Как тебе такое, Элон Маск, или Грядущий Космос. Часть 3. Марс.Транспорт.

Итак, продолжим. И поговорим сегодня о возможном транспорте на Марсе. Как известно, умные люди сразу поняли, что почти все так называемые «зеленые» или другие вроде бы вполне земные проекты Маска — вроде Теслы или Гиперлупа — имеют однозначно четкое приложение к Марсу. В самом деле — на какой тяге можно ездить по поверхности Марса? Очевидно же — на электротяге, ДВС там никак работать не сможет — кислорода нет. Вот он и отрабатывает на Земле разные технологии, которые потом уже в почти готовом виде, с минимальными доработками можно будет использовать при колонизации Марса. К Гиперлупу это тоже относится, и к Гигафабрике. Но есть некоторые проблемы, которые огорчат Маска и его почитателей — не очень то зайдет на Марсе его Тесла. И причин масса. Начиная с дорог, которые для нее нужны будут, и стоить их строительство будет огромных денег (как и на Земле в общем), с низкой температуры, при которой литий-ионные аккумуляторы перестают работать, и до низкой силы тяжести, которая просто не будет обеспечивать сцепление колес с дорогой и не позволит развивать большие скорости с хорошей управляемостью. Марсианский рельеф по сравнению с земным — гораздо более пересеченный (как и на Луне, кстати), потому что там опять же слабее сила тяжести, и почти отсутствуют (по сравнению с Землей) такие важные факторы сглаживания рельефа, как водная и ветровая эрозия. Все это сильно усложнит строительство дорог, так что номер с Теслой не пройдет — такие дела, Элон Маск. Вот Гиперлуп — совсем другое дело, он отлично подойдет для Марса, хотя и без трубы (ибо не нужна совершенно), но с такими же герметизированными вагончиками, и двигаться будет, скорее всего, по двум рельсам — по ним же будет подаваться энергия. Эти же рельсы, как мы помним из первого материала, также можно использовать для передачи энергии с полярных АЭС на экваториальные поселения, и их же можно использовать как магнитопроводы для марсианской радиационной защиты. В общем, ничего нового в марсианском гиперлупе нет — обычный герметичный поезд, как в фильме «Вспомнить все», вот только такой способ перевозки будет нужен для больших объемов грузов и пассажиров — а как быть на начальных этапах колонизации? И вот тут колонистам пригодится другой — воздушный транспорт, который у нас на Земле тоже был когда-то вполне массовым — это дирижабли, аппараты легче воздуха. Про самолеты и вертолеты по понятным причинам можно забыть — а вот дирижабли там очень даже зайдут — потому что дешево и надежно. Несмотря на очень разреженную атмосферу Марса, дирижабли там будут вполне работать — как работают они у нас на Земле на высотах в районе 40 км — где плотность атмосферы примерно такая же, как на Марсе. Но дирижабли эти будут — не гелиевые, а водородные — ибо грузоподъемность больше, получить водород на Марсе очень легко — из воды, и безопасно совершенно — там нет кислорода, водороду не с чем будет гореть и взрываться. Учитывая более слабую гравитацию Марса, то размеры баллонов для подъема веса груза и самого аппарата там, вполне возможно, будут даже меньше, чем на Земле у гелиевых аппаратов. Ну и, конечно, нужен будет какой-то движитель для получения горизонтальной скорости — это может быть как обычный винт, так и тяга, создаваемая сжатой углекислотой (наилучший вариант в плане простоты и надежности). Скорость, которую может развить дирижабль в атмосфере Марса, может быть очень приличной — порядка сотен километров в час — и все благодаря разреженной атмосфере.

Все это позволит начать на Марсе строительство упомянутых в предыдущих моих текстах разных объектах индустрии — АЭС в районе полюса, фабрик по производству кислорода и водорода из воды там же, объектов металлургии в районе экватора возле поселений, где тепло. Эффективная и дешевая транспортная система из водородных дирижаблей с автономным управлением позволит решать проблему связности колонии на экваторе и объектов энергетики на полюсе легко и непринужденно. Конструкции и аппаратура для АЭС производится в районе экватора на 3д-принтерах из местного материала (где это возможно), с использованием привозных компонентов (которые невозможно произвести на месте), затем отвозится дирижаблями на полюс и там монтируется.

Так что не пригодится на Марсе ни Тесла, ни Гиперлуп (пока) — дирижабли будут гораздо полезней, их надо отрабатывать.

П.С. Есть еще один вариант транспорта, который Маск планирует активно дорабатывать на Земле с явным прицелом на Марс - это суборбитальный вариант BFR для полетов с одной точки Земли до другой без выхода на круговую орбиту. Если для Земли этот транспорт - однозначно крышесносный и подходящий только для туристов-экстремалов, то для Марса - совсем неплохой вариант, особенно с учетом низкой гравитации. Но это только на самых первых этапах освоения Марса будет приемлемо, и то не факт - где столько топлива брать? Если только для экстренных случаев, каких нибудь ЧП. Водородные дирижабли однозначно лучше, надежнее и дешевле.

Об этом пока все, следующая тема будет — зачем нам вообще Марс, какая от него может быть польза?

Исследователи космоса

16.1K постов46.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
не очень то зайдет на Марсе его Тесла

Вот ты прям всерьёз считаешь, что Теслу как она есть будут использовать на Марсе?

Естественно, это будет внедорожник (потому что дорог нет). Возможно, со шлюзом и гермокабиной. Или - удобную для езды в скафандре, как лунный LRV. Батареи, сюрприз, можно укутать в термоизоляцию и подогревать.


а как быть на начальных этапах колонизации?

Строить обыкновенные железные дороги. Два рельса опорные, один контактный, как в метро. Для перевозки грузов этого хватит - там срочность не нужна.

Или даже может быть некоторый аналог троллейбуса, только без асфальтовой дороги. Такой внедорожник для грунтовки, но с рогами.


Несмотря на очень разреженную атмосферу Марса, дирижабли там будут вполне работать
размеры баллонов для подъема веса груза и самого аппарата там, вполне возможно, будут даже меньше, чем на Земле у гелиевых аппаратов

А теперь возьми калькулятор и посчитай потребный объём дирижабля для перевозки хотя бы тонны груза. При том, что плотность атмосферы там 0.020 kg/m3 - примерно в 50 раз меньше, чем на Земле. И сравни с земными.

И да, откуда ты возьмёшь энергию для мотора дирижабля? Отнимать от жалкой грузоподъёмности массу батарей? Или ставить ДВС и лить туда не только горючее, но и окислитель?

раскрыть ветку (56)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, я уж хотел ТСа в ЧС добавить, а тут комментарии интересные)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

ну не очень, на самом деле) странно наблюдать, когда умный человек на пальцах и цифрах объясняет, почему ТС выдвигает бредовые идеи, а ТС падает на попу, игнорирует факты и выдумывает собственные.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку