Как (не)стать врачом или как сейчас устроена система подготовки врачей

На волне постов о болезнях, и людях которые проиграли с ними бой. Этот пост скорее попытка донести до социума откуда потом берутся плохо подготовленные кадры в больницах и, что хуже, растёт смертность среди населения.
Будет очень много букв.

Анамнез
Я благополучно отучился 6 лет в медицинском институте. И окрыленный "яжврач" и "спасайжизни" побежал с документами в свой же институт подавать в ординатуру. Но разберем этот этап чуть подробнее. Как изнутри выглядит обучение.

Статус
Первые 2 года в мединституте в тебя вкладывают основы медицины. Попутно засирая мозги высшей математикой, русским языком, историей России, философией и тд. Не спорю, база есть база. Но это учебные часы, зачёты, работы. А главное время. Я бы лучше анатомию читал, вместо истории государства Российского (которое и так шикарно в школе объясняли, и да, я в курсе когда крестили Русь, зачем строили Петербург, и почему Ленин не плакал на похоронах Сталина). Если ты в ВУЗе, то предполагается, что ты осилил так или иначе школьную программу. Вопрос - зачем снижать КПД пребывания студента в институте ненужными часами условно необязательных предметов. На это мы ответ не нашли.

Затем начинается шиза на 4 года. Ты изучаешь МЕДИЦИНУ. К сожалению, есть одно огромное НО - через призму преподавателя. И если тебе не очень повезло, и это старый профессор, которого держат ради статуса кафедры, то ты обречён изучать все сам в свободное от учёбы время, которого у тебя и так не очень то много. А сдавать должен не предмет, а то, что хочет услышать тот самый "профессор". Мы часто учились не предмету, а отношению преподавателя к данной дисциплине. И спасибо огромное тем, кто правда нас учил науке. Благодаря им, мы хоть что-то усваивали.
Второе "НО" это отсутствие практики. Да, есть клинические базы. Да, мы видим пациентов. По одному на каждую тему занятия. Один раз увидел диабет в самой простой форме без осложнений и осознал все, что написано в тоннах рекомендаций? Что можно понять из этого? В Америке, Германии и других странах, где есть упор на здравоохранение давно признано, что лучшее обучение есть практика. Группу делят на подгруппы по 4-6 человек и работают с ними "от и до" с пациентами. И ни для кого не секрет, что человек запоминает около 30% того, что слышит, и 80% того, что делает. Лекции, семинары нужны, но затем нужно "закрепление" материала. Услышанное и записанное без отрабатывания на практике есть трата времени. Через пару лет эти "ценные" знания пропадут как будто их и не было. Доказательство можете получить у любого знакомого вам врача. Спросите его вопрос не по его специальности. Скорее всего не ответит в силу отсутствия практики в этом в течение нескольких лет, а ведь он учился на универсала.

Предположим ты выжил и добрался до госэкзаменов. И предположим ты их успешно (или не очень), но сдал.

С 2017 года был преподнесен подарок всем нам, и вам, пациентам, в частности от нашего Минздравсоцразвития. А именно - первичная аккредитация.

Взглянем со стороны ведомства: у вас есть первичное звено, то бишь поликлиники. И там не хотят работать, а остались врачи сильно послепенсионного возраста. Возьмём не Москву или Санкт-Петербург, а регионы. Да и в столицах хватает пустых мест. Поднять зарплаты? Не вариант, "денег нет, но вы держитесь" Улучшить условия труда? Да где это видано?! Погодите, у нас же есть куча недоврачей с дипломами. Но у них нет лицензий, пока они не закончат ординатуру или (до этого существующую) интернатуру... Как же их заставить работать в амбулаториях? Приказ? Не, нарушение конституции. Тогда давайте им сделаем как в Америке. Тест! У них правда 40 000 вопросов по всем дисциплинам, а у нас будет 4000 и только по поликлинической практике. И раздадим лицензии, но с пометкой "врач участковый" Минтруда подсуетился и написал под этого обязанности. Так стоп, но они же все равно не должны идти работать... Ах да, поднимите цены на ординатуру и не давайте им получать узкую специальность. А еще поступление как по ЕГЭ. +15 баллов за красный диплом, +5 за трудовой стаж медсестрой от года до трёх (хотя когда его успеть получить, если ты не учился в медицинском колледже до института). А еще +10 за каждый год работы в сельском амбулатории. Пусть едут как Булгаков, земскими врачами.

Что видим мы, выпускники:
1) безбожно малое количество бюджетных мест на специалитет
2) перспектива работать участковым всю жизнь
3) а нет не всю, так как ты кого-то угробишь на участке весьма быстро в связи с отсутствием клинического опыта
4) а нет, всё-таки всю жизнь, потому что разбираться с тем, что человек умер в больнице от того, что на дому ему не то назначали годами никто не будет (ну или единицы в крайнем случае)

Что мы получили на выходе: отряды зелёных, вынужденных, в связи с реалиями, идти работать "недоврачей"

Но есть и те, кто смог добраться до бюджетной (и не очень) ординатуры. Чтобы потратить еще 2 года жизни на глубокое изучение узкой специальности. Лично мой выбор пал на специальность "Педиатрия"
Честно скажу, из-за благих намерений, что взрослые чаще сами виноваты в своих бедах, а вот дети точно нет. И им есть куда еще жить.

И тут я столкнулся с "дедовщиной" в медицине. Не повсеместно, не буду врать, что "всюду сволочи, один я д'Артаньян"

"У тебя есть два путя":
1) Ты попал к адекватному специалисту. Он будет передавать тебе 200% своего опыта. Подстегивать тебя изучать новые рекомендации и исследования. Не откажет тебе в попытках писать научные работы и сделает все, чтобы ты за 2 года принял всё то, до чего он шёл в своей жизни сам. Просто так. Ради пациентов. Так он был один умный, а так вас уже в два раза больше.
2) Ты попал к специалисту. У него 100500 пациентов, и он не успевает заниматься бюрократией (как кстати и первый вариант). А тут ему подогнали тело, с руками и даже вроде как головой. В полное его распоряжение. И ты будешь сидеть и писать. Писать. Писать за него всё. Но если в первом случае ты получаешь в обмен опыт и знания в свободное от писанины время, в этом варианте ты прекрасная секретарша. А время идёт. И твоя ординатура тоже. А все что ты понял это типовые случаи. Тебе создадут матричное мышление. И самое страшное, что будучи в практике уверенным, что это простой случай, как ты видел 100 раз, ты пропустишь редкую патологию. О которой ты не знал в силу отсутствия времени и источника для образования. Но, к сожалению, этому пациенту все равно от чего он умер. От гриппа из-за халатности, или из-за редкой скрытой болезни, о которой не знал ты, твой "врач преподаватель" в ординатуре, или же твой лектор в институте. И это есть везде. Пока не будет стандарта для тех самых врачей, которые учат других, пока еще неврачей.

Выписной эпикриз:
у этой истории болезни нет рекомендаций или готового решения. Из поступивших в медвузы, заканчивают их хорошо если 25%, по разным причинам, объективным и не очень. Из оставшихся только 50% идут дальше. И уже из них, пройдя весь путь, потратив 8 лет жизни, а кто-то и больше, только 15% останутся и не уйдут в фармкомпании, медицинские представительства и тд. Просто потому, что страшно. Страшно убить человека. Косвенно, ты просто не знал о такой болезни. Тебе 8 лет что-то рассказывали, а это не успели.

Я уже хочу просто бросить это все. Но меня держат улыбки здоровых детей, которых я выписываю. Отношение руководства, как к мусору, которым можно распоряжаться как и сколько угодно, тыкать в обязанности, не выполняя свои убивает желание идти дальше. А отсутствие медикаментов, средств диагностики и наличие тонн бумаг убивает желание работать в государственных медицинских учреждениях. И каждый раз, когда хочется бросить, находится тот самый врач, у которого хочется учится всему. Его мышлению, видению процесса лечения, его подходу к пациентам.

Минздрав затыкает нами дыры, врачам не хватает времени и сил передать опыт молодым. Источники свежей информации мы ищем сами. Пока не будет нормального отношения государства к своим пациентам, оно не будет думать о нормальной подготовке тех, кто будет их лечить.

"Профессия врача похожа на профессию сапера. Только цена ошибки сапера его собственная жизнь, а врача чужая."
В.А.Фролов, профессор, дмн, декан медицинского факультета РУДН.


ЗЫ: захотелось поделиться тем, что происходит на самом деле в медобразовании. я уверен, что так бывает у всех. Только тут цена ошибок велика, как и у архитекторов, кто строит ГЭС. Как и у военных. И многих других. И да, спасибо всем тем, кто воспитывал меня эти 6 лет в медицинском и тратил силы на то, чтобы я впитал знания и их опыт. Это бесценно и я безмерно благодарен им за это.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
124
Автор поста оценил этот комментарий
Всегда говорил, что теория не закрепленная практикой - пустое сотрясание воздуха. А еще лучще когда практику закрепляют теорией. Увы такое везде и в медицине и на производстве. Старые пыльные перподы рассказывают о том, чего сами и не нюхали. Приходишь на работу - а тут все другое. Кстати был случай, когда работающие заочники сказали преподу, что в реальности все не так как он рассказывает, за что были выгнаны с позором из аудитории - "вы ничего не знаете". Имхо такого препода самого надо гнать в шею.
PS пишу это сидя на КПК где такой вот пыльный препод читает с книжки какую-то ненужную ахинею, которая с вероятностью 100% не пригодится в работе.
раскрыть ветку (22)
278
Автор поста оценил этот комментарий

Теория без практики - рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего.

раскрыть ветку (10)
36
Автор поста оценил этот комментарий

Шикарная фраза, аж комментом захотелось восхититься.

12
Автор поста оценил этот комментарий

@Zapisal, по моему эта фраза достойна цитаты

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

уточню - эта цитата достойна рамки

3
Автор поста оценил этот комментарий
Видел эту фразу вроде в серии книг Дмитрия Емца
51
Автор поста оценил этот комментарий
Практика без теории, это ружье , направленное в сторону стреляющего.
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А без практики и без теории - это ружье, направленное в сторону стреляющего тонущего с рюкзаком с учебниками по плаванию %)

4
Автор поста оценил этот комментарий

из крайности в крайность)

Автор поста оценил этот комментарий

теория должна закрепляться практикой и быть на один шаг впереди.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Особенно, когда стоишь на краю пропасти

Автор поста оценил этот комментарий

Для теории нужны плечи, для практики, сверх того, пальцы.

58
Автор поста оценил этот комментарий
Я так же в институте сказала своему преподавателю что он дает неверную информацию. Я работаю по профилю уже 3 года и знаю о чем говорю. Он же тряс передо мной учебником 60х годов и кричал что не сдам его предмет. Ну и выгнал с пары. Вот наше образование. И я за это платила деньги
раскрыть ветку (2)
21
Автор поста оценил этот комментарий
Мне на дипломе пытались доказать, что все не так и он у меня не верный. При этом диплом был про раннее развитие детей. Дети сейчас итак развиваются быстрее, чем во всех учебниках, а тут работая в детсаду, все р чем писала, я применяла на практике и приводила реальные результаты. Но нет, так не млжет быть, вы все врете. Вот другой человек прав, списав все из книги и придумав результаты на поддоконнике, а вы нет
10
Автор поста оценил этот комментарий

Ладно когда просто дают устаревшую информацию. На многих специальностях вообще учат тому, что никак не связано с реальной работой

30
Автор поста оценил этот комментарий

Как говорил мой батя «Хороший студент - хороший врач. Плохой студент - главный врач»

раскрыть ветку (1)
35
Автор поста оценил этот комментарий
Истина, которую я наблюдала в реале.. Беременность у меня вела стандартно участковый гинеколог, молодая деваха, которая на приёмах больше молчала, а на все вопросы мои отвечала медсестра предпенсионного возраста.. Рожать шла к завкафедрой акушерства и гинекологии мед.вуза в нашем городе. Когда смотрел мою карту, увидел имя-фамилие участковой, посмеялся, помню, говорит, эту троешницу, еле сессии закрывала.. Зато теперь, не прошло и 5 лет, эта троешница заведующая нашей районной женской консультацией.. такие дела.. главное иметь хорошие знакомства, а не знания или какие-то заслуги, чтобы заниматься высоки должности
17
Автор поста оценил этот комментарий

У меня сосед моряк, работает в международных компаниях, сам в достаточно приличном возрасте выучил английский и теперь не плохо получает. Решил получить вышку в Новороссийске, когда пришел на первые лекции, говорит офигел, говорит, то что там дают на столько устарело, что пи**ц. В итоге, преподаватель просил его провести лекцию, как он сейчас то...

8
Автор поста оценил этот комментарий

Окончил химфак, та же хрень. Орда старперов - друзей декана/завкафов и так далее. Все более-менее приличные современные учебники на английском либо в любительских переводах, а отечественные - перепечатки книг 60-х...
Сдача не предмета, а того, что о предмете думает препод...
Достало все это дерьмо, блин

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ах, да
Со слов идейных преподавателей - в их студенчестве было ровно то же самое

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, химия в России в такой жопе. Но это меньше заметно, так как туда идет мало народу плюс напрямую с обывателями не связано.

Автор поста оценил этот комментарий

Окончил экономический. То же самое. Был препод который на лекциях всякую дичь рассказывал, рассуждал о жизни и все такое, на экзаменах всех валил задавая кучу вопросов. Ему было принципиально завалить. Узнал это тогда когда я по баллам получал чуть ли не тройку уже ( это было прям чудо) а он пытался поставить мне двойку. Деканат в итоге воевал за меня с ним.

2
Автор поста оценил этот комментарий
мне пилить на такую же фигню через три часа, где человеку работающему с чертежами будут преподавать черчение под диктовку со слайдов. это пиздец.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку