистрировать нелишне.
И права на все эти объекты - можно и нужно защищать. Конкуренция - она такая, если не сопротивляться, то всё растащат и тебя съедят и утопят.
Если заранее этими вопросами не озаботиться, то потом может быть очень грустно. Под этим я имею в виду закрепление за собой всей интеллектуальной собственности.
Сделать сайт надо? Договор нормальный и (подробное ТЗ) с вменяемыми актами - в сейф.
Флаер нужно сделать? Аналогично. В итоге будет стопка документов, которая затем очень сильно поможет.
Да, это дольше, чем просто на словах договориться и пилить свой бизнес, но если жить не одним днём, а как-то задумываться о рисках, то это разумный вариант.