Как тебе такое, Элон Маск, или Грядущий Космос. Часть 3. Марс.Транспорт.

Итак, продолжим. И поговорим сегодня о возможном транспорте на Марсе. Как известно, умные люди сразу поняли, что почти все так называемые «зеленые» или другие вроде бы вполне земные проекты Маска — вроде Теслы или Гиперлупа — имеют однозначно четкое приложение к Марсу. В самом деле — на какой тяге можно ездить по поверхности Марса? Очевидно же — на электротяге, ДВС там никак работать не сможет — кислорода нет. Вот он и отрабатывает на Земле разные технологии, которые потом уже в почти готовом виде, с минимальными доработками можно будет использовать при колонизации Марса. К Гиперлупу это тоже относится, и к Гигафабрике. Но есть некоторые проблемы, которые огорчат Маска и его почитателей — не очень то зайдет на Марсе его Тесла. И причин масса. Начиная с дорог, которые для нее нужны будут, и стоить их строительство будет огромных денег (как и на Земле в общем), с низкой температуры, при которой литий-ионные аккумуляторы перестают работать, и до низкой силы тяжести, которая просто не будет обеспечивать сцепление колес с дорогой и не позволит развивать большие скорости с хорошей управляемостью. Марсианский рельеф по сравнению с земным — гораздо более пересеченный (как и на Луне, кстати), потому что там опять же слабее сила тяжести, и почти отсутствуют (по сравнению с Землей) такие важные факторы сглаживания рельефа, как водная и ветровая эрозия. Все это сильно усложнит строительство дорог, так что номер с Теслой не пройдет — такие дела, Элон Маск. Вот Гиперлуп — совсем другое дело, он отлично подойдет для Марса, хотя и без трубы (ибо не нужна совершенно), но с такими же герметизированными вагончиками, и двигаться будет, скорее всего, по двум рельсам — по ним же будет подаваться энергия. Эти же рельсы, как мы помним из первого материала, также можно использовать для передачи энергии с полярных АЭС на экваториальные поселения, и их же можно использовать как магнитопроводы для марсианской радиационной защиты. В общем, ничего нового в марсианском гиперлупе нет — обычный герметичный поезд, как в фильме «Вспомнить все», вот только такой способ перевозки будет нужен для больших объемов грузов и пассажиров — а как быть на начальных этапах колонизации? И вот тут колонистам пригодится другой — воздушный транспорт, который у нас на Земле тоже был когда-то вполне массовым — это дирижабли, аппараты легче воздуха. Про самолеты и вертолеты по понятным причинам можно забыть — а вот дирижабли там очень даже зайдут — потому что дешево и надежно. Несмотря на очень разреженную атмосферу Марса, дирижабли там будут вполне работать — как работают они у нас на Земле на высотах в районе 40 км — где плотность атмосферы примерно такая же, как на Марсе. Но дирижабли эти будут — не гелиевые, а водородные — ибо грузоподъемность больше, получить водород на Марсе очень легко — из воды, и безопасно совершенно — там нет кислорода, водороду не с чем будет гореть и взрываться. Учитывая более слабую гравитацию Марса, то размеры баллонов для подъема веса груза и самого аппарата там, вполне возможно, будут даже меньше, чем на Земле у гелиевых аппаратов. Ну и, конечно, нужен будет какой-то движитель для получения горизонтальной скорости — это может быть как обычный винт, так и тяга, создаваемая сжатой углекислотой (наилучший вариант в плане простоты и надежности). Скорость, которую может развить дирижабль в атмосфере Марса, может быть очень приличной — порядка сотен километров в час — и все благодаря разреженной атмосфере.

Все это позволит начать на Марсе строительство упомянутых в предыдущих моих текстах разных объектах индустрии — АЭС в районе полюса, фабрик по производству кислорода и водорода из воды там же, объектов металлургии в районе экватора возле поселений, где тепло. Эффективная и дешевая транспортная система из водородных дирижаблей с автономным управлением позволит решать проблему связности колонии на экваторе и объектов энергетики на полюсе легко и непринужденно. Конструкции и аппаратура для АЭС производится в районе экватора на 3д-принтерах из местного материала (где это возможно), с использованием привозных компонентов (которые невозможно произвести на месте), затем отвозится дирижаблями на полюс и там монтируется.

Так что не пригодится на Марсе ни Тесла, ни Гиперлуп (пока) — дирижабли будут гораздо полезней, их надо отрабатывать.

П.С. Есть еще один вариант транспорта, который Маск планирует активно дорабатывать на Земле с явным прицелом на Марс - это суборбитальный вариант BFR для полетов с одной точки Земли до другой без выхода на круговую орбиту. Если для Земли этот транспорт - однозначно крышесносный и подходящий только для туристов-экстремалов, то для Марса - совсем неплохой вариант, особенно с учетом низкой гравитации. Но это только на самых первых этапах освоения Марса будет приемлемо, и то не факт - где столько топлива брать? Если только для экстренных случаев, каких нибудь ЧП. Водородные дирижабли однозначно лучше, надежнее и дешевле.

Об этом пока все, следующая тема будет — зачем нам вообще Марс, какая от него может быть польза?

Исследователи космоса

16.1K постов46.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий
Эти же рельсы, как мы помним из первого материала, также можно использовать для передачи энергии с полярных АЭС на экваториальные поселения, и их же можно использовать как магнитопроводы для марсианской радиационной защиты.

Лютый пиздец, иначе это не опишешь.

Оке, считаем. Чтобы колонизация была возможна нужно обеспечить энергией поселение. Значит на момент заселения уже должны быть эти рельсы. Считаем - два рельса, медных для проводимости, самых маленьких р43 (видишь как я тебя щажу, а?). Окружность по полюсам Марса - 21244 км, нам нужна четверть - 5311 км. Объем рельс - 30272,7 кубометров меди, масса - примерно 542 486 тонн. Оке, допустим даже алюминий, а поезд - маглев - тогда масса рельс всего-то 162 806 тонн. Это без учета шпал и землепроходческих работ, чисто металл. Считаем доставку на основе радужных фантазий Маска с БФР - $140,000 за тонну груза. 22 792 840 000. Почти 23 миллиарда, по сути провода просто для колонии. Могу продолжить считать уже шпалы...

раскрыть ветку (49)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Провод должен быть не медный, а стальной - как и написано в цитате, медь не магнитится. Хотя вторую жилу можно и медной сделать. Проблема снабжения металлом и изделиями из него - это проблема. Потому я и писал про марсианскую металлургию, а также как без проблем добывать сырье для нее - собирать железосодержащую пыль с магнитопровода, на который она неизбежно будет налипать. Никто не предлагает сразу строить ЛЭП или тем более рельсы - железная дорога необходима Марсу в твоих фантазиях, а не в моих. Я как раз писал, что в качестве транспорта там гораздо лучше подойдут дирижабли, а не поезда.

Проблемы со строительством ЛЭП на Марсе (как и на Луне) вовсе не такие серьезные, как кажется. Проводимость грунта и атмосферы там на порядки меньше, чем на Земле, там нет людей и животных, способных наткнуться на провода высоковольтной ЛЭП и погибнуть от удара током и замкнуть ее на землю. Там не бывает дождей и снегопадов. Все это означает, что на Марсе (как и на Луне) нет необходимости строить такие высокие опоры для проводов, как на Земле. В большинстве случаев провод можно тупо бросать на грунт - и никаких проблем не будет. В отдельных местах, где есть риск появления воды и пробоя на землю - можно делать невысокие опоры. Ветровые нагрузки на Марсе нулевые, значит опоры можно делать гораздо менее прочными, гравитация и вес провода тоже ниже с соответствующими результатами. В итоге с технологической точки зрения строительство ЛЭП на Марсе (как и на Луне) - гораздо проще, чем на Земле (при прочих равных условиях).

раскрыть ветку (48)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Провод должен быть не медный, а стальной - как и написано в цитате, медь не магнитится.

На потери в проводнике забиваем, да?

Потому я и писал про марсианскую металлургию, а также как без проблем добывать сырье для нее

Ты определись о чем говоришь. То колонизация то хрен уже знает что. Чтобы была металлургия нужно доставить сначала до черта груза, смонтировать все, подать питание и обеспечить логистический цикл. И все это без людей.

Ветровые нагрузки на Марсе нулевые

А ветры, являющиеся одним из проявлений перепада температур, часто дуют над поверхностью планеты[6] (особенно в конце весны — начале лета в южном полушарии, когда разница температур между полушариями особенно резкая), и их скорость доходит до 100 м/с. Таким образом формируются обширные пылевые бури, давно наблюдаемые в виде отдельных желтых облаков, а иногда в виде сплошной желтой пелены, охватывающей всю планету. Чаще всего пылевые бури возникают вблизи полярных шапок, их продолжительность может достигать 50—100 суток. Слабая желтая мгла в атмосфере, как правило, наблюдается после крупных пылевых бурь и без труда обнаруживается фотометрическими и поляриметрическими методами

С сентября 1971 по январь 1972 г. на Марсе происходила глобальная пылевая буря, которая даже помешала фотографированию поверхности с борта зонда «Маринер-9»[4]. Масса пыли в столбе атмосферы (при оптической толщине от 0,1 до 10), оцененная в этот период, составляла от 7,8·10-5 до 1,66·10-3г/см2. Таким образом, общий вес пылевых частиц в атмосфере Марса за период глобальных пылевых бурь может доходить до 108 — 109 т, что соизмеримо с общим количеством пыли в земной атмосфере[15].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81...

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку