Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 5.
Всем привет. Продолжаю серию статей, посвященных открытию кофейни. Финальный пост, в котором расскажу о самом важном в любом бизнес-проекте.
Как вы считаете, что нужно для выживания бизнеса?
Продажи. Чем больше продаж, тем больше оборот и чистая прибыль.
Но вот проблема. Наиболее устойчивы те виды бизнеса, где есть повторные продажи. Когда клиент возвращается к вам вновь и вновь. Как этого добиться? Низкой ценой? Не факт. Высоким качеством? Возможно, но не всегда.
Представьте ситуацию.
Вы открыли бизнес, вложили большие деньги в привлечение клиентов. У вас хороший товар, адекватная цена. Казалось бы, все составляющие успешного проекта.
Но вот идет второй месяц работы, а продажи стабильно на уровне ниже среднего.
Вы вкладываете еще больше средств в рекламу, а ваша выручка не растет.
Вы снижаете цены на товар, но получаете еще меньше. В какой-то момент деньги закончатся и будет нечем закупить новую партию. Вы устроите грандиозную распродажу "со скидкой до 70%" в надежде сбыть товар со склада. Он быстро разойдется, но денег хватит лишь на то, чтобы отдать часть долгов и закрыться.
Печальная картина, если честно.
В чем проблема?
Ключевую роль в любом бизнесе играют люди. Только если вы не маньяк-одиночка.
Именно люди, ваша команда работает над развитием бизнеса, контактируют с клиентом, продают впервые и повторно. И в глазах клиента ваш бизнес всегда ассоциируется с тем человеком, с которым он контактировал во время оказания услуги или покупки.
Если у вас нет команды, а просто сборище разномастных людей, которых объединяет только место работы, то на выходе будут возникать очень маленькие, но неприятные ситуации.
Клиент столкнулся с проблемой, обратился к менеджеру вашей компании.
Менеджер подумал, что у него в должностной инструкции ничего по этому поводу не написано и "отфутболил" клиента в другой отдел. Там тоже про эту проблему ничего не знают, поэтому передали клиента дальше. Третий отдел, который занимается закупками вообще не понял, почему к ним передали этого клиента и отправил его на самый первый отдел. Клиент плюнул и больше не вернулся.
В чем проблема?
В людях? Неа. В руководителе бизнеса.
Если корпоративная культура предусматривает сотрудниками решение только узких четко регламентированных задач, то она подходит только для производства. В сфере клиентского обслуживания менеджер должен быть волшебной палочкой, способной услышать, понять клиента и решить его проблему.
Меня огорчает, когда люди, сталкиваясь с проявлениями адекватного сервиса удивляются и говорят "Как здорово". Это не должно быть чем-то из ряда вон выходящим. Качественный сервис должен быть нормой.
Но Россия только только подходит к этому этапу развития. Мы все еще на подсознательном уровне ждем безразличия, незаинтересованности в решении наших проблем с определенной компанией, ждем "отфутболивания" и даже откровенного хамства.
Порой мы даже не знаем, что бывает по другому.
И это грустно.
Именно формированием команды должен заниматься руководитель.
Я всегда ставил во главу угла именно команду, и только потому мой бизнес до сих пор жив.
Воровство, безразличие по отношению к клиентам, намеренные и ненамеренные ошибки в работе - все это топит бизнес. Со штормами за бортом можно справиться, а вот дыру в днище заделать сложно.
Для того, чтобы построить успешную команду, по-моему мнению, нужно придерживаться следующих правил.
1. Никогда не повышать голос и не давить на сотрудников.
Очень часто видел ситуацию, как молодой человек. получив некоторую власть над коллегами, начинал давить их силой своего положения. Всегда, во всех 100% случаев, это вызывало ответное давление и саботаж.
В коллективе нужно завоевывать авторитет грамотными решениями в трудных ситуациях. Тогда не потребуется давить, нужно будет лишь объяснить.
2. Объясняйте сотрудникам, какой результат вы ожидаете увидеть. Большинство ошибок возникают именно из-за того, что руководитель не дал инструкцию и инструменты для решения той или иной проблемы.
3. Не стесняйтесь просить своих сотрудников о помощи. Если они добровольно принимают решение сделать что-либо, будьте уверены, они добьются приемлемого результата и сделают это на совесть. А если бы вы приказали, то результат был бы "на отвяжись".
4. Хвалите своих сотрудников. Я стараюсь всегда подмечать то, что человек сделал для компании и объявлять это перед всеми. У человека сразу повышается самооценка, уверенность в своих силах и в следующий раз он сделает все еще более качественно. Но тут нужно быть осторожным. Чтобы не перехвалить за выполнение рядовых функций и чтобы не лукавить, хваля без повода.
5. Разговаривайте с сотрудниками. Старайтесь понять, чем они дышат, как у них дела дома, что в последнее время тревожит. Это не душеспасительные беседы, это способ мониторинга состояния всей команды. Проверено: один человек с проблемами во всем коллективе формирует негативное настроение. Почему - не знаю.
6. Осуждайте некачественно выполненную работу, а не человека. Вы же платите за работу, значит ее и оценивайте. "Ты дебил, б...ть нормально сделать не можешь?" - это пример того, как не надо делать. Человек начнет обороняться, защищая себя и свой результат труда, даже если и понимает, что он сделан плохо. Ничем хорошим такой разговор не закончится.
Это те правила, что я вынес для себя в ходе организации работы разных коллективов.
Возможно, мне не хватает опыта в каких-то моментах, возможно авторитета, чтобы сотрудники беспрекословно подчинялись. Поэтому приходится договариваться и понимать сотрудников. Может быть. Но мне кажется, что если твой руководитель прислушивается к твоему мнению, то с ним приятно работать и развиваться. А если просто орет и требует пусть даже и правильные вещи, то долгосрочное сотрудничество с ним не построишь.
А как вы считаете, какой должна быть команда, нацеленная на результат?
Каким должен быть руководитель команды?
Что он должен, а что не должен делать?
В заключение.
Это последняя статья, посвященная открытию кофейни с нуля.
Я постарался рассказать об основных моментах, но понимаю, что рассказал лишь малую часть.
Спасибо всем пяти тысячам подписчиков за ваши комментарии, вопросы, советы и рекомендации.
За эти две недели вы помогли мне сделать качественный рывок в развитии.
Я надеюсь, что тоже смог быть чем-то вам полезным.
Дальше буду писать о разных ситуациях, которые возникают в бизнесе. Надеюсь, это будет вам интересно.
Также с удовольствием отвечу на ваши вопросы по теме любой из пяти частей.
Всем еще раз спасибо.
Я являюсь и сотрудником кофейни, и клиентом нескольких кофеен. У меня есть опыт работы в нескольких кофейнях. По опыту могу сказать,что самое худшее- крупные сетевые кофейни. И со стороны сотрудника,и со стороны клиента.
Для сотрудника- штрафы за все,что только можно, не человеческое отношение, маленькие зп итд Они пытаются показать, что сотрудники=коллектив=семья. Заставляют ходить на всякие мероприятия, которые никому не нужны, которые чаще всего в выходные, когда у людей и так планы имеются, помимо всяких там воллейболов на другом конце города.
Во многих кофейнях работает в смену один только бариста и зачем создавать дружескую атмосферу между теми,кто даже не пересекается. Нужно,чтобы каждый делал свою работу,чтобы у сменщика не возникло вопросов.
По поводу клиент крупных кофеен. Решила отдать предпочтение более мелким,так как качество кофе там чаще всего не уступает, цены ниже,а сервис приятнее. Приходишь попить кофе в крупную сеть ( процесс занимает от 30 сек, до 5 минут, нет можно и на весь день растянуть,но в целом) и тебе еще столько же что-то впаривают. "Добавить молоко,сливки,орешки,зефирки, сделать шоколадным/кокосовым/еще 10 вариантов, сделать покрепче? У нас ланчи с 12 до 16, а с 14 до 17 полдники, а выпечку к кофе?" Потом оплата " У вас есть наша бонусная? Нужно непременно приобрести, дает тототото... Может повторить? Тогда кофе с собой по акции?". Если я хочу средний американо,значит я хочу именно средний американо, не кокосовый американо, не литр американо, а средний американо. Если бы я хотела с молоком и сливками,то я бы вряд ли брала американо. Такие навязанные топпинги и выпечка явно не стоят потерянных клиентов.
Некоторые маленькие кафе делают контактные стойки. То есть пока готовится кофе бариста должен говорить. Не понимаю,зачем отвечать на вопрос как настроение? Мы видимся в первый раз, понятно,что тому,кто задал вопрос все равно. Если клиент общительный,то скорее всего сам пойдет на контакт, начнет задавать вопросы. А если человек молчит, значит ему так удобнее. Может он стеснительный и ему неловко от ваших вопросов.
Блин, щас ещё "мать из психушки" кончится, и что, мне опять книги что ли читать?))
Друг masstm, не бросай нас. Нам нужны ещё посты. Неужели тебе больше не о чем рассказать? Мы только с товарищами стали задумываться о повторении вашего опыта, а серия уже и кончилась.
"Меня огорчает, когда люди, сталкиваясь с проявлениями адекватного сервиса удивляются и говорят "Как здорово". Это не должно быть чем-то из ряда вон выходящим. Качественный сервис должен быть нормой."
Напомнило мои отношения с бывшими.
Когда те офигевали от розы и придержанной двери.
Я прошу прощения, может быть, такой вопрос уже был, но: как игде лучше искать поставщиков?