Из ученицы в учительницу

Прошел год как я проработала учительницей физики в обычной школе небольшого города. Многие учителя и гении в интернете любят говорить, что дети сейчас ну просто какой-то кошмар. Говорить какие они глупые, ничего не знают, даже не могу запомнить, например, гравитационную постоянную, а некоторые даже ускорения свободного падения. И одна из моих коллег сказала мне как-то: «Если найдешь работу лучше, то уходи, я знаю с кем мы тут работаем».

Но это не так! Дети сейчас такие же дети, как и всегда были, но кое-что в них другое. Они не хотят молчать, они хотят диалога, общения, рассуждений и доказательств всего, что вы им говорите. У них нет этих рамок, которые я вижу в тех же учителях.


Учителя не хотят это принимать, они хотят послушных овечек, которые буду делать все, что ты им скажешь, даже если это совершенно бесполезная вещь, которую ты дала им, чтоб потянуть урок и не работать. Но дети сейчас живут в другом мире, где каждый личность, и ты продвигаешься за счет своих умений, знаний, а не машинального выполнения заданий. Они уже в школе понимают, что жизнь — это не вызубренные ответы, а способность задавать вопросы и самому искать на них решения. К сожалению, многим сложно понять, что вместо того, чтоб менять детей под себя, стоит к ним прислушаться.


Мой метод преподавания очень прост ─ давать говорить детям и слушать, что они говорят. Давать им сомневаться в том, что написано в учебнике и иногда делать откровенные ошибки, после которых обязательно указывать, чтоб они никогда не верили слепо. Только так мы сможем вырастить поколение, которое не верит слепо информации. Учитель — это проводник, наставник, который несет интересную информацию…именно интересную, а не нудную и непонятную. Учитель есть человек, а не идеальное существо, которое все знает лучше тебя. Он слушает замечания и принимает их.


Такой случай был у меня. Была у меня девочка, которая знала русский язык на реальную пять, но с очень импульсивным характером. Да моя физика ей была безумно не интересна, как и многие другие предметы. Каждый раз, как она видела пропущенную запятую или неправильное окончание в моем тексте, останавливала меня и делала замечание. Я совершенно спокойно поворачивалась на экран с текстом, смотрела и отвечала: «Согласна, спасибо, что заметила». И так было несколько раз. В дальнейшем, когда я замечала свои ошибки, то не стеснялась исправить их перед всем классом, я показывала, что для меня в этом нет ничего принципиального и девочка больше думала о физике, а не о том, как бы выделиться. Вот что называю слушать и принимать замечания. И даже, если вам ужасно некомфортно внутри, ведь вы себе кажетесь повелителем вселенной (а многие учителя себя так считают), надо это пропустить и спокойно отреагировать. Тем более, когда вы не реагируете, ребенок быстро теряет интерес вас подкалывать.


Еще моя любимая тактика — это замечать то, что для них так важно. Например, если кто-то хорошо подстригся, ты обязательно говоришь: «О, у тебя новая прическа, а тебе идет!» или скромной девочке сказать: «Какая модная рубашка у тебя, очень круто!». Часто взрослые и учителя считают, что для детей важно то же, что и им, совершенно забывая, поставить себя на место ребенка. В тот возраст, когда важна каждая мелочь.


А вот про мелочи мне есть что написать. Когда я была ученицей, минут так пять от всего урока я отвлекалась на то, чтобы рассмотреть, в чем же сегодня пришла та или другая учительница. Какая обувь, какая одежда и, конечно, аксессуары. Теперь, находясь по ту сторону «изгороди» эта учесть Вирта и Грэга (кто знает, тот поймет) перешла и на меня. Каждый день сотни девочек из всей школы смотрят в чем я пришла. И это ответственность, ведь это не только способ держать лицо, но и воспитание вкуса. Я выступаю против одинаковой формы в школе и требования «белый вверх, черный низ». Мое мнение, как раз в том, что у учеников должно быть понимание внешнего вида с соответствием места. В школу, как социальное учреждения с определенным порядком, мы одеваемся сдержанно и классически. Но эта же сдержанность может включать в себя множество оттенков, стилей и образов. Ведь эта самореализация подростков, воспитание в нем самостоятельности в выборе внешнего вида.


При работе с детьми, одну из тактик я бесстыдно взяла, по-моему, с норвежской системы образования: никогда не озвучивать оценки на весь класс. Наша система образования держится на сравнении, лучших и худших. Часто можно слышать ужасную фразу от родителей к ребёнку: «А вон у твоего брата говорить/танцевать/вырезать получается лучше, чем у тебя» или «Вон твои одноклассники давно взялись за ум и начали готовиться к экзаменам». Поистине, ужасные фразы. Часто именно сравнения вызывают комплексы, депрессии у детей. И оценки являются таким вот сравнением себя с кем-то лучшим, что вызывает расстройство или с кем-то худшим, что вызывает часто злорадство. Чего у нас в обществе довольно-таки много. Оценка за работу — это лишь оценка себя, на сколько ты понял материал, какая у тебя динамика по этому предмету. Хотя публичную хвальбу я использую, особенно от удивления. Это как раз та же тактика замечать, что для них важно. Ведь, если твоя стандартная оценка по физике три, а вдруг ты видишь красивенную пять, то это же такой праздник и учиться становится на много приятнее.


Как вам мой пост? Нравится вам или нет? Стоит ли продолжать?

19
Автор поста оценил этот комментарий

Из ученицы в учительницу

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
15
Автор поста оценил этот комментарий

Вы большая молодец) Именно таких чутких и понимающих учителей, выполняющих изначальную свою функцию путеводителей для детей, не хватает на сегодняшний день.

раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий
Коллега, согласна с вами по всем пунктам, кроме одного. Не со всеми детьми прокатывает не реагировать на их провокации. По молодости тоже считала, что достаточно не обращать внимания на какие-нибудь выходки и ученик перестанет. Но, бывали случаи, что ребёнок не унимался, а меня после урока трясло от нервов. С возрастом я начала таких троллей сразу пресекать, кого в ответ троллила, кого достаточно грубо прерывала и т.п. О чудо, дальше все было хорошо. Но, может, это дело в моей импульсивности.
раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий

Какое кошмарное количество орфографических и грамматических ошибок :) Учитель-недоучка.

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий
Побольше бы таких учителей, мне большинство оценок в школе занижали потому что я спорил с учителями и если с физикой/математикой сложно спорить, то такие предметы как история /общество там просто навязывают одну точку зрения, не давая детям думать...