Как не попасть на деньги покупая айфон и что надо знать покупая технически сложное устройство.

Всем добрый день! Являюсь юристом и недавно обратилась знакомая которая стала жертвой мошенников купив айфон 7 в одном из интернет магазинов. В моей практике были и другие пострадавшие попавшие на различные мошеннические схемы, обобщая весь собранный негативный опыт пишу данный пост. По порядку описываю пошагово все ваши действия от момента покупки до предъявления требований продавцу.


1) Способ покупки.

Итак, начну с того, что покупая мобильный телефон, а так же иное любое технически сложное устройство, очень важно понимать каким образом совершена покупка. Вариантов тут два, вы пришли к примеру в салон связи и купили за нал или безнал или выбрали телефон в интернет-магазине и вам его привез курьер. То есть речь про обычную покупку и покупку совершенную дистанционным образом. Это очень ВАЖНО! Дело в том, что при обычной покупке технически сложного товара надлежащего качества права на возврат товара вы не имеете, а при покупке товара дистанционным образом у вас такое право есть в течении 7 дней с момента передачи вам товара (ст.26.1 ФЗ О ЗПП). То есть вам он просто не нравится к примеру, объяснять по каким причинам вы его возвращаете вы не обязаны (важно чтобы при этом товар был товарного вида). Еще раз повторюсь, это относится к товару НАДЛЕЖАЩЕГО качества, для товара ненадлежащего качества никаких различий в способе покупки нет, купив такой товар вы вправе воспользоваться правомочиями, указанными в статье 18 ФЗ О ЗПП (ниже я коснусь этой темы).

ВАЖНО: Если вы покупаете у интернет-магазина то смотрите чтобы из документов которые вам привез курьер так же следовало о дистанционном способе покупке, чтобы были соответствующие формулировки "покупка в интернет-магазине", слова "доставка товара" так же свидетельствуют о дистанционности. Вам это надо для потенциальной возможности возврата товара если он вам не понравится. Сам продавец чтобы вас этого права лишить может вам подсунуть с курьером документы, что якобы вы купили это устройство обычным образом, будьте внимательны.

Примечание: В большинстве случаев продавцы вам лечат про то, что возврат товара в течении 7 дней купленного дистанционным способом не возможен в отношении технически сложного товара. Все это не соответствует действительности, Роспотребнадзор РФ уже давал официальное толкование, что это правило применяется так же и в отношении технически сложного товара и судебной практикой высших судебных органов это так же было неоднократно подтверждено.


2) Документы и проверка продавца.

Интернет магазин или просто обычный магазин может называться как угодно, важно их официальное наименование или наименование ИП на которое он оформлен. По телефону или на сайте (если есть) узнаем ИНН организации или наименование Индивидуального предпринимателя и его ОГРНИП.

Покупка у организации:

ИНН который нам дали вбиваем для его проверки на сайте налоговой, вот здесь https://egrul.nalog.ru/ и по вашему запросу вам будет в электронном виде сформирована выписка в которой будет указано действующее юридическое лицо или нет, так же в ней вы увидите кто является директором, кто его учредитель (хозяин) и прочие полезные сведения. Если у вас есть время и вы хотите копнуть глубже, проверив благонадежность данного продавца (а не просто полазить по отзывикам и почитать отзывы которые сам же продавец о себе и накидал) то вооружившись из выписки юридическим адресом организации идете на сайт службы судебных приставов http://fssprus.ru/iss/ip  в графы вносите адрес и смотрите сколько к данному ЮЛ имеется исполнительных производств вообще и сколько из них исполнено. Огромное количество исполнительных производств это сам по себе для вас тревожный факт, но если большинство из них еще и не исполнено, то это вообще швах. Благонадежность такого продавца является низкой. То есть вы можете выиграть суд, получить исполнительный иск на взыскание денежных средств и в итоге ничего не получить. 

В момент фактической покупки обращаем внимание на документы которые вам дают.

На печати ЮЛ на товарной накладной смотрим ИНН и наименование, необходимо чтобы и то и другое совпадало с тем ИНН и наименованием которое мы ранее проверяли. Моя начальница однажды купила телефон на документах к которому стояла печать продавца который уже прекратил свою деятельность как два года, то есть она уже в момент покупки устройства попала на деньги, предъявлять требования к мертвой организации бессмысленно.

Покупка у ИП:

Проверка ИП похожа на проверку ЮЛ, по номеру ОГРНИП вы можете так же на сайте налоговой получить выписку предпринимателя, а на сайте ФССП вы по ФИО можете посмотреть исполнительные производства. Важно знать следующий момент, на одно ИП может быть оформлено сразу несколько интернет-магазинов, само это физическое лицо сейчас может где-нить в теплотрассе в подмосковье за бутылку водки с другим бомжом драться или вообще быть помершим как лет 5. В гугле вбиваете наименование ИП (его ФИО) и смотрите все соответствия которые найдете, если он фигурирует в более чем одной фирме то брать у такого продавца так же ничего не стоит. Моя коллега так же купила айфон у ИП на которое оформлено 18 интернет-магазинов. Сами понимаете что взыскать с такого ИП нечего впринципе.


3) Гарантийный ремонт или возврат товара ненадлежащего качества

В соотвествии со ст.18 ФЗ О ЗППв отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в

- совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с п.5 указанной нормы продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

Существует распространенный мошеннический ход у недобросовестных продавцов. Вы покупаете к примеру телефон, он оказывается нерабочим или с иными недостатками, вы обращаетесь к продавцу и он вам говорит следующую вещь: - "Конечно несите телефон, у нас есть свой сервис центр который находится там то там то". Вы приходите по данному адресу и сдаете телефон, у вас его берут без проблем для проверки надлежащего качества телефон или нет. В данном случае продавец вправе удостоверится, что телефон действительно ненадлежащего качества, ведь ваше соответствующее заявление об этом еще не означает, что это действительно так или что  этот факт не оспорим. Проходит к примеру пару недель и вы приходите в этот сервис центр за заключением, вам говорят что "Да, телефон неисправен мы вам его можем бесплатно починить". Вы естественно начинаете возбухать, как это так, я принес вам телефон в течении 15 дней и заявляю требование не о ремонте, а о возврате за него денег, нахрена мне сдался новый ремонтированный телефон. Вам заявляют, минутку, мы вообще то не продавец, мы юридическое лицо с которым у вашего продавца заключен договор на сервисное обслуживание и условиями данного договора не предусмотрено каких либо выплат. Вы бредете обратно к продавцу и сдаете уже ему, он принимает у вас телефон и отказывает вам в возврате денежных средств ссылаясь на то, что гарантии на телефон у вас нет, поскольку телефон вскрывали третьи лица, то что вскрытие производил его же собственный сервисный центр его не волнует. Так вот оказывается что возвратить деньги вы уже не вправе а вправе только его отремонтировать (да и то не факт).

ПОЭТОМУ все технически сложные устройства возвращаем только самому продавцу, ни в какие сервисные центры куда нас посылают не идем, разве что эти сервис центры действительно являются самим продавцом и на печати у них один и тот же ИНН с продавцом. К слову ФЗ О ЗПП вообще никаких упоминаний не делает о возврате товара ненадлежащего качества в какой то сервис центр, там черным по белому указано "продавцу" или "изготовителю" или "уполномоченной организации", поэтому не ведитесь на заявления что типа мы точка продаж и не можем принимать по гарантии устройства. Если не принимают то необходимо сразу же почтой России заказным письмом с уведомлением о вручении направлять претензию, чтобы у вас было подтверждение что 15 дневный срок не пропущен. Далее в суд и взыскание денежных средств.


Объясню, что такое вообще технически сложное устройство. Это следующие вещи:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

(п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 27.05.2016 N 471)

14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)

(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 929)


Сделаю небольшое дополнение. Необходимо при покупке так же проверить само устройство. ЕМЕЙ номер, вбив его на сайте производителя вы увидите дату производства устройства и в каком цвете он было. Это поможет применительно к телефонам понять новый вы берете или восстановленное гавно, в котором может еще окунь плавать после того момента когда его последний раз утопили в реке.


Всем спасибо за внимание, надеюсь пост был кому полезен или будет.

Автор поста оценил этот комментарий

Чтобы не нарваться на мошенничество надо покупать чуть дороже, но в более приличных местах

Есть разница между каким-то интернет-магазином и тем же re-store

Автор поста оценил этот комментарий

есть ли проверенные ресурсы проверки imei? несколько ссылок из гугла дали противоречивые результаты

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Могу добавить, что среди айфонов в особенности распространена подвальная торговля якобы оригиналов или конфиската по привлекательным ценам. Не ведитесь - телефоны там собирают из 2-х или 3-х поломанных, а то и вообще из всего оригинального что есть в телефоне - одна материнская плата. Так что только официальные продавцы.