Как не потерять машину собирая грибы.

Однажды я с другом потерял машину. Нет, ее не угнали и она не сгорела

в адском пламени, став жертвой праведного гнева человека это-мое-парковочное-место.

Мы ее потеряли на грибах. Мы их с дружком собирали. Нет, не те грибы от которых веселились

викинги, попутно радуя попов старой, доброй Англии. Обычные грибы.

Отличная погода, хорошее настроение, молодая безалаберность, пустая голова, незнакомый лес и множество лесных дорог похожих друг на друга как две капли воды

сделали свое дело. Мы не смогли выйти к начальной точке грибного маршрута - машине.

Пытались конечно, но кто хоть раз выезжал за пределы мегаполиса тот знает как похожи друг на друга лесные дороги.

В общем к машине мы выйти не можем, день клонится к вечеру, а мы себя ощущаем полными лузерами с прямой перспективой заночевать в романтической обстановке на фоне Горбатой горы  в поле. Опуская подробности скажу, что проплутав еще пару часов машину

мы таки нашли, выехав на чистом везении и адреналине.

После этого случая я призадумался как данное жопоприключение не повторить и изучил для себя основы ориентирования и навигации.

Именно об этом пост. Пост о том как не потерять машину в незнакомом лесу, кушая или собирая грибы.


Отбросим GPS/Глонасс. Забыть. Штука бесспорно хорошая и ей стоит пользоваться, но как второй, вспомогательной системой для навигации в лесу когда более простые аргументы закончились.

Почему? Все просто - у нее есть батарейки или аккумулятор который может передать привет Нельсону Манделле. Навигатор так же может банально навернуться из-за одного сраного конденсатора, что криво припаял уставший китаец.

Это электроника и она не вечная. Если ты не знаешь основы навигации и ориентирования, не будешь представлять где ты примерно находишься в данный момент, то при отключении сего девайса ты будешь напоминать латиносов, что приземлили в амазонские джунгли Боинг перепутав цифры курса на приборной панели (я не шучу, это реальный случай).


Мы будем пользоваться дедовским способом - мхом, компасом, блокнотом, карандашом, мозгами и знаниями заложенными в них.

Итак что нам понадобится с собой в лес:

1. Компас. Но не китайский мусор на выживальном ноже, а нормальный, человеческий компас с визирами. Лучше спортивный с жидкостью и линейкой. И прозрачный. Дальше поймете почему. Благо он стоит сущие копейки.

2. Блокнот.

3. Карандаш. И нож, чтобы его точить.

4. Умение складывать и вычитать.

5. Умение определять расстояние.

6. Часы. Не лишним будет также уметь определять время по Солнцу, Луне и созвездию Малой Медведицы.


Вводные знания.

Земля имеет магнитное поле. Факт? Факт. Стрелка компаса показывает всегда строго на север. Факт?

Нет, не совсем факт, стрелка компаса показывает на магнитный полюс, а не на географический.

И поэтому у нас будет поправка на так называемое магнитное склонение. Но оно имеет значение при использовании карты. У нас же карты нет и поэтому этот факт нас мало волнует.

Важно, что стрелка компаса всегда смотрит в одном направлении, а уж +- 15 градусов нас особо и не беспокоит. В конце концов мы не в Чили собрались лететь, угнав кукурузник.


Возможно, что у нас под ногами будут скрываться залежи железной руды, это так же внесет девиации в показания компаса. Вот этот факт уже малоприятный и имеет серьезное значение.

Так как из-за сложного магнитного поля стрелка компаса будет каждый раз показывать неведомое X, а не магнитный полюс. Учитывайте это явление

или оно сыграет с вами злую шутку пополнив копилку рассказов об аномалиях и пришельцах. На такой случай нужно забыть про компас и начать ориентирование по солнцу или звездам.

Ориентирование по мху и т.п крайне не надежно поэтому не стоит на него надеяться.


Я рассмотрю выдуманный микропоход в лес из 4-х точек маршрута на условной местности.


Итак, мы приехали собирать грибы на новенькой Калине. Вылезли, размяли жопу, приготовили инструменты, покурили.

Первое что нам нужно сделать, чтобы домой уехать на Калине, а не на вертолете МЧС это привязаться к местности.

Эй, вай, Мэстность, какой красивый слющай! Дай тэлэфон?

Нам нужен хорошо заметный ориентир. Хороший ориентир это либо очень высокий, либо очень широкий объект находящийся близко к нам.

Пример высоких: ЛЭП, громоотвод, высокая и приметная сосна, гора, скала. В общем все что видно далеко и что мало с чем спутаешь.

Пример широких: железная дорога, шоссе, река, деревня и т.п. В общем все мимо чего трудно промахнуться, т.е пройти мимо.

Ориентир найден. Достаем блокнот. В блокноте должно быть четыре колонки: имя точки, описание ориентиров, азимут, время отправления, время прибытия, расстояние.

Например так:

Точка:Alfa Ориентиры: большая сосна разбитая молнией, высота примерно 10м, рядом асфальтированная дорога, проложена с северо-запада на юго-восток, азимут: нет,

время прибытия: 12.30 время отправления: (пока оставляем пустой)

расстояние: нет.


В общем начальные ориентиры взяты, к местности мы привязались. Допустим нас привлек вот тот симпатичный лесок в паре километров от нас.

Не нужно хватать корзину, ножик и бежать как оголтелый забыв про все на свете. Нужно успокоиться. Выдохнуть и взять азимут.

Берем компас. Совмещаем стрелку с буквой N на картушке компаса. Наводим визиры на интересующий объект. Немного ждем. Фиксируем показания компаса скобой, если есть.

Угол между стрелкой компаса  и визирами по часовой стрелке и будет нашим азимутом.

Теперь нам надо прикинуть хотя бы примерное расстояние до интересующего объекта. Умение определять расстояние без лазерного дальномера тренируемый навык и им стоит овладеть.

Так же возможен вариант, когда лес стоит сплошной стеной и нет никакого объекта к которому мы пойдем и которому будем определять расстояние. Ок, тогда берем просто азимут

выбранного направления и забиваем пока на расстояние.

Азимут взят, объект для цели выбран что же дальше?

А дальше начинается жопоприключение собственно поход. Нам нужно зафиксировать время отправления и азимут. Смотрим на часы и фиксируем время отправления с точкой Alfa.

Все, время зафиксировано. Его мы пишем в колонку - время отправления. Допустим 13.00. Азимут так же записываем под нужной колонкой, но под следующей точкой, например назовем

ее точкой Bravo. Пусть он будет равен 90 градусам.

Идем выбранным курсом по азимуту не забывая время от времени смотреть на компас. У человека одна нога чуть короче другой и поэтому, если не сверяться с компасом корректируя курс, вас рано или поздно начнет заносить в сторону. Именно так и бродят кругами грибники-лузеры, не умеющие пользоваться компасом и головой. Отсюда и взялось мистическое поверье:

"леший в лесу кругами водит".

Опционально, можно (и даже нужно) рисовать примитивную карту на втором листочке блокнота.

И вот идем мы такие красивые, собираем грибы, клещей и тут нам внезапно в голову приходит мысль: "а чегой-то я все на восток, да на восток пру? Так недолго и до Японии дойти!"

В общем решили мы сменить курс. Не надо спешить. Остановились. Выдохнули.

Достали блокнот, часы и компас. Нашли приметные ориентиры.

Пишем:

точка Bravo, ориентиры: муравейник с палкой (палку воткнули мы сами, а то муравейников много, а нам нужен приметный); азимут 90; время прибытия 13.30; время отправления (пока не трогаем);

Теперь мы определяемся с новым курсом. Допустим нам захотелось пойти на север. Ок, берем компас находим север, а в графу азимут точки Charlie пишем 0 градусов.

Через визиры находим приметный ориентир на севере и начинаем движение к нему, не забыв записать в графу время отправления.

Запись с Bravo теперь будет выглядеть так

точка: Bravo, ориентиры: муравейник с палкой; азимут 90; время прибытия: 13.30; время отправления: 13.32; расстояние: неизвестно.

Маленькая ремарка:
Вы скажете так грибы не ищут. Нужно ходить зигзагом. Согласен. Но прежде чем ходить зигзагом, нужно для себя определить
ориентир до которого мы хотим добраться, азимут и расстояние до него, если возможно. После можно идти туда зигзагами и даже по спирали. Главное в конечном итоге попасть к выбранному ориентиру.

Устав в конец при походе на север, нам пришла в голову мысль устроить пикник. Ок. Отмечаем время прибытия и начинаем отдыхать отдых:

точка:Charlie; ориентиры: стоянка, костер, поваленное дерево; азимут 0; время прибытия 15.00 время отправления: (пока не пишем) расстояние: неизвестно

Самое главное правило:
При смене курса или долгом отдыхе заносим данные в навигационный блокнот. Эти действия формируют новую точку маршрута, даже, если вы не меняли курс.
Долгий отдых даст увеличение времени между переходами и далее неправильную оценку пройденного расстояния, если это не учитывать.

Поели, попили и решили, что надо прогуляться в направлении вон той высокой ЛЭП на западе и на сегодня хватит.

Алгоритм тот же. Взяли азимут по возможности определили расстояние, отметили время выхода (допустим 16.00 т.к отдыхали час) и выдвинулись к объекту.

По прибытию повторили:

Точка Delta; ориентиры: ЛЭП, березовый лес; азимут 270; время прибытия 17.00; время отправления (пока не пишем); расстояние: ~5км (расстояние пишем, если нам удалось примерно его прикинуть с помощью своих навыков).

Краткий алгоритм действий для тех кто ничего не понял:

1. Определяем ориентир.

2. Определяем азимут к нему.

3. Вычисляем расстояние до ориентира, если возможно.

4. Записываем время выхода к ориентиру.

5. Двигаемся к ориентиру.

6. По прибытию записываем время в графу прибытия.

7. Уходя со старого ориентира к новому записываем время выхода, чтобы не считать простои на привале за время проведенное в пути между ориентирами.

8. Повторяем. Повторяем еще раз.

9. Звоним в МЧС (шутка :).


Итак, у нас теперь в наличии блокнот с навигационными точками, опционально наша собственная, рисованная карта и желание уехать домой на Калине, а не на вертолете МЧС.


Начинаем расчет вектора возврата.


Способ первый: "Нить Ариадны".

Все просто. Эту технику освоит даже 90-летний дедушка в последней стадии Альцгеймера.

Мы возвращаемся по тому же маршруту что и пришли, только в обратном направлении.

Берем азимут последней точки и находим значение на другой стороне картушки компаса. Последний азимут у нас был 270. Ориентируем компас на север. Крутим визиры на 270. Смотрим на противоположную сторону  картушки компаса от 270 градусов. Видим там цифру 90 или букву E (восток)

Возвратный курс будет 90 градусов. Ок, идем по этому

направлению, сверяясь с часами и компасом пока не придем к предыдущей точке маршрута, ориентиры которой нами записаны в блокноте.

Далее опять считаем возвратный курс и переходим к следующей точке и т.д пока мы не вернемся к нашей начальной точке маршрута - машине.

+: Легкий расчет возврата, если точек немного, то небольшая погрешность. Надежность.
-: Долгий возврат. Если вы потратили на поход 4 часа, то на возврат этим способом так же понадобится 4 часа.

Второй способ рисовально - чертежно - тригонометрический, в котором нет ни капли счетной тригонометрии.

Идея заключается в наглядно-прикладном расчете азимута с последней точки на первую, минуя промежуточные с помощью чертежа.

Этот способ более интересный, но и более коварный.

Он может вам здорово сэкономить силы, но в то же самое время при ошибке в расчетах, либо при наличии магнитной аномалии поблизости обеспечит вам поездку на вертолете

МЧС.

Итак, что нам для этого понадобится? Две вещи - расстояния и углы.

Земля это шар и обычная геометрия на ней не работает скажете вы? Соглашусь. Но мы же не собрались лететь за угол в Норвегию на "Медведе" с гуманитарным грузом в виде ядерных ракет?

На небольшом квадрате местности о геометрии Лобачевского можно не думать и пользоваться геометрией Евклида. Погрешность конечно будет, но не смертельная.

Итак, углы у нас есть (азимуты) осталось вычислить расстояния. А вот для этого мы как раз и записывали время прибытия и отправления. Или измеряли визуальное расстояние с помощью своих навыков.

По опыту скажу, что можно вообще не заморачиваться, а просто перевести время проведенное в пути в минуты и использовать эти значения

как переменные, если мы конечно не бегали по лесу с ускорениями, а передвигались с более-менее постоянной скоростью. На выходе мы получим приблизительно ожидаемое время в пути до интересующей точки в минутах, а не расстояние в километрах.

Итак вводные:

Углы:

Bravo 90

Charlie 0

Delta 270

Расстояние(время переходов):

Bravo 30 минут

Charlie 90 минут

Delta 60 минут


Теперь можно упороться, поесть найденных грибов и начать считать, как Перельман на

калькуляторе. Воспользовавшись теоремой косинусов, синусов и прочих арктангенсов с векторами мы можем рассчитать угол возврата (азимут) к начальной точке.

Но кто носит с собой по грибы таблицу косинусов? Логарифмическую линейку? Калькулятор? Счеты?

Этот способ явно не для колхозной жизни.

Нам нужно вот что. Линейка, транспортир, карандаш, блокнот. Но где мы в лесу возьмем линейку и транспортир спросите вы?

Спокойно, за линейку нам сойдет спичка, или любая прямая палочка, за транспортир - компас.А если компас правильный, то линейка и транспортир на нем будут.

Начинаем крафтить пиратскую карту.

Для начала отметим на ней север. Например напишем букву N на верхнем крае. Ориентируем карту по компасу на север повернув ее в соответствии с показаниями прибора.

Теперь воспользуемся спичкой вместо измерительной линейки. Допустим спичка у нас будет обозначать 30 минут спокойной ходьбы или грубо ~2км. Ок.

Рисуем на карте точку обозначающую нашу машину (базу Alfa), кладем сверху компас, ориентируем его картушку на север и берем угол в 90 градусов к точке Bravo.

Мы прошли до точки Bravo 30 минут, значит нам нужно отложить 1 спичку на бумаге в направлении 90 градусов.

Откладываем, рисуем. Далее мы повернули на север и шли до точки Charlie полтора часа. Т.е 90 минут. Отмеряем 3 спички и проводим линию по компасу от точки Bravo на ноль(или на N это и есть ноль) к точке Charlie.

С Charlie мы пришли на Delta курсом на запад. Расстояние - 1 час ходьбы или 2 спички. Угол по компасу 270 градусов.

И вот теперь момент истины:  положив сориентированный компас на точку Delta (карта должна быть так же сориентирована на север, это крайне важно!)  мы можем довольно точно рассчитать азимут возврата к Alfa, а так же примерное время движения выложив от Delta к Alfa

наши спички взятые за масштаб карты.

Как видите все довольно просто и не нужно компостировать себе мозг считая косинусы и арктангенсы, отмахиваясь свободной рукой от стаи комаров. Можно это делать даже пьяным в сракотан. На самосозданной из воздуха карте само собой все считается минуя формулы с косинусами и квадратными корнями.

Определив возвратный вектор идем к машине рассчитанным курсом, пытаясь зацепиться за записанные нами в начале похода ориентиры.

Не забываем так же отметить пятую точку маршруту Echo, дабы при неудаче мы могли вернуться обратно на Delta и просто воспользоваться первым способом для выхода к базе.

В нашем примере возвратный азимут к машине будет равен примерно 170 градусам и двум часам пути по расстоянию.

Вот и наглядная картинка для тех кто не понял мой корявый текст:

Как не потерять машину собирая грибы. Ориентирование, Компас, Географическая карта, Грибы, Для чайников, Длиннопост

Кстати и блокнот с карандашом может не понадобится. Если точек мало, то навигационные данные вполне реально запомнить, а импровизированную карту начертить палочкой на земле


(главное чтобы поверхность была ровная, это важно!Так же важно соблюсти пропорциональные соотношения векторов движения иначе азимут возврата будет неправильным).


+: Короткий вектор возврата к базе или машине. Экономия сил и времени. Возможность вернуться на любую точку маршрута из любой точки маршрута. Например нож забыли на стоянке.
А он может стоить много тыщ.
-: Возможные ошибки в расчетах и погрешности при определении расстояний + магнитные аномалии, что может вылиться в конкретный промах мимо конечной цели. Именно
поэтому начальный ориентир должен быть виден издалека. Гнилой пень для этого не подойдет.
Важно: чем меньше у вас навигационных точек тем более точно вы сможете рассчитать возвратный вектор. При увеличении количества
навигационных точек у вас так же будет увеличиваться погрешность для точного возврата.

Важно: чем дальше вы отошли от начальной точки тем сильнее вы увеличите возможные ошибки при "промахе" в попытке вернуться на базу этим способом.
Не стоит уходить дальше чем на 5 -10 км от начальной точки Alfa.

Теперь о том где этот способ использовать не стоит:


В горах.


В горах мы можем ползти 2 часа постоянно поднимаясь-спускаясь и пройти по плоскости карты всего 200 метров. Все дело в том что мы идем не по прямой, а вверх и вниз. Соответственно и расстояния пройденные по времени мы определим неправильно. В горах нужно уметь определять пройденное расстояние по глазомеру между ориентирами (например пиками), а на время проведенное в пути можно забить болт оно ничего не значит. В горах оно не работает.

Горы и каньоны вообще на мой взгляд самая сложная местность для ориентирования с возвратом. Во первых передвигаясь по долинам и вершинам постоянно вихляешь и меняешь направление + расстояние на глаз весьма трудно определить т.к. атмосфера может все искажать

Но если вы не горный снайпер, крадущийся к эвакуационному вертолету, то это приключение вам скорее всего не грозит.


В море.

В открытом море нет ориентиров с помощью которых можно привязаться к местности. В море дует сильный ветер, который вас будет сносить и течения которые вас так же понесут невесть куда.

Для точного ориентирования в море без джипиэс нужен компас, карта, а так же секстант и хронометр для уточнения своего положения на карте по долготе.

Если вы потерпели кораблекрушение и остались одни в шлюпке, то нужно вспомнить где вы примерно находились в последний раз и просто грести к земле забив на точное направление.

Потопли в Атлантике у берегов Испании? Вот и нужно грести на восток, к земле. На восход солнца. Вы же не Тур Хейердал, чтобы переплыть всю Атлантику на запад в одинокой шлюпке.


В воздухе.

В воздухе вас так же понесет в сторону ветер, причем вы можете об этом даже не догадываться. Можете спокойно лететь курсом 90, а ветер тем временем будет сносить машину к югу.

И по расчетному времени вас будет ждать не аэродром, а болото.

У штурманов такое понятие даже есть - угол сноса.

В вашем распоряжении также будут приводные радиомаяки с дальномерами и джипиэс. Хотя полякам говорят не помогло.


А вот в случае небольшого похода или прогулки за грибами на квадрате относительно ровной местности 20 на 20 км этот способ вполне работает. Главное не лениться и стараться записывать навигационные данные как можно точнее, а так же придерживаться выбранного вектора направления, а не бегать нарезая круги по полянам потеряв все ориентиры, попутно скушав килограмм сырых грибов.


П.С: Не забываем о погрешностях. Именно поэтому я предпочитаю широкие ориентиры, нежели высокие. В них легче "попасть" даже допустив серьезный просчет.


П.С2: Если пост понравится могу написать как считать время по Солнцу, Луне или созвездию Малой Медведицы.


П.С3: Пост вышел километровым поэтому где-то могут быть ляпы, хотя я его вычитал несколько раз. Прошу на ошипки не заострять внимания.


Спасибо за внимание.

Удачи!

3
Автор поста оценил этот комментарий

В самом начале нулевых три молодых, вечноголодных лейтенанта (один из них я) - два штурмана и один пилот пошли по грибы в лесок, что рядом с аэродромом "Правдивый". Начало осени. Суббота. Сумрачно. Не в смысле - вечер, а в смысле - обложная облачность, солнца совсем не видно. Бродили мы, бродили, кучу опят набрали, вечереть начинает, пора домой. "Ау!", "Ау!" друг друга кое как отыскали. Куда идти? Лес там весь в тропинках, но куда какая ведёт, хрен его знает. Мох на деревьях растёт как попало. Количество веток, которых якобы бы меньше на севере, больше на юге, тоже на разных деревьях по разному. Муравейники, которые должны быть на южной стороне дерева, строили муравьи, которые об этом не знают и вообще компасом не пользуются. Солнца весь день не видно. Ветра (однажды я в степи по ветру направление определил) тоже нет. Начали совещаться. Как потом оказалось именно лётчик предлагал более-менее правильное направление, я предлагал курс вдоль аэродрома, а мой коллега, предлагал прямо противоположное от аэродрома направление, видимо обогнуть земной шар решил. И тут... С той стороны, которую он предлагал вертолёт прорычал. На аэродроме из вертушек только Ми-8, а это тарахтело что-то явно меньшее, может Ми-2. Но мы купились, пошли туда. А солнце всё ниже, в лесу всё темнее. Вот не знаю какому доброму человеку пришло в голову в субботу вечером в ТЭЧ отгазовать Ан-12. Но дай бог ему здоровья! Это был уже ТОЧНЫЙ ориентир. Левый вертолёт где попало пролетел, а газовать Ан-12 могли только на аэродроме. К железной дороге, которая вдоль аэродрома идёт, мы вышли уже совсем в сумерках. На нашей ПДСке, где мы одно время жили, потому что в общаге на всех мест не хватало, начистили картофана и забубенили отличную жарёху с опятами.

Когда грибы искали, ходили постоянно галсами, так что направление не засекали. Позже мы эти тропинки и некоторые ориентиры в лесу наизусть знали, но тогда заблудились буквально в километре от аэродрома.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я по пик-пику на сигналке ищу)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я например из машины грибы собираю.  И вообще, чо за мода в лесу грибы собирать? Там насекомые, клещи всякие...

1
Автор поста оценил этот комментарий

А он херак!!! И выключился. Батарейка сдохла.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Дальше первого абзаца не прочел.Кому это все написано?Умные сами знают.Осторожные возьмут два навигатора.Трусливые останутся дома.Дураки читать не будут— их найдут спасатели.