Как нагнуть подрядчика на ровном месте…

...или почему каждый "чих" сверх договора следует оформлять дополнительным соглашением.


В продолжение поста "Заказчики и подрядчики: нюансы взаимоотношений".


Всякий раз убеждаюсь, что работа с крупными добытчиками и распорядителями народного достояния - сродни сделке с дьяволом...


Итак, поехали.


Дела давние, но не теряющие актуальности и по сей день.


Имеем сильно крупную компанию из сектора добычи и распоряжения народными ресурсами и сильно некрупного подрядчика.


Между заказчиком и подрядчиком - договор на поставку крупнотоннажного и довольно сложного оборудования, монтируемого в единую установку некислых размеров. Изготовление оборудования - на нескольких предприятиях, которые, само собой, подрядчику не принадлежат.


Почему так и причем тут подрядчик? А при том, что наука и промышленность отечественная не соответствует чаяниям заказчика очень современно и эффективно добывать ресурсы и ими распоряжаться. Потому технологии и оборудование - импортные, ибо своих нет. А предприятия-изготовители, соответственно, не на нашей территории. Подрядчик - связующее звено между заказчиком и иностранцами, у которых с наукой и промышленностью все гораздо лучше.


И тут один из важных моментов: иностранные производители на условия заказчика (завтра утром стулья, а вечером, хрен знает, кстати, каким по счету, деньги) не пойдут ни в жизнь. Но продать - хотят, да и заказчик купить - тоже хочет.


Для уравнивания этих перекошенных качелей и нужен отечественный подрядчик, который возьмет на себя обязательства и стулья завтра утром доставить и оплату сегодня вечером провести, взяв небольшой процент от суммы поставки себе. На какие шиши? А на кредитную линию в отечественном банке.


Грубо: заказчику нужно некое очень дорогое и импортное оборудование, подрядчик выступает продавцом от иностранных производителей и берет на себя функцию буфера, сглаживая желание заказчика сначала получить товар и только потом отдать деньги и желание производителей сначала получить деньги и только потом отдать товар.


Ко всему прочему подрядчик проворачивает огромный объем работ по организации процесса, по доставке оборудования, по его сертификации и растаможиванию и так далее. Весь геморрой, которые профильные разрозненные службы заказчика и за год не расхлебают.


В общем, ТЗ (техническое задание) на поставку утверждено, договор подписан, кредит оформлен, иностранцы получили предоплату, оборудование проектируется и даже частично запущено в изготовку (типовые компоненты), заказчик предвкушает. Процесс пошел, все при деле, все довольны? Не тут-то было...


Созывает заказчик и оченно срочно - прямо безотлагательно -  техническое совещание и также срочно выдергивает на него подрядчика. А на совещании куча важных дядек - все серьезные-серьезные и щеки надувают только шум стоит.


"Так, мол и так, дорогие наши поставщики. У нас проблема. Небольшая такая... но весомая. Вот заказали мы проектную документацию на строительство той самой установки, в которой ваше оборудование фигурирует - да-да, то самое, из вашего ТКП (технико-коммерческое предложение) на основе которого ТЗ и было сформировано. Нам проект наши ведомственные проектировщики сделали, мы его отдали на экспертизу - а та на дыбы! Мол, места у вас не хватает, господа хорошие - по габаритам не проходите - нормативы по расстояниям от установки до окружающих ее объектов не соблюдены. Не дадим мол, положительного заключения!"


"А нам же надо народным достоянием распоряжаться эффективно и в кратчайшие сроки! А как тут без положительного заключения? Причем тут вы, дорогие наши поставщики? Сейчас все поясним. Нет, не спорьте, проектировщики ни при чем. Нет, это не их вина, что не предусмотрели расстояния по нормам. Мы сейчас с вами все проще и лучше сделаем! Измените-ка нам габариты вашей установки, а? Сложно, что ли? Вам - раз плюнуть, а нам - нормы соблюсти на том пятачке земли, который мы под строительство предусмотрели. Ну вы же с НАМИ  работаете - как вы НАМ навстречу-то не пойдете? МЫ же такие замечательные! С нами работать - уже счастье превеликое! Короче - не спорьте. Вы же еще не все изготовили верно? Верно. Значит, время на правки есть. Вот вам новые габариты - меняйте проект на оборудование, извещайте иностранцев. Бегом, ребята, бегом! Времени мало!"


Грубо: заказчик отвел под стройку ограниченный участок земли, проектировщики подсадили установку на план, допустив ошибки и государственная экспертиза закономерно выдала замечания по нормативным расстояниям. Не устранить замечания - не будет положительного заключения от экспертизы на проект и тогда о стройке можно забыть. Участок уже не увеличить, объекты на нем, примыкающие к установке подрядчика, уже не уменьшить и не убрать. Хотя это и вопрос...


Доказательств никаких не было - ни планов, ни писем из экспертизы... Ничего. "Поверьте НАМ на слово - как можно НАМ не верить? Мы же тут - вон, какие все серьезные сидим!".

И - как обычно - все бегом, времени чуть больше, чем ни хрена.


Трахать заказчику карманных проектировщиков за косяки и не охота, и долго, и чревато. И в традиции не входит. Не на тех заточен дамоклов... Не, не меч... Зачем в своей епархии пыль поднимать? Пусть пыль лучше на своей территории подрядчик глотает, а у нас все спокойно пусть будет.

"А на подрядчика мы повлияем..."


И тут подрядчик допускает первый прокол. Не затребованы и не проанализированы аргументы позиции заказчика. Да, заказчик вполне мог и отказать в предоставлении чертежей и замечаний экспертизы, но и подрядчик мог тогда упереться: или разговор по существу или разговора не было.


Допускает подрядчик и второй - и уже серьезный - прокол. Вместо того, чтобы по факту такого технического совещания выкатить заказчику претензию за попытку необоснованного нарушения условий договора, вместо того, чтобы отправить заказчика на хрен - разбираться с проектировщиками или искать способы увеличения земельного участка под строительство и "не перекладывать с больной головы на здоровую", вместо того, чтобы в положенные сроки выполнять свои договорные обязательства и жить спокойно, подрядчик решил быть "хорошим" и пошел на поводу у заказчика, согласившись помочь - да еще и безвозмездно - заказчику решить его, заказчика, проблемы.

Какой был третий - и уже фатальный - прокол? Об этом ниже.


По итогам совещания подрядчик удовлетворился лишь протоколом совещания с кучей подписей важных и серьезных дядек и новым ТЗ с такой же кучей подписей. Да. Именно. Подрядчик не стал настаивать на оформлении дополнительного соглашения к договору - сроки же сжатые, как ему пояснил заказчик... Да и в предыдущий раз перед заключением договора пришлось пройти все круги бюрократического ада. Повторять с дополнительным соглашением банально не хотелось - та еще трата времени - да и сроки жмут. И заказчик давит и увещевает.


Чем еще удовлетворился подрядчик? "Официальными письмами" заказчика (почему в кавычках - об этом ниже) - о вызове на совещание и о том, что в проект на оборудование следует внести изменения в соответствии с протоколом и в соответствии с новым ТЗ.


И вроде бы все в ажуре: письма есть, протокол есть, подписанное новое ТЗ есть... Можно вносить изменения - ведь все вроде задокументировано. А не тут-то было. Вот это и есть третий и фатальный прокол.


Надо ли пояснять, что расчет на быстрое внесение правок в проект на оборудование не оправдался и что иностранцы не обрадовались правкам от слова "совсем"? Думаю, излишне.


И далее у подрядчика начались закономерные проблемы - иностранцы обоснованно отказались укладываться в прежние сроки с требуемыми правками. Да, изменения в проект на оборудование внесли, но вот по техническим причинам, которые довольно сложно было предвидеть заранее (хотя в целом на уровне "есть правки - будут проблемы" это вполне прогнозировалось бы даже полным валенком), изготовление оборудования по новым требованиям сильно затянулось и, как итог, подрядчик сорвал сроки поставки. Но заказчик молчит, только отмахивается, мол, все нормально, давайте скорее, ждем же.


И вот он - наступил тот самый день, когда оборудование провалено по срокам, но изготовлено в точности, как заказчик хотел и доставлено, собственно заказчику. Подрядчик ждет оплаты, заказчик взял паузу - ну, вы знаете: приемка, все такое, бюрократия... Не день и не два. Документы все оформить надо. Принимать такое оборудование - дело долгое...

"В общем, молодцы ребята, мы сейчас оборудование принимать будем, а вы пока налейте себе чего нибудь, погуляйте, в сторонке постойте и нас с месяц не донимайте - примем и заплатим".


А далее - подрядчика вызывают в суд. В суд подал - барабанная дробь! - заказчик. Основание иска: проваленные сроки поставки по договору и - самый смак! - несоответствие оборудования ТЗ. Да-да, тому самому, первому, которое прилагалось к договору. А договор - дело серьезное. Штрафные санкции там прописаны будь здоров - без последних штанов останешься и еще дешево отделаешься.


Подрядчик в шоке: как так?! Мы же обо всем договорились?! Вы что творите?!


В ходе судебного разбирательства выясняется следующее: договор и первоначальное ТЗ никто не отменял, любые изменения в договор - только в виде дополнительных соглашений. Никакие протоколы, письма и заново подписанные ТЗ не имеют силы перед договором и первоначальным ТЗ. А по ним: сроки - сорваны, оборудование - не соответствует. Не потрудились оформить дополнительное соглашение к договору - извольте исполнять все пункты договора в точности. Не исполнили - сами виноваты, надо было исполнять.


Далее еще интереснее: подрядчик апеллирует к "официальным письмам" и к протоколу с новым ТЗ - к подписям в них - как к весомым моментам. И суд их таковыми не признает, поскольку выясняется, что подписи стоят тех людей, которые права подписи и права решения именно таких вопросов не имеют. И никогда не имели. Да, это все замы, всяческие начальники и всяческие директора. Серьезные дядьки, надувающие щеки. Вот только их подписи в данном контексте - гроша ломаного не стоят. И доверенность на право подписи и принятие решений - только у директора заказчика, а его подписей во всей этой истории - а нигде и нет...

"А... Мы эту самодеятельность накажем! И вас тоже - за то, что участвовали и директора нашего не известили".


Почему эти люди от заказчика проявляли инициативу, собирали совещание, почему что-то решали и даже почему надували щеки - да кто вообще дал им на это право и почему они так поступили - суд уже не волновало: ребята, вы не первый день замужем, надо было спрашивать доверенности и действовать строго в рамках договора. Ну писали они вам там чего-то - это внутреннее дело заказчика, пусть он их подвергает дисциплинарным взысканиям, а вы тут и рядом не стояли. Ну и что, что подписано новое ТЗ. Оно является приложением к договору? Нет? Тогда о чем вы вообще?


В общем, дело решилось по существу: есть договор, есть первоначальное ТЗ - оборудование не то и сроки сорваны. А это - некислые штрафники... Заказчик - прав, подрядчик - не прав. И абсолютно все в рамках закона. У других документов нет юридической силы перед договором, так как они не его приложения и вообще - подписи в них не имеют веса.


Подытожим.


Что получил заказчик: решение вопроса с экспертизой проекта, оборудование (именно в том виде, который ему и требовался), деньги за сорванные сроки и деньги за несоответствие оборудования ТЗ - все в виде штрафников. Плюс - дикую отсрочку оплаты за фактически изготовленное оборудование (но это уже отдельная и куда менее интересная история). "Оно же нам не подходит! Нам изменения в проект вносить надо, все переделывать! У нас вся стройка "полетела"! Да, вы изготовили, но пока за него мы заплатить не можем! Мы, конечно, добрые, так и быть, попробуем и такое поставить. Вот встанет, как надо - тогда и заплатим, нет - вам назад вернем".


Заказчик молчал до последнего и как только оборудование оказалось у него - подал в суд. Все в рамках закона и все за счет подрядчика. Подрядчик до последнего не понимал, что происходит и куда все катится.


Что же получил подрядчик? А получил он дикий финансовый провал, в том числе и перед банком и провал этот был, мягко говоря, не особо сопоставим с его, подрядчика, "жизнью", как юридического лица.


"Заключаем договор, разводим на правки, лепим юридически ничтожные основания, затаиваемся, получаем свое... Выкатываем штрафы! Отсрочиваем оплату! Выписываем себе премии и формируем себе отличную отчетность! И все за счет подрядчика! Круто!"


Почему заказчик нагнул подрядчика на ровном месте? А потому, что это такой бизнес и очень хорошие деньги. Сумма договора - в сотнях миллионов рублей. Штрафники - в десятках миллионов. Почему он его так походя "утопил"? А "утопленный" подрядчик для заказчика - тьфу, мелочь, одна из сотен ("крыши" нет, а оборудование такое специфичное, что оно один раз заказано и больше никогда заказываться не будет).

"Сколько еще таких? Много! Они в очередь стоят - работать с НАМИ - это уже само по себе круто!"


Мораль "басни": не позволяйте ездить себе по ушам, не поддавайтесь на провокации и давление (даже самое мягкое), действуйте строго в рамках своих обязательств и никогда не пытайтесь "быть хорошими" и брать на себя проблемы заказчика - тогда его проблемы станут вашими и только вашими и отвечать за них будете только вы. И вы ответите - уверяю вас, мало не покажется. Не бойтесь отстаивать свои интересы - да, вы будете "плохими", но вы "плохие" априори и до заключения договора. Иначе вас и не рассматривают...

Ну, конечно же: любые изменения и правки - только через дополнительные соглашения к договору и никак иначе. И вытрясайте доверенности... Не прыгайте выше головы и не позволяйте ходить по вашим головам.

Истории из жизни

35.8K постов73.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

51
Автор поста оценил этот комментарий

Вот поэтому, когда заказчик высылает сложное ТЗ, в котором, образно выражаясь, диаметр ломов указан с точностью до десятых долей миллиметра, а вес - до грамма, или настаивает на заключении договора по его форме на 18 листах - я первым делом лезу на "зачестныйбизнес" и смотрю, сколько на нём висит судебных дел.


И если этих дел десятки, и все по неисполнению договоров поставки, на суммы от 30 тысяч до 10 миллионов, а вторые стороны такого вороха дел не имеют - я почитаю за лучшее, чтобы этому клиенту поставлял оборудование кто0нибудь другой. Даже сам подскажу, куда обратиться.

раскрыть ветку
39
Автор поста оценил этот комментарий
на самом деле, это азбучная истина, даже детском саду ребенку рассказали, что ТЗ на дополнительные объемы подписывает то же лицо, с кем заключен договор.
если подрядчика на собрании могли уговорить главный энергетик, главный механик, главный повар, начальник службы по контролю за туалетами, главный парикмахер, то грош цена такому подрядчику, это просто премия дарвина. на всех таких совещаниях надо заправлять брюки в носки, одевать свитер из 90х и глупо хихикать- у Модеста даговорчык, а как Модест без нового договорчика правки внесет, Модест умный
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
48
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Работая сейчас в одной такой российской компании-добытчике народного достояния, столкнулся с тем, что многие просто не хотят работать с нами. Слышат название и говорят - нет, с вами работать очень сложно, до свидания. В результате, как раз мы, народное достояние, многие вещи, в том числе и уникальные, купить просто не можем. Результат деятельности как раз таких вот директоров народного достояния.

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
был у меня один объект, бывший завод ВПК, потом он обанкротился, потом его купили москвичи-часть земли продали, а часть завода потихоньку начал работать. строения там все старые и худые, коммуникации говно, оборудование 60х годов, рулят всем москвичи и директором поставили Рудольфа Алоисовича, чтоб он всех пиздил нещадно. текучка была огромная, мотивация работать у начальников служб была только на собраниях. все договора и акты и тз и допсоглашения шли только через Москву, директор с подрядчиками юридически никак не связан был, я имел отношения только с ООО МОСКВА ГЛАВ ЗАВОД РЕМОНТ. неразбериха была огромная, постоянные путаницы, задержки платежей, пытались повесить чужие косяки, срочные работы без согласования от начальников служб. например, Рудольф Алоисович сказал Механику Ремонтовичу, что если Механик Ремонтович не покрасит на крыше трубы вентиляции (а их там около сотни, крыша 4 га) то Рудольф Алоисович проткнет Механику Ремонтовичу глаз. у Механика Ремонтовича в штате маляров не было, краски не было, а глаз жалко, он бежит ко мне- , нужно срочно покрасить сто труб на крыше, указание Рудольфа Алоисовича. ну надо, так надо. иду на крышу, считаю кол во труб, считаю площадь, умножаю на два, совсем гнилые под замену, быстренько делаю комерческое предложение, звоню в Москву- я вот тут по крыше на заводе гулял, а трубы там совсем ржавые, вот фотографии, некоторые прогнили совсем, давайте покрашу а некоторые совсем поменяю. это будет стоить 990 тысяч. (до миллиона можно было без тендера работать). Москва дала добро, начали согласовывать смету, в итоге согласовали только замену трех труб за 140 тыс, а про покраску и забыли. потом были еще попытки на халяву объемы подпихнуть: например в конце года, снег дождь грязищща указание от Сантехника Водоводыча- срочно начать ремонт канализационных люков по территории завода. типа остался бюджет на этот год, надо начинать работать- а то бюджет урежут, а если я в этом году начну все люки выкапывать, то будет мне большое счастье- объем работ , замена канализации, замена асфальта, почет, уважение, и благодарственная грамота. опять пишу в Москву коммерческое предложение, там где то миллионов 15 объем был, в Москве удивляются, просят не переживать насчет люков. потом Сантехника Водоводыча немножко поругали, и он больше не о чем не просил меня, а хромал немного в далеке. все эти начальники служб и вообще все заказчики, они любят ХАЛЯВУ. все их просьбы и предложения и дружеское похлопывание по плечу нужно пропускать несколько раз через фильтр- меня где-то хотят наебать. и кстати, не знаю ни одного подрчдчика, которого не наебали в итоге, кого то крупно, кого то мелко..
15
Автор поста оценил этот комментарий

Вот поэтому и не стоит экономить на грамотном и дорогом юристе. Каждой сумме свой уровень сопровождения.

Первый вопрос, который я задаю к любой подписи, - чем уполномочен конкретный хрен на это действие.

раскрыть ветку