Как кошки стали «воплощением зла» и мишенями для инквизиции
Богиня Фрейя // Людвиг Пич, 1865 г.
Однажды Папа Римский объявил охоту на черных кошек. Один документ стоил жизни тысячам животных и, возможно, усугубил эпидемию чумы.
В германо-скандинавской мифологии есть богиня Фрейя. Ее часто изображали на колеснице с двумя кошками вместо лошадей. Эти кошачьи давно известны людям как ловкие хищники и милые питомцы. Неудивительно, что староверы сделали их символами как войны, так и любви — двух полярных сил, которые связывали с Фрейей.
В 12 веке слухи о культе богини расползлись по всей Европе. Только верующие католики трактовали их на свой лад. Дескать, нечестивцы проводят зловещие обряды, во время которых сам дьявол в образе черной кошки проникает в наш мир.
Молва дошла до Папы Римского, и Григорий IX издал буллу Vox in Rama. Документ обвинял культистов в ереси и подчеркивал связь черных кошек со злом. Началась ожесточенная охота: инквизиция и религиозные фанатики карали староверов, а заодно отлавливали и уничтожали кошек. Хотя основной целью были животные с черной шерстью, под руку охотников попадали кошки всех цветов.
Папа Григорий IX // Рафаэль Санти, 1510-11 гг.
Одним из самых опасных дней для животных стал Вечер Святого Иоанна. Считалось, что именно 23 июня ведьмы могут превращаться в черных кошек, чтобы тайком вершить зло. Животных бросали в корзины или мешки и безжалостно сжигали. Чем громче вопили кошки, тем сильнее радовалась толпа: для суеверных это были не иначе как дьявольские крики.
В помешательстве люди совсем забыли о полезной функции кошек — ловле грызунов. Популяция кошачьих сокращалась, а количество крыс росло. Вероятно, это стало одним из факторов, повлиявших на распространение бубонной чумы в Европе.
Но священнослужители стояли на своем. В конце 15 века Иннокентий VIII написал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), которая предоставляла полную свободу инквизиции в борьбе против ереси. Охота на ведьм достигла невиданных масштабов.
Вдобавок папа назвал кошек «идолами всех ведьм и любимыми животными дьявола» и велел сжигать их вместе с «нечестивыми» хозяйками. Дошло до того, что некоторые рьяные охотники объявляли ведьмами всех, кто держал кошек в домах. Напуганные люди избавлялись от питомцев, чтобы не стать жертвами фанатиков.
Кошек начали обвинять во всех бедах и срывать на них зло. Например, в бельгийском городе Ипре животных ежегодно сбрасывали с колокольни. Чем больше проблем было у города за минувший год, тем больше кошек убивали. Горожане верили, что изгоняли так злых духов. Эти зверства закончились только в 1817 году.
К счастью, научно-технический прогресс победил суеверия и сегодня кошек снова любят. С середины 20 века каждые три года в Ипре проводят парад Каттенстут — в память об умерших животных.
Источники:
1.Why Medieval Cats Approved of the Plague // nautil.us.
2. The Dark Lore of Black Cats // www.wsj.com.
У общества, где не любят котиков нет будущего!
"К счастью, научно-технический прогресс победил суеверия и сегодня кошек снова любят."
Или диавол снова стал проникать в наш мир и наши души!
Автор, а какое отношение староверы имеют к скандинавскому языческому пантеону?
Также, к XII веку страны, где существовал культ Фрейи (Дания, Норвегия и Швеция) были уже крещены. Потому привязка народных легенд о кошках к почитанию Фрейи выглядит очень большой натяжкой.
Ебана инквизиция