Как Вера Петровна ходила за творогом. Часть 1. Работа с убеждением.

От автора: Работа с убеждением достаточно сложная, и требует тренировки, но именно она позволяет клиенту анализировать и корректировать свое поведение в различных ситуациях.

Как Вера Петровна ходила за творогом. Часть 1. Работа с убеждением. Убеждения, Религия, Когнитивно-поведенческая терапия, Психотерапия, Длиннопост

Сегодня мы немного понаблюдаем за Верой Петровной, которая сходила в магазин за творогом и отходила от этого мероприятия половину дня. Разумеется, Вера Петровна видела только само событие: она пришла в магазин, ей нахамила продавец, Вере Петровне пришлось ей ответить, в результате чего, она пролежала дома с головной болью вместо того, чтобы радоваться жизни. Мы с вами будем более внимательны и пронаблюдаем за работой подсознания Веры Петровны, а потом попытаемся ей помочь.

Анамнез:

Вере Петровне – петербургской интеллигентке в восьмом поколении пришлось таки зайти в "этот пролетарский" магазин за творогом. Разумеется, это было продиктовано острой необходимостью, а иначе и ноги бы ее там не было. Вера Петровна предпочитает ходить в элитный универсам «Жемчужный», где с ней здороваются и вежливо разговаривают, и не так уж там и дорого, часто бывают акции и скидки. Но до универсама «Жемчужный» идти было далеко, а творог был очень нужен прямо сейчас. «Видимо, делать нечего, придется помучиться», - подумала про себя Вера Петровна и подошла к двери магазина. Двери магазина, сами по себе не открылись, как это обычно бывает в универсаме «Жемчужный», мало того, не успела Вера Петровна открыть эту тяжело открывающуюся дверь, как из нее стал вываливаться народ, вовсе не жалеющий уступить ей проход. Вера Петровна почувствовала, что у нее растет раздражение, и ощутила прилив крови в голове. Сколько еще мучений предстоит ей вынести в "этом пролетарском» магазине, а ведь ее отец профессор, а сама она врач высшей категории. Понимая, что держать дверь, обеспечивая выход и магазина пролетариату, бесцеремонно наносящему удары своими набитыми пакетами по ее ногам, ей придется долго, Вера Петровна протаранила встречный поток, попутно возлагая на него вину, что ей из-за них пришлось быть сейчас весьма нелюбезной, а именно грубо толкающейся. "Пролетарский" магазин изнутри внес еще больше разочарования, как говориться, это было точно не Рио-да-Жанейро. Взгляд Веры Петровны с тоской охватил некультурных и неинтеллигентных людей, которые пришли в магазин с одной лишь целью, набрать продуктов и набить ими свою утробу, не то, что она, оказавшаяся здесь с благородной целью. Ей мучительно захотелось признания от всех этих людей, что она другая, не такая как они. Все они должны были видеть, что она здесь не с грубой потребительской целью, ей все лишь надо купить творог для внука, чтобы его хилые интеллигентные косточки (не то, что у детей этих «хомяков») росли и набирались сил, чтобы было удобнее играть в шахматы. А ведь еще не известно, как он, тонкая ранимая душа, выживет среди всего этого зверинца. Протолкавшись к молочному отделу и увидев размер очереди, Вера Петровна еще больше испытала мучительное желание броситься вон из магазина, но образ хилых косточек внука придало ей силу духа и не дало убежать с поля боя. Со вздохом обреченного человека, вынужденного терпеть этот неизбежный поворот судьбы, Вера Петровна пристроилась за «зеленым пуховиком». Ну, естественно, «зеленый пуховик» сообщил, что за ним уже занимали. Пришлось ответить с любезной улыбкой: «Хорошо, хорошо , я обязательно пропущу». Образ продавщицы за прилавком явно сигнализировал, что вежливого обращения тут не допросишься. Вера Петровна с мрачным предчувствием провожала взглядом контейнеры, с молочными продуктами, которые исчезали в сумках покупателей. Ее все время не покидало чувство, что она тут случайно, лишняя, ей мучительно хотелось поскорее выйти из этого магазина. Наконец подошла ее очередь. Вера Петровна любезным голосом произнесла: «Здравствуйте». «Здрасссте» - равнодушно ответила продавец. «Будьте любезны» - не сдавалась Вера Петровна, но в груди уже все заплакало, - «Положите мне, пожалуйста, 500 грамм 9 % творога». Продавец, настойчиво игнорировала любезный тон Веры Петровны и закатила глаза: «Какой именно?» . «А у вас их несколько?» - Вера Петровна явно решила преподать этой простолюдине азы ведения светской беседы. «Смотреть заранее надо» - с раздражением ответила продавец и швырнула Вере Петровне пакет с творогом. Вера Петровна обиделась и срывающимся голосом, как ей самой показалось, прокричала: «Неужели нельзя говорить вежливо, вы же живете в Петербурге!».

Самое обидно, что продавец даже не стала на это реагировать и безразличным тоном спросила следующего покупателя: «Что для вас?», всем видом показав Вере Петровне, что на сегодня аудиенция для нее закончена. Всю дорогу Вера Петровна производила внутренние диалоги с продавцом, голова окончательно разболелась, а внук ( неблагодарный мальчишка) отказался есть этот злосчастный творог. 

Как мы можем помочь Вере Петровне, которая стала для нас уже любимой и дорогой?

Пока мы проработаем ситуацию с продавцом. Не можем же мы работать со всем и сразу. И будем мы работать с убеждением Веры Петровны. Ведь именно наши убеждения часто толкают нас на нежелательные реакции.

- Для начала, нужно выявить доброе намерение, Веры Петровны. Если вы решили, что купить творог внуку, то уже ошиблись . Вера Петровна решила что-то спасти, и для этого ей нужно было купить творог. Так что же спасала Вера Петровна? Конечно, свою слабость. Но пока Вера Петровна об этом не знает, а наша задача вывести ее на это убеждение. Итак, мы выяснили, что вся ситуации лежит в плоскости Жертва-Спасатель-Агрессор, т.е. созависимого поведения.

- Нам нужно выявить первичное убеждение. Сразу предупреждаю, что эта самая сложная и кропотливая работа. Мы просто начнем задавать Вере Петровне наводящие вопросы. Они стандартны:


Что вы чувствовали, когда с вами говорили грубо?

Почему для вас было важно, чтобы с вами обращались вежливо?

Что для вас означает, когда с вами разговаривают грубо?

Кто с вами разговаривал грубо?

Разговаривали ли вы грубо?

Ит.д. Чем больше будет говорить Вера Петровна, тем больше она будет актуализировать свои убеждения.

Наша задача вывести Веру Петровну на ее убеждение, которое лежит в парадигме «справедливо-несправедливо». Скорее всего, такое убеждение будет выглядеть так: «Это справедливо, если я говорю вежливо, то и мне должны отвечать вежливо».

- Далее мы выводим наводящими вопросами Веру Петровну на убеждение, что она должна заслужить вежливого обращения с ней. Здесь нужно задать вопрос, что в ее понимании вежливое обращение, кто из ее окружения говорит вежливо, как она относится к этим людям. Важно выйти на убеждение, что «если со мной говорят вежливо – меня принимают». Это будет звучать примерно так: «Если со мной говорят грубо, то меня отвергают», или «Я должна сделать все, чтобы меня не отвергли». Т,е. мы выходим на уровень «принятие-отвержение». И наконец, первичное убеждение: «Я должна реагировать, когда со мной говорят грубо».

- Далее Вере Петровне предлагается вспомнить что-то из детства, можно просто первое, что пришло в голову, скорее всего эта ситуация будет как-то связана с принятием-отвержением. Вера Петровна вспомнила, что ее мама, когда она пришла домой поздно, несколько дней грубо ей отвечала, и ей пришлось, несколько дней ходить и выражать чувство вины, пока мама ее не простила. У Веры Петровны сформировалось убеждение, что она ответственна за чувство другого человека. Далее мы проигрываем эту ситуация и позволяем Вере Петровне побыть ее мамой. После того, как наша клиентка побывала в позиции мамы, она поняла, что это что-то было с мамой не так, но никак не с ней, маме просто не хватило ресурса принять факт опоздания домой дочери. Она продолжала любить дочь, но не знала, что делать в этой ситуации от испуга. Самое главное, что наша клиентка осознала, что чувства ее мамы находились в границах ее мамы.

- Далее мы помогаем Вере Петровне сформировать новое убеждение: «Если со мной говорят грубо, (я остаюсь спокойной) (со мной все в порядке), (я могу подождать, прежде, чем реагировать)».

- Вере Петровне мы даем задание, как можно чаще повторять это убеждение в аналогичных ситуациях.

Мы и Вера Петровна разобрались с ситуацией с продавцом, но еще не разобрались, почему Вере Петровне было так плохо в «пролетарском» магазине. Продолжение следует…


Статья Морозовой Нелли, Психолог, Кандидат психологических наук

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Нелечка, начни с себя. Сядь и подумай, что такое врач, сколько Вера Петровна общается с людьми. То, что ты нафантазировала от полного твоего незнания жизни,  живым врачом быть не может, эта снежинка растает еще до вечера.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
С трудом прочитала, неинтересно, ситуация выдумана. Откуда у интелигента, врача, столько спеси? Анализ притянут за уши. Много лишних запятых. Не похоже на работу кандидата наук. Дилетанство какое-то.
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Так что же спасала Вера Петровна? Конечно, свою слабость.

Иными словами, она искала унижения, чтобы утвердиться в своей "обиженности"?

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Эпилептоидная , вот и среагировала головной болью на не выраженный свой гнев и злость. Соматизация.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Правильно говорил Кастанеда про ЧСВ, которое надо изживать...