Как диалог сделать визуально интересным
Где должны стоять актеры? Нужно ли им двигаться в кадре? Если да, то как и куда? Вот всего лишь несколько вопросов, которые режиссеры и операторы задают себе, когда разводят сцену. Они могут показаться довольно простыми, однако первое впечатление здесь обманчиво. Видеоэссе StudioBinder рассказывает, как можно наладить диалог со зрителем, просто правильно расположив персонажей и предметы в кадре.
Как думаете, интересно ли смотреть на людей, которые весь фильм разговаривали бы друг с другом? Вероятно нет, люди бы не стали тратить деньги на такое кино. И все же они платят за это постоянно. Ведь, по сути, кино сводится к разговорам. Диалог — это один из столпов любой истории. Но как в этом случае авторам удается приковать внимание зрителей к разговорам персонажей?
Секрет кроется в правильной мизансцене, расстановке актеров на съемочной площадке. Место, которое актер занимает в кадре, очень сильно влияет на восприятие фильма. В первую очередь авторы должны следить за тремя главными составляющими мизансцены: пространством, фигурами и линиями. Если подойти к вопросу со всей тщательностью, вы сможете динамично и интересно развести любую сцену, добавив ей глубокого подтекста.
Пространство
Эта сцена начинается с мальчика Чарли, который играет зимой на улице. Вскоре камера плавно переходит на других героев, родителей Чарли, которые ведут серьезный разговор. Как можно заметить, режиссер сосредотачивает внимание на матери мальчика, а не на его отце, который находится в дальнем углу комнаты, как бы уменьшившись в размерах. Все это время Чарли остается в кадре, на заднем плане. Обратите внимание, как при помощи пространства выстраивается визуальный контраст, который передает напряжение и важность сцены.
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)
Фигуры
В киноязыке есть три базовых геометрических фигур: круг, квадрат и треугольник. Все вокруг можно расставить так, чтобы предметы соответствовали одной из них, даже если речь идет о лицах актеров.
Выбор подходящей фигуры неразрывно связан с эмоциональной подоплекой сцены. Например, круг кажется безопасным и гостеприимным, квадрат создает впечатление ограниченного пространства, словно герой оказывается окруженным со всех сторон, треугольник несет в себе агрессию, но вместе с тем в каждом треугольнике есть вершина.
Разберем сцену из «Стражей галактики». Как видно, расположение актеров формирует треугольник, вершина которого сходится на Груте. Это ироничная сцена: в то время как главные герои обсуждают, казалось бы, очень важные для истории детали, на втором плане разворачиваются ключевые события.
Анализируя свой кадр, обратите внимание на эмоциональный подтекст и фигуры в кадре, проанализируйте, куда они направляют зрительский взгляд.
Фигуры состоят из линий, о которых мы сейчас поговорим.
Линии
Не забывайте о линиях в кадре и о том, как они влияют на потенциального зрителя.
Взгляните на сцену из второй части «Крестного отца». Здесь мы видим обычный диалог между героями. Обратите внимание, что Майкл в этот момент стоит у окна — таким образом, он создает вертикальную линию -, в то время как развалившийся в кресле Фредо представляет собой почти горизонтальную линию. Именно поэтому в этой сцене мы видим напряжение между героями, особенно если учитывать особую технику монтажа. Если бы в этой сцене стояли оба персонажа, у зрителя не создавалось бы ощущения, что между ними есть разница в силе и важности. Подобная мизансцена в сочетании с особым монтажом добавляет напряжение и подчеркивает, у кого на самом деле все козыри в рукаве.
В какой-то момент Фредо приподнимается в кресле, и его линия становится чуть ли диагональной, словно герой пытается противостоять своему оппоненту. Но когда Фредо прекращает злиться, сцена возвращается в изначальное положение. Так, Майкл пересиливает Фредо и произносит свою финальную реплику: «Ты мне никто. Ты мне не брат и не друг. Я не хочу ничего знать о тебе».
Итак, для правильной расстановки персонажей очень важны все три элемента, о которых мы сегодня говорим. Тем не менее важно помнить, что сами по себе они не смогут сделать диалоговые сцены глубже, если только автор не вложит в них подтекст или не добавит контраста.
Подтекст/контраст
Если мизансцена резко контрастирует с тем, что говорят и делают персонажи, в происходящем появляется некий скрытый смысл. Благодаря ему история становится еще более глубокой.
Для хорошего визуального заявления важны не только постановка актеров, но и понимание между участниками съемочной группы: оператором, режиссером, художником-постановщиком и актерами. И в этом как раз помогает мизансцена. Она расскажет об их истинных намерениях и переживаниях персонажей.
Чтобы тщательнее спланировать сцену, пригодится раскадровка. Подумайте, что именно говорят персонажи, и включите это в нее. Обратите внимание, как люди себя ведут в повседневной жизни: как они разговаривают, как держат себя, как передвигаются. Вполне возможно, вы обнаружите для себя что-то новое. ( Источник tvkinoardio)
Просто объясните, ну очевидно же что треугольник произвольно нарисован, вершины можно было бы привязать к головам героев( грунту же привязали. Или он вообще не участник схемы? А красный качок жёлтые штаны тогда почему нет? А голова зелёной вообще за треугольником, она тоже не участвует в сцене?), можно было бы нарисовать линии как ось туловищ (у зелёной совсем не так).
Вот я нарисовал оси фиолетовым, или головы желтым. Никаких треугольников нет.
"Как видно, расположение героев образует треугольник". Блять! Три героя всегда образуют треугольник, если только не стоят в линию! Поставьте мне трёх героев не треугольником, а потом пишите такие статьи! А там даже не три героя, енот же тоже на переднем плане.
Пуунктирный белый треугольник получается враньё, а значит смысл верить остальной статье.
+Видео на нерусском языке. Переводная копипаста?
12 разгневанных мужчин. весь фильм происходит в 1 комнате. вот это шедевр
Да! Интересно: Место встречи, 2017. Идеальные незнакомцы, 2016.
есть странная особенность:
https://www.youtube.com/watch?v=Y1ytry9A0Hs
> но вместе с тем в каждом треугольнике есть вершина.
Всегда думал, что в треугольнике три вершины, а тут, оказывается, вон что.