К вопросу о хороших мальчиках (и девочках)
Прочитал тут мнение психолога-девушки (https://pikabu.ru/story/malchiki_ne_plachut_devochki_ne_zlya...), ухмыльнулся в усы и подумал: "а ведь верит же в то, что пишет". Но - как и принято в науке - позвольте мягко несогласиться и высказать мнение по этому вопросу с позиции учителя истории и мужчины.
Вопрос не то что гендерных стереотипов, а вообще стереотипов в поведенческих моделях исторически был завязан не на обычае и не на культурных особенностях, а на квалификации людей, воплощавших конкретные социальные роли.
Грубо говоря, пользуясь примером автора - не "девочки не агрессируют", а "хорошие девочки не агрессируют". Не "мальчики не плачут", а "настоящие мужчины не плачут".
В этом и заключается суть проблемы - в постоянном сравнении себя с неким абстрактным идеалом воплощения социальной роли, с "сыном маминой подруги".
Моя задача как педагога - встретить уже готовых к средней школе детей в 6 классе и, опираясь на наличные у них компетнции (знания, умения, навыки) продолжать как учебную, так и воспитательную деятельность.
Только вот нет у них нужных психологических компетенций.
Современные дети в абсолютном большинстве случаев растут либо в неполных семьях (с одним родителем, или вообще без них), либо в семьях, которые назвать бы неблагополучными - да вот закон не позволяет.
Родители не соответствуют своей социальной роли.
Родители не учат детей, и не воспитывают - потому что сами не обучены и не воспитаны. Нельзя передать то, чего нет.
Если родители научены и воспитаны - что уже большая редкость - то они заняты самореализацией и выживанием в отнюдь не благополучных условиях российских реалий. Деньги зарабатывают, связи, влияние, положение в обществе, признание со стороны кого-либо.
Воспитатели в детских садах и учителя начальных классов ничего детям дать не могут потому, что туда идут люди вообще без педагогического образования (что хоть и незаконно, но не редкость в садиках), либо выпускники факультетов дошкольного и начального образования (куда во всех известных мне ВУЗах сливают самых бездарных и тупых студентов, неспособных ни на что).
В итоге тогда, когда ребенок должен осознать себя как личность и понять относительность оценок любых людей вокруг себя, ребенку насовывают "представления о хороших мальчиках/девочках/школьниках".
Для того, чтобы соответствовать абстрактной квалификации "хороший мальчик" нормальный ребенок должен быть ... каким?
Вот мне, например, родные женщины в детстве говорили что драться нехорошо. А если уж дерешься, то бей не больно и желательно по попе. Там, якобы, нервных окончаний меньше. Я хотел быть хорошим мальчиком, и не дрался - ладно хоть дед, заведовавший моим воспитанием с шести лет, объяснил ситуацию иначе (что причинение насилия - выход, но не единственный и не лучший).
Или вот "хороший ученик"... Быть хорошим учеником означает "хорошо себя вести", "быть вежливым и учтивым", "не обижать маленьких и девочек", "хорошо учиться" и "уступать место пенсионерам в транспорте".
Только вот "хорошо себя вести" нужно по-разному, в зависимости от тараканов в голове родителя/педагога; "быть вежливым и учтивым" нужно ко всем, включая откровенно подлых, грязных и наносящих тебе вред людей; "не обижать маленьких и девочек" при переходе в среднюю школу становится все труднее - они чувствуют свою безнаказанность за откровенно мразотные поступки и пользуются защитой учителей (в первую очередь женщин, которые в прошлом были такими же девочками и которые считают подобную безнаказанность нормой); "хорошо учиться" не так уж и принципиально нужно (на работу все равно возьмут дверцу от кухонной плиты, если она чья-то родственница); а "уступать пенсионерам место в транспорте" не хочется из-за банально хамского поведения многих современных пенсионеров.
Пока мы - как общество - не избавимся от оценочных суждений в отношении личности окружающих нас людей, поощряя/осуждая только конкретные поступки, ничего не изменить.
Пока мы - как специалисты - не признаем проблему в откровенно некорректных, вредных для психики ребенка квалификаций для социальных ролей в нашем обществе, ничего не изменить.
Пока мы - как люди - не научимся оценивать излагаемый людьми опыт, а не их личностные качества, ничего не изменить.
Так и будем вариться в соплях гнева и радости на тему того, какие мы "хорошие мальчики/девочки" или как нас кто-то посчитал "плохими мальчиками/девочками" и писать статьи о том, "как все у нас плохо".
//Адаптировано из моего выступления на педагогической олимпиаде
В чем-то она права, хотя она как-то странно пытается изобретать велосипед по поводу гендерных стереотипов и их влияния. А у вас какие-то лозунги про "мы как общество" и рассуждения про роль учителя. Гендерные стереотипы формируются в семье, но, естественно, рано или поздно они корректируются, иногда существенно, обществом. Вы говорите про разные вещи.
обращение к дверцам от кухонной плиты
боюсь не даст результата
О чём пост??? Я так понял о том, что у нас не правильно воспитывают мальчиков. Согласен на все 100. А давайте взглянем на суть проблемы.
Итак 1: в 20 веке наша страна прошла через 2 страшные войны понеся самые большие людские потери. Кого потеряли? Львиная доля мужики. Причём в основном самых пассионарных личностей мужского пола потеряли.
Отсюда вторая причина. Т.к. мужичков после войн как то стало мало, кто занялся воспитанием детей, и в частности мальчиков??? Правильно - женщины. Бабы в яслях, бабы в детсадах, бабы в школе, бабы в техникумах и ВУЗах. И на выходе что мы получили? "Хороших мальчиков" и хороших девочек (в основной массе) Профессия учитель процентов на 90 после войны стала ЖЕНСКОЙ. И это катастрофа. Побочный эффект 2-х войн. Да и по другому быть не могло. Выжившим мужикам не до воспитания детей было. Страну из разрухи надо было поднимать, а потом надо было догнать и перегнать загнивающий запад.
Ну и 3-е. Оно вытекает из 2-х пред идущих. Т.к. основную власть в образовании захватили бабы, то и всё образование, а вслед за ним и воспитание стало бабским. Думаю не стоит объяснять, что женщина по определению, не может воспитать из мальчика - МУЖИКА. С детсада мальчики задвигались на второй план. Мальчик по умолчанию всегда был не прав. Мальчик всегда должен уступать всё и везде девочкам. Девочки были на особом месте, а мальчики где то сзади.
И так продолжалось до 18 лет. И тут бац, этих "хороших мальчиков" забирают в армию. И слава богу. Если бы не армия, то у нас мужиков вообще бы не осталось. Откосить в СССР было гораздо трудней чем сейчас. Да и армия была огромной и через её горнило проходила в том или другом виде почти вся мужская половина населения. За два года службы армия делала из зелёных маменькиных сынков - настоящих мужиков. Происходила обратная перекодировка мужского сознания. Но этого было мало и не на всех действовало.
Дальше ребятки возвращались на гражданку, устраивались на работу и женились. И тут процесс шедший до 18 лет возобновлялся. Бабёнки, "правильно" воспитанные, начинали промывать мозк нашим мальчикам дальше. Женщины начали доминировать везде в том числе и в семье.
В результате этого длительного процесса, этой борьбы характеров, бабы к середине 80-х взяли верх над мужской половиной нашей страны. Настоящих волевых мужиков стало очень мало. Мужиков способных взять ответственность на себя, мужиков способных принять трудное но важное решение, мужиков способных перешагнуть через себя, через семью во имя общего блага, во имя страны. Не оказалось их к середине 80-х во власти. И рухнул СССР. Народилось поколение мужеподобной массы, безвольной массы.
Ну а с развалом СССР процесс обабивания пошел гораздо быстрей. Армия превратилась в арми. Служить стали всего год. Появилась куча отсрочек. Куча возможностей откосить. Арми с 4.5 мил. сжалась до 700 тыс. Плюс демократия, либерализм и пр. хрень также не способствовали мужскому воспитанию. К нам хлынули все людские пороки капиталистического мира. Гомики, педики и пр. ЛГБТ параша пустила здесь корни.
Особо хочется отметить алкоголизацию. Именно пивную алкоголизацию. Не для кого не секрет, что в пиве содержится куча женских гормонов - эстрогенов. Мужички - любители пивка - жиреют по женскому типу, угнетается их мужская сила.
Ну ладно, это я отвлёкся от темы. Вот так примерно выглядит проблемка воспитания "хороших мальчиков". Тут конечно я коснулся далеко не всех аспектов. Проблема гораздо более много полярна и имеет ещё кучу других проявлений. Так что сейчас на Руси с настоящим мужиком просто беда. КАТАСТРОФФФААА.