Как строят дороги в Германии

Немецкий автобан давно стал в России синонимом качественной, надёжной и скоростной дороги. И ведь понятно, на кого нужно равняться, но всё равно так строить не хотят. Хотя могут.


Недавно я ездил в Германию и своими глазами видел, как ремонтируют федеральную трассу. Знаете, в чём секрет?


В переводе с немецкого “автобан” - это всего лишь “дорога для автомобилей”. В то же время, это и система шоссе, опутывающих всю страну. Они действительно надёжные и безопасные, факт. У нас с ними огромная разница как в подходе, так и в технологиях строительства. Если говорить о хайвеях, то есть скоростных трассах, то на Западе их всё чаще делают не из асфальта, а из цементобетона. Тут самое время ухмыльнуться и вспомнить российские “бетонки” из сложенных рядом плит. Но они не имеют ничего общего, хотя и наши старые военные дороги порой лучше положенного на лужи асфальта.


А теперь давайте посмотрим, как строят знаменитые автобаны на примере участка трассы А5 в районе Баден-Бадена.


На фотографии дорожное полотно, положенное (скорее всего) до вашего рождения или в раннем детстве. Многие немецкие дороги служат десятилетиями без вмешательства, а возле Берлина сохранились участки, построенные ещё в тридцатые годы.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Но любое покрытие со временем требует замены. Здесь подошли основательно: никакого “ямочного" ремонта. Перекрыли часть магистрали, свели потоки (не забыв про разделительный бордюр даже при временной схеме движения!), аккуратно и понятно всё огородили столбиками, нанесли временную разметку.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Умиляет, как немцы отмечают временно закрытый съезд на трассу на дорожном указателе.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Капитальный ремонт дороги, по сути, означает построить её заново. Я увидел работы на стадии, когда уже закончили укрепление грунта и подготовили основание для укладки. Бригада рабочих трудится по 12 часов, начиная с 5 утра. За день они проходят от 700 до 1000 метров.


Рассказать о технологии укладки такой дороги можно в нескольких предложениях. Само собой - поверхностно, без подробностей и производственных секретов. Но в процессе нет ничего фантастического, невероятного или такого, что было бы не под силу применить в России.


Типичный автобан в Германии можно представить в виде “бутерброда”, который состоит из морозостойкого слоя основания, щебеночно-песчаного основания 25 см, укреплённого цементом, покрытия из цементобетона толщиной 27 см. Сверху “соус” по вкусу заказчика - финишная обработка, например, слой бетона с обнажённым заполнителем (по-немецки waschbeton) или алмазная фрезеровка поверхности.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Как этот сэндвич готовят? На подготовленном и укатанном основании расстилают текстильную подложку, слой геотекстиля. Она служит для разделения слоёв дорожной одежды и выполняет также

дренирующую функцию, и по такому “ковру” спокойно ездят самосвалы с бетонной смесью.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Это дюбеля, которые будут использоваться в качестве штыревой арматуры для соединения соседних плит.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Самосвалы привозят материалы, цементобетонную смесь двух сортов (для верхнего и нижнего слоя покрытия) с расположенного поблизости мобильного завода.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Перед началом укладки первого слоя подложку поливают водой.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Привезённую “горку"материала разравнивают по ширине дорожного полотна. Всё делает дорожная техника, человек только контролирует процесс.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Так весь участок трассы выглядит сверху: три жёлтые машины ползут, как гусеницы, друг за другом.

Первая нужна для устройства нижнего слоя покрытия, вторая для устройства верхнего слоя. Третья наносит защитное плёнкообразующеее средство и придаёт готовую форму и текстуру.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Рельсами” же служит водоотводная система, устроенная по центру дороги. Натянутая параллельно дороге струна работает направляющей.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

В процессе укладки дороги участвует небольшое количество рабочих: ручной труд здесь практически не требуется, на объекте заняты не больше 15 человек. На этой фотографии они как раз закончили штыревое армирование, закладку дюбелей в поперечные швы.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Продольные швы также укрепляются анкерами (фотографии, к сожалению, нет). Дюбели фиксируют положение плит в вертикальной плоскости и распределяют нагрузку между соседними плитами. Анкеры не дают разойтись или сдвинуться плитам вдоль продольных швов.


По схожей же технологии в мире сейчас строят взлётно-посадочные полосы аэропортов, в том числе новую ВПП в “Домодедово” и в самарском “Курумоч”. Кстати, в России тоже есть современные цементобетонные трассы, но их ничтожно мало, всего 2%, и то лишь отдельные участки дороги. Например, бетонную дорогу проложили к Дальневосточному Федеральному университету на острове Русский к прошедшему в прошлом году саммиту глав стран АТЭС.


Сколько стоит такая дорога? По словам представителя подрядчика, весь проект по ремонту 10-километрового участка трассы (три полосы плюс обочина) обошёлся в 20 миллионов евро. То есть, 1 км = 2 млн евро. В России, в среднем 1 км ремонта федеральной трассы стоит 850 тысяч евро (данные марта 2017 года), при том что сами дороги у нас уже.


Но при этом, нормативный срок службы бетонного шоссе 30 лет (по факту больше), а асфальтированного - 13-15 лет (по факту меньше). В Европе же, благодаря технологиям, начальная стоимость строительства дорожного бетонного полотна почти сравнялась с расходами на укладку “классического” асфальта, потому там всё чаще строят из цементобетона — считают свои деньги на годы вперёд.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Идеально гладкое покрытие ложится, словно масло на хлеб. Но больше всего на стройке меня впечатлили не инновации, а люди. Машины оставили им не так много тяжёлой работы, контролировать и проверять. Но видели бы вы, с какой любовью и практически нежностью (по отношению к дороге) эти суровые рабочие мужики делают своё дело. Ни одного небрежного движения, ни намёка на халтуру. Они строят дорогу для себя и своих детей, для своей страны. Им потом по ней передвигаться, зачем делать плохо? Но здесь я не открыл "Америку", немцы известны таким отношением к делу.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Красиво, правда? Наверное, читатель уже заподозрил неладное и готов писать комментарий, что в Германии и зима не зима, и грунты другие, в России даже асфальт не приживается, отторгает его земля, не то что бетон новомодный! А вот и нет, цементобетон может и лучше приживётся, если не халтурить и не воровать. Один из плюсов технологии — отсутствие деформаций при изменениях температуры и сакральных “переходах через ноль”. В Америке, где в южных штатах бывает очень жарко, а в северных очень холодно, это тоже давно поняли, поэтому там 60% всех дорог страны как раз с таким покрытием. Так что привет любителям сказок про суровый климат.


Ещё одна байка, уже про бетонные дороги, что они очень шумные. Это устаревшая информация, так как современные способы строительства позволили полностью приблизиться по уровню шума к асфальтовому покрытия. А вот в плане экологии и безопасности такая технология намного лучше: асфальт делают из нефти, бетон - из известняка. Он не выделяет токсичные газы при нагревании и подходит для вторичной переработки. Ещё, бетон отражает в три раза больше света, и водить ночью будет комфортнее.  

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Чтобы быть объективным, есть и недостатки. Например, после прохода асфальтоукладчика, дорога готова уже через 8 часов, а бетон обретает полную прочность лишь спустя несколько дней. А если основание пришло в негодность, нужно менять целую плиту, “ямочным” ремонтом не отделаешься. В то же время, шанс, что дорога получит повреждения, значительно меньше: покрытие распределяет нагрузку на более широкую площадь, грузовики меньше “убивают” дорогу и не создают колейность.


Когда ремонт закончится, на разделительной полосе не забудут посадить газон.  

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Следующий этап — нарезка деформационных швов. Это делают сразу после финишной обработки уложенного покрытия.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Швы прорезают для того, чтобы избежать растрескивание стяжки, которое как раз и может вызвать разрушение дороги.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Швы герметизируют при помощи резиновых уплотнителей.


Так выглядит участок отремонтированной трассы.  

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Позже на него нанесут разметку, светоотражающие и специальные шумовые полосы на границе с обочиной. Только после этого откроют движение для автомобилей.

Как строят дороги в Германии Mac Os, LiveJournal, Александр Беленький, Германия, Дорога, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Которые смогут безопасно ездить по этой трассе даже на высоких скоростях. Примерно 50% немецких дорог имеют лишь рекомендованный скоростной лимит.



© Александр Беленький

226
Автор поста оценил этот комментарий
молодцы немцы...на совесть, ну почти как в Древнем Риме
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
21
Автор поста оценил этот комментарий
Вот вам пример дороги помеченный как "Strassenschaden" - дорога с повреждениями и ограничением скорости движения. И вон, кстати, заплаточку видно, но это не автобан
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
107
Автор поста оценил этот комментарий
В Германии для строительства автобана нужна лицензия, которую чтобы получить нужно много лет и миллионы долларов вложений. И компания поступившая дорогу потеряет лицензию в случае низкого качества работ. У нас для строительства магистрали нужно дать взятку, а на качество всем насрать.
раскрыть ветку
544
Автор поста оценил этот комментарий
В Германии делают дороги ради результата, а у нас ради самого процесса и откатов.
раскрыть ветку
76
Автор поста оценил этот комментарий

Этим летом проехали с женой и друзьями всю Европу на авто - от Спб до Барселоны и обратно (кругом - туда по побережью, обратно через Германию). Нигде нет проблем с дорожным покрытием.


Плюс в Испании, Франции, Италии - такие дороги после открытия делают платными, пока не окупится строительство (правда во Франции и потом оставляют, но это они жадные там.  :D В целом Франция, как страна не понравилась, но не об этом.)

При этом стоимость за КМ дешевле чем ЗСД в СПБ (особенно Испания/Италия)


Плюс ездили по Дании, Финляндии - там температуры не такие экстремально низкие, как в Сибири например, но к Лен. области очень близко - и вы не поверите, нет там проблем с плохими дорогами из-за перепадов температур, как выше пишут...


Проблема не в климате - проблема в подходе к строительству, людям кто строит, как строит, а главное откатам. Где же наберется столько долларовых миллиардеров в бедной стране, если не откаты? Надо же хоть где-то первыми быть...

раскрыть ветку