Как улучшить работу мозга

Март перевалил за вторую неделю, ЕГЭ у одиннадцатиклассников не за горами, да и некоторые студенты уже отходят от новогодних пьянок, готовясь к летней сессии, а люди, уже давно работающие, упорно закрывают авралы, желая как можно раньше улететь в отпуск. Как правило, именно в такие моменты люди находятся на пике умственной нагрузки, многие нанимают репетиторов своим детям. Но в один лишь знаниях дело? Очевидно, что нет.


В данной статье я собрал наиболее действенные способы развития когнитивной функции. Главное отличие этого конкретного материала в том, что я подошёл к вопросу развития интеллекта комплексно, объединив единую систему абсолютно разные подходы, разделив на группы.


Группа первая Приятная


1. ИГРАЙТЕ В ВИДЕОИГРЫ

Что ж, не буду воспламенять стулья читателей и скажу сразу простую истину: Если вы замените подготовку к ЕГЭ видеоиграми, ТО ВЫ ПРОВАЛИТЕСЬ.

Я предлагаю несколько иную стратегию. Нет, не подумайте, видеоигры НЕ должны заменять отдых. Они должны его дополнять. Каким же образом? Я предлагаю использовать видеоигры как банальный способ отвлечься от рутины. Сколько раз бывало, что стоит вам сменить род деятельности, как в голову сразу начинают лететь мысли о способен выхода из той, казалось бы, безвыходной ситуации? Здесь логика похожая.

Кроме того, видеоигры — отличная тренировка, позволяющая не только получать удовольствия, но и запускать процессы обучения в мозге. Не буду углубляться в дебри нейробиологии, а приведу простое сравнение: есть автомобиль, который упорно не желает заводиться. Что мы сделаем? Вероятно, попробуем завести с толкача, чтобы добраться до автосервиса. Похожая логика актуальна и для нашего мозга.


1.1 К слову, это же касается и настольных игр, но в меньшей степени. Дело в том, что видеоигра — комплексное произведение, в котором могут быть заключены сразу все виды искусств, типы взаимодействия с миром и так далее. А вот настолки вроде шашек, шахмат, нардов и многих других более узконаправленны. Самое корректное сравнение — это базовые и изолированные упражнения в тренажёрном зале. Если база помогает проработать максимальное количество мышечных групп за раз, то изоляции тренирует либо отстающие, либо редко работающие группы мышц.

Взять те же шахматы. Они, как правило, тренируют то, что можно называть "Оперативной памятью", а вот мышление — несколько меньше. Шахматы намного лучше поддаются просчёту, чем условный Counter Strike, например.

Отсюда же следуют и вывод о том не все видеоигры одинаково полезны. И это так. Для школьника более актуальны будут головоломки вроде PORTAL, где нередко приходится искать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Очень выручает в тех случаях, когда на ЕГЭ подсовывают необычные задания. Именно здесь и начинают "плавать" любители зубрёжки. А вот фанат Portal имеет больше шансов выкрутиться.


Подводя итоги первого раздела, хочу выделить несколько тезисов:

Видеоигры — это Хорошо, НО если В Меру.

Зубрёжка — далеко не всегда актуальный подход.


Кроме того, данный пункт был бы неполным без упоминания нейротренажёров, которые так популярны в рунете последние несколько лет. Большинство из них базируются на принципах видеоигр, но предоставляют пользователям выжимку из полезных моментов. Эффективность оных оценить непросто, но мои субъективные ощущения говорят о повышении концентрации внимания после прохождения трёхмесячного курса на WIKI-UM, ориентировавшегося как раз это свойство. Ознакомиться можно, кликнув по зелёному Гипертексту.


Также пригодиться может умение быстро читать. Для этого я использую данный сайт. Там очень простой интерфейс без лишних заморочек. Помогает быстро осваивать материал из книг. К слову, несмотря на повысившуюся скорость, пропал эффект забывания только что прочитанного (книгоманы поймут). Да и внимательность повысилась, что лично для меня было огромной проблемой с самого детства. Хотя, это, возможно, благодаря комбинированию с предыдущим сайтом.


2. РАЗГАДЫВАЙТЕ ГОЛОВОЛОМКИ


Этот пункт сильно соприкасается с предыдущим, поэтому кратко: найдите в Google Play игры, в заголовке которых есть слово "Головоломка" и играйте в свободное время.


3. СПИТЕ БОЛЬШЕ ШЕСТИ ЧАСОВ В СУТКИ

Шесть часов в сутки — это минимальное время сна, которого хватит ТОЛЬКО на приглушение сонливости, но не более. Мне доводилось несколько результатов исследований, согласно которым когнитивная функция человека, спавшего 6 часов и менее примерно равно оной у человека, который НЕ СПАЛ ВООБЩЕ.

Кроме того, при недостатке сна появляется дефицит половых гормонов, что отрицательно влияет на уровень мотивации, приводя также к апатии и прокрастинации. Естественно, сон более одиннадцати часов тоже далеко не полезен для ума, поэтому компенсировать будничный недосып на выходных — идея сомнительная.


Есть у этого явления и вполне научное обоснование. Днём организм практически не преобразует кратковременную память в долговременную, оставляя этот процесс на период сна, когда организм менее подвержен необходимости быстро перераспределять кровоток. Здесь всё почти так же, как и в спорте: основной прогресс в силе и массе приходится на ночное время. НО лишь в том случае, если вы достаточно хорошо тренируетесь и питаетесь. Но о питании пунктом ниже.


4. ПИТАЙТЕСЬ ПОЛНОЦЕННО

Считается, что лучшая еда для школьника или студента — это шоколад и конфетки. В прицнипе, это очень похоже на правду, а шоколад вообще сон улучшает, но питание человека, занимающегося умственным трудом, должно быть разнообразным. Особенно ценным продуктом во время подготовки к ЕГЭ и другим экзаменам является мясо животных и рыб. Дело в том, что мясо крайне богато витамином B12, эффекты которого можно расписывать очень долго, но оставьте это на долю других статей. А рыба (особенно жирная) может похвастаться большим процентом жирных кислот Омега-3. А стоит ли рассказывать, что омега-3 и Б12 участвуют в формировании так называемой мышечной памяти, которая так актуальна, когда дело касается машинального написания формул? Не знаю. В любом случае, уже рассказал :)

Кроме того, не лишним будет добавить к еде мультивитамины. Может быть, их эффективность и не на 100% доказана, но лишним не будет.


5. ПРОЯВЛЯЙТЕ ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ

Среди многих школьников (а иногда и родителей) распространён миф о том, что качки — тупые. Что ж, спорить не буду, в спорт преимущественно идут люди с, мягко говоря, не самыми выдающимися когнитивными способностями. К счастью, эта тенденция начала меняться в начале этого десятилетия. И не зря. Молодёжь поняла, что физические нагрузки — это не только полезно, повышает самооценку и делает тебя привлекательным, но и положительно сказывается на работе мозга. Лично я пришёл в бодибилдинг из стана ноотропщиков, за что отдельная благодарность Александру Барышеву из города Химки.

Одним из основных механизмов улучшения работы мозга при физических нагрузках является банальное усиление кровотока. Второе по значимости — "оживление" (да простят меня эндокринологи за столь вольное обращение с их наукой) гормональной системы. Кроме того, существует несколько исследований, говорящих о факте нейрогенеза у людей и других млекопитающих, которые ежедневно занимались бегом. Причём, рост замечен НЕ ТОЛЬКО в областях,ответственных за координацию движений. Иными словами, организм понимает, что ему нужно адаптироваться к чему-то новому. Не станет же человек просто так бежать :)

Естественно, переутруждаться не стоит, ибо велик риск забыть об учёбе :)

Ах, да, умные качки были всегда. И тому подтверждение Нассер Эль Сонбати (Гугл в помощь).



Что ж, это мой первый авторский пост на Пикабу. Надеюсь на фидбэк от местной аудитории.

Если что-то упустил, то пройдите в комментарии. Пока писал этот пост, несколько подустал, да и наверняка "потерял" несколько интересных фактов о человеческом теле, но если пост не заминусят, то продолжу выкладывать что-то в этом духе. А это был краткий экскурс в мир физиологии человека.

Спасибо за внимание.

Лига образования

4.3K поста21.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт видеоигр видела исследование, что они не развивают ничего, кроме способности более эффективно проходить эти самые видеоигры. Если завтра не забуду, то попробую найти его.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я специально искал исследования, опровергающие тот факт, что видеоигры повышают обучаемость. Ничего. Пусто. Да и сама наука логика говорит, что это попросту невозможно.

Не просто же так скуднеет разум человека, который долгие годы ничего не делает. А если следовать Вашей логике, то это попросту невозможно.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Не просто же так скуднеет разум человека, который долгие годы ничего не делает.

Блин люди, если вы хотите что-то обсудить с "научной" точки зрения, зачем вы преуменьшаете это? Напишите уж как все - "игры- плохо", что изображать тут что-то другое?


Игр куча разных, и игра далека от "ничего неделания", хотя бы потому что она может меняться, в том же КС игроки часто ведут себя по-разному и хрен ты угадаешь, что случится в следующий момент, и думать там надо и реагировать, иначе тебя просто зарежут(именно зарежут по-тихому в игре, где основное оружие - огнестрел).

Кроме того есть игры стратегические (РТС), которые шахматам дадут 200 очков форы, потому что там просчет ходов идет на скорости и вариантов ходов больше в разы.

Starcraft 2, как пример

https://www.youtube.com/watch?v=Wz9BPyzRi9A&t=881s

https://www.youtube.com/watch?v=OcH5ORPmSLw&t=10s


Да и полно людей, которые играют на профессиональном уровне, только почему-то у россиян сознание застряло где-то в совке.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

@Knod815, @Sandro22, давайте начнём с того, что я ничего не ругаю и не говорю, что игры плохие. Я прекрасно понимаю любовь к компьютерным играм, но в этой области много противоречивых исследований. Мне кажется, научный метод как раз призывает нас не опираться на наши убеждения «так должно быть, потому что это кажется логичным», а проверять вещи в том числе эмпирически.

Давайте посмотрим, например, исследование: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnagi.2017.0004.... Они не нашли доказательства того, что навыки, развитые в ходе игры переносятся на реальную жизнь и в результатах описали статистические и методологические особенности, которые могут позволить переоценивать или недооценивать влияние компьютерных игр. Также, можем взглянуть на метоисследование: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2017.0024.... Да, в некоторых случаях находится влияние на мозг, но основные позиции  сводятся к тому, что данных о том, как эти изменения проявляются в реальной жизни нет, о чем предупреждают авторы.

В этой области есть проблемы с воспроизводимостью результатов, да и исследования относительно молоды и долгосрочных пока нет.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ты молодец, что приводишь ссылки.

Но мне кажется, что ты не поняла, что там вообще написано.

1. Там указано, что в исследовании принимали участие 65+ летние старики. А когнитивные способности прямо связаны с возрастом

2. Они не играли в видео-игры в полном смысле этого слова, а развлекались с приложениями на планшетах. Условный контр-страйк в разы сложнее игрушек с планшета. Это как утверждать, что "веселая ферма" не развивает способности (конечно нет, это даже и невозможно)

Автор поста оценил этот комментарий

>https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnagi.2017.0004....


Заметьте, НАВЫКИ. А я говорил про конкретные навыки? Учитесь читать.


Кроме того, логические выводы здесь важны как раз потому, что воспроизвести с высокой точностью какое-либо исследование, касающееся видеоигр, довольно трудно.

Дело в том, что видеоигры требуют от игрока ДУМАТЬ (как бы банально это ни звучало) — это факт, из которого и следуют все выводы, описанные мной в посте и комментариях.

И также очевидно, что этот аспект легко отделим от художественной части видеоигры как произведения. Иначе говоря, видеоигры СПОСОБНЫ вилять на работы мозга не потому, что являются субъективно "крутыми" и "интересными", а потому, что заставляют шевелить извилинами. Убрать из того же Counter-Strike террористов, контр-террористов, убрать текстуры и всяческое смысловое наполнение, как игра резко станет менее интересной. Но сильно ли изменится то, что нужно сделать для одержания победы над противником? Не особо. Будет ли этот проект популярен? Вряд ли. Куда лучше будет совместить приятное с полезным, не так ли?

2
Автор поста оценил этот комментарий

Как раз я защищаю видеоигры в контексте развития когнитивных способностей. Научитесь читать до конца, пожалуйста.


И ваш комментарий полностью поддерживаю. Может быть, фанатизма стоит поубавить, но тезисно всё ок.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку