Кабинет ораторского мастерства. Часть 6: "Как запоминать текст?"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 6: "Как запоминать текст?" Риторика, Философия, Ораторское мастерство, Ораторское искусство, Диктор, Речь, Текст, Память, Длиннопост

Здравствуй, уважаемое сообщество. Сегодня мы поговорим о способах запоминания текста. Данное качество полезно как профессиональному оратору, так и простому человеку в повседневной жизни.


Прежде чем приступить непосредственно к нашей теме, я предоставлю список интересных книг, где так или иначе затрагивается данный вопрос:


1. "Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти". Бернард Нил. (Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости)


2. "Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти". Наварро Анхельс. (Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным)


3. "Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти". Лорейн Гарри. (Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, — ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа).

***


А теперь, приступим к нашей теме. В процессе подготовки к выступлению часто приходиться запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать приходиться очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора.


Часть 1. Что нужно запоминать оратору?


Суть тренировки памяти для ораторского искусства заключается в том, чтобы научиться направленно запоминать необходимый материал для вашего выступления.


1. Особенно полезно будет запомнить следующие элементы публичной речи:


- Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.

- Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего.

- Структуру выступления. План речи, о котором говорилось во втором уроке, является важным элементом любого выступления. Он служит опорой для всей речи, и его запоминание необходимо.

- Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.

- Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.


2. Концентрация


Каждый из нас знает: то, что действительно нам интересно запоминается гораздо лучше всего остального. Это связано с тем, что мы уделяем гораздо больше внимания интересным деталям. Эти детали мы также дополнительно обдумываем, невольно строя ассоциации и повторяя их вновь и вновь. Поэтому то, что действительно нам интересно, легко запоминается. А при недостаточном интересе требуется приложить больше усилий, чтобы сконцентрироваться.


Для того чтобы пробудить свой интерес даже к не самым занимательным вещам, можно воспользоваться несколькими рекомендациями:

Во-первых, постарайтесь найти что-то полезное для себя в изучаемом материале. Не бывает абсолютно неинтересных тем.

Во-вторых, постарайтесь включить элементы игры, состязательность, личные рекорды и прочие факторы, способствующие росту вашего азарта к знаниям, которые нужно запомнить. Азарт – это сильное чувство, способное пробудить интерес даже в самых рутинных ситуациях.


3. Ассоциативное мышление


Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.


Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:


- Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

- Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

- Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

- Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

- Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

- Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

- Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

- Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

- Дополнение: зубная паста и зубная щетка.


В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:


- тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);

- фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);

- словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться)


Как развить ассоциативное мышление?


Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Сделать это можно при помощи следующих упражнений:


Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.


Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина. Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина.


Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.


Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.


Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт. Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена.


Часть 2. Повторение материала


Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически. Вот три практических совета от Хайнца Леммермана:


- Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (так как соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.


- Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше закрепляются знания, которые объединяются новыми и новыми связями. Мы связываем различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.


- При повторении делайте перерывы. (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти.


По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.


1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:


- первое повторение — сразу по окончании чтения;

- второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

- третье повторение — через 8 часов после второго;

- четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.


2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:


- первое повторение — сразу по окончании чтения;

- второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;

- третье повторение — через 1 день после второго;

- четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;

- пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

***

На этом всё, надеюсь, данный урок принесёт вам пользу. Пишите комментарии, предлагайте свои методы запоминания информации.

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

2
Автор поста оценил этот комментарий
это из серии "как пить воду:
1) берем стакан с водой
2) пьем
3) вы прекрасны"
думаю, все эти советы давно заложены в подкорке любого человека, который учил онегина в школе, хотя бы. Просто не все, кто учат тексты, осознают, что делают тоже самое уже давно и без советов.

Я так к экзамену готовилась, села учить, не могу. Нашла советы. Начала по этой методике работать. Тоже самое делаю. Только вместо 20ти минут, я отдыхала 22.3 минуты или 17.5 минут.

имхо, лучше развивать свой тип памяти. У меня, вот слуховой. Легко запоминаю то, что мне говорят. Поэтому прошу людей читать вслух, когда они учат что-то и мне это тоже надо.
Если у тебя зрительный, то смотри. Не учи, а запоминай как выглядит текст.
Механическая память? Пиши от руки.
Ну и тд
Автор поста оценил этот комментарий

Вместо чтения этого бреда - посмотрите лучше кино Джонни Мнемоник - там отлично показано как удерживать информацию в голове :-D