Как узник Шлиссельбургской крепости изобретал подводную лодку

Как узник Шлиссельбургской крепости изобретал подводную лодку Наука, Техника

В 1824 году в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге поступил учиться Казимир Черновский, сын небогатого помещика из-под Минска. Студент был уже не молод, на тот момент ему исполнилось 33 года, увлечен революционными идеями, что было не редкостью для того времени даже в дворянской среде. Неудивительно, что Черновский не закончил академию, а в 1829 году оказался в камере Шлиссельбургской крепости за вольнодумство. Вскоре на стол императору Николаю Первому легло необычное письмо, в котором автор сообщал, что несколько лет работает над проектом подводного судна. Черновский, автор данного письма, уверял самодержца, что, при наличии достаточного количества материала и рабочих, он готов за 40 дней изготовить подводную лодку, с помощью которой можно будет опускаться на морское дно для сбора жемчуга и растений. Кроме того, автор отдельно подчеркивал незаменимость «потайной» лодки в военном деле: она может незаметно подкрадываться к кораблям неприятеля и уничтожать их, оставаясь незамеченной. Ничего подобного в военно-морском флоте других стран не было. Император заинтересовался проектом, и потребовал от узника предоставить подробный план строительства данной лодки. Уже через три недели на его столе лежала рукопись «Описание подводных судов». Что же содержалось в этой работе? Черновский предлагал изготовить цилиндрический корпус лодки из железа, обтянув его изнутри кожей для того, чтобы сохранять тепло внутри. Передвигалось данное судно с помощью семи пар весел с кожаными манжетами, предохраняющих от попадания воды внутрь корпуса. Погружение лодки и подъем на поверхность обеспечивали 28 резервуаров. При погружении они заполнялись водой, а при всплытии вода выдавливалась с помощью специальных рычагов. Черновский разработал еще и мину, которая устанавливалась на днище неприятельского судна. Проект был одобрен императором, который передал его Павлу Базену – генералу Корпуса путей сообщения, высшего технического учебного заведения России. Именно ему было поручено продолжить работу над созданием подводной лодки. А дальше произошло нечто странное – получив на руки все чертежи, Базен вдруг объявил данное изобретение бесполезным, а вскоре уехал на родину – во Францию. Вероятно, увез с собой и все документы. А сам Черновский, вероятно отчаявшись выйти на свободу, предпринял попытку самоубийства, но надзирателям удалось спасти его. Его амнистировали и отправили в ссылку в Архангельск, где ему удалось даже получить должность мелкого чиновника в губернском управлении. Но, как видно, от вольнодумства Черновский так и не избавился, он планировал захватить военное судно и отправиться на нем в Италию, помогать местным революционерам. Черновский снова был арестован и отправлен в город Сарапул Вятской губернии, где и провел последние годы жизни. Изобретатель, чьи планы так и не осуществились, скончался в Сарапуле в 1847 году в возрасте 56 лет. Кстати, его идея была далеко не первой. Еще в 1718 году некий Ефим Никонов обращался к Петру Первому с проектом строительства “потаенного судна».

5
Автор поста оценил этот комментарий

был не молод. в 33 года :(

раскрыть ветку
9
Автор поста оценил этот комментарий

А дальше произошло нечто странное – получив на руки все чертежи, Базен вдруг объявил данное изобретение бесполезным, а вскоре уехал на родину – во Францию. Вероятно, увез с собой и все документы.



а вот из википедии:

В январе 1824 года назначен директором института, а также председателем Комитета строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. В 1828 году, Базен был командирован во Францию, и по возвращении, 1 апреля 1830 года произведён в генерал-лейтенанты.Расстроенное здоровье побудило Базена уволиться от должности директора Института инженеров путей сообщения (с 5 сентября 1834 года), и он был переведён в Корпус военных инженеров, с назначением состоять при великом князе Михаиле Павловиче. Однако болезнь сердца заставила Базена уехать за границу, откуда он в Россию более не возвращался. Умер он в Париже 28 сентября 1838 года

14
Автор поста оценил этот комментарий
увлечен революционными идеями, что было не редкостью для того времени даже в дворянской среде

Революционными идеями обычно и маются сытые барчуки, что тогда, что сейчас. Где вы видели "революционного лидера" из рабочих или крестьян?

Что же касаемо лодки - проект был очевидно дурацкий и бесполезный, не говоря про нереализуемость(воду он из балластных цистерн рычагами выдавливать собрался...).

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
В Сестрорецке стоит "прототип" подводной лодки Никонова. На ней тоже весла. В те времена гребной винт еще не придумали.
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий
Потаённое судно - утка в больнице... извините