Как тебе такое, Элон Маск, или Грядущий Космос. Часть 3. Марс.Транспорт.
Итак, продолжим. И поговорим сегодня о возможном транспорте на Марсе. Как известно, умные люди сразу поняли, что почти все так называемые «зеленые» или другие вроде бы вполне земные проекты Маска — вроде Теслы или Гиперлупа — имеют однозначно четкое приложение к Марсу. В самом деле — на какой тяге можно ездить по поверхности Марса? Очевидно же — на электротяге, ДВС там никак работать не сможет — кислорода нет. Вот он и отрабатывает на Земле разные технологии, которые потом уже в почти готовом виде, с минимальными доработками можно будет использовать при колонизации Марса. К Гиперлупу это тоже относится, и к Гигафабрике. Но есть некоторые проблемы, которые огорчат Маска и его почитателей — не очень то зайдет на Марсе его Тесла. И причин масса. Начиная с дорог, которые для нее нужны будут, и стоить их строительство будет огромных денег (как и на Земле в общем), с низкой температуры, при которой литий-ионные аккумуляторы перестают работать, и до низкой силы тяжести, которая просто не будет обеспечивать сцепление колес с дорогой и не позволит развивать большие скорости с хорошей управляемостью. Марсианский рельеф по сравнению с земным — гораздо более пересеченный (как и на Луне, кстати), потому что там опять же слабее сила тяжести, и почти отсутствуют (по сравнению с Землей) такие важные факторы сглаживания рельефа, как водная и ветровая эрозия. Все это сильно усложнит строительство дорог, так что номер с Теслой не пройдет — такие дела, Элон Маск. Вот Гиперлуп — совсем другое дело, он отлично подойдет для Марса, хотя и без трубы (ибо не нужна совершенно), но с такими же герметизированными вагончиками, и двигаться будет, скорее всего, по двум рельсам — по ним же будет подаваться энергия. Эти же рельсы, как мы помним из первого материала, также можно использовать для передачи энергии с полярных АЭС на экваториальные поселения, и их же можно использовать как магнитопроводы для марсианской радиационной защиты. В общем, ничего нового в марсианском гиперлупе нет — обычный герметичный поезд, как в фильме «Вспомнить все», вот только такой способ перевозки будет нужен для больших объемов грузов и пассажиров — а как быть на начальных этапах колонизации? И вот тут колонистам пригодится другой — воздушный транспорт, который у нас на Земле тоже был когда-то вполне массовым — это дирижабли, аппараты легче воздуха. Про самолеты и вертолеты по понятным причинам можно забыть — а вот дирижабли там очень даже зайдут — потому что дешево и надежно. Несмотря на очень разреженную атмосферу Марса, дирижабли там будут вполне работать — как работают они у нас на Земле на высотах в районе 40 км — где плотность атмосферы примерно такая же, как на Марсе. Но дирижабли эти будут — не гелиевые, а водородные — ибо грузоподъемность больше, получить водород на Марсе очень легко — из воды, и безопасно совершенно — там нет кислорода, водороду не с чем будет гореть и взрываться. Учитывая более слабую гравитацию Марса, то размеры баллонов для подъема веса груза и самого аппарата там, вполне возможно, будут даже меньше, чем на Земле у гелиевых аппаратов. Ну и, конечно, нужен будет какой-то движитель для получения горизонтальной скорости — это может быть как обычный винт, так и тяга, создаваемая сжатой углекислотой (наилучший вариант в плане простоты и надежности). Скорость, которую может развить дирижабль в атмосфере Марса, может быть очень приличной — порядка сотен километров в час — и все благодаря разреженной атмосфере.
Все это позволит начать на Марсе строительство упомянутых в предыдущих моих текстах разных объектах индустрии — АЭС в районе полюса, фабрик по производству кислорода и водорода из воды там же, объектов металлургии в районе экватора возле поселений, где тепло. Эффективная и дешевая транспортная система из водородных дирижаблей с автономным управлением позволит решать проблему связности колонии на экваторе и объектов энергетики на полюсе легко и непринужденно. Конструкции и аппаратура для АЭС производится в районе экватора на 3д-принтерах из местного материала (где это возможно), с использованием привозных компонентов (которые невозможно произвести на месте), затем отвозится дирижаблями на полюс и там монтируется.
Так что не пригодится на Марсе ни Тесла, ни Гиперлуп (пока) — дирижабли будут гораздо полезней, их надо отрабатывать.
П.С. Есть еще один вариант транспорта, который Маск планирует активно дорабатывать на Земле с явным прицелом на Марс - это суборбитальный вариант BFR для полетов с одной точки Земли до другой без выхода на круговую орбиту. Если для Земли этот транспорт - однозначно крышесносный и подходящий только для туристов-экстремалов, то для Марса - совсем неплохой вариант, особенно с учетом низкой гравитации. Но это только на самых первых этапах освоения Марса будет приемлемо, и то не факт - где столько топлива брать? Если только для экстренных случаев, каких нибудь ЧП. Водородные дирижабли однозначно лучше, надежнее и дешевле.
Об этом пока все, следующая тема будет — зачем нам вообще Марс, какая от него может быть польза?
Исследователи космоса
16.3K постов46.4K подписчиков
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)