История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1.

По просьбам трудящихся, постарался рассказать о восстановлении мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. К сожалению, когда шла работа своего цифрового фотоаппарата у нас не было поэтому снимали на пленочную "мыльницу" и фотографий сохранилось немного. Крупные планы делал фотограф на открытии мотосезона в нашем городе. Остальные фотографии готового мотоцикла можно посмотреть в моем предыдущем посте.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Начну наверное с небольшого рассказа, как появилась вся эта идея с реставрацией. На тот момент у меня был советский мопед Верховина-3 и мотоцикл Иж Планета-4. Планету мы так же разбирали до винтика, красили, собирали и все это зимой, в 2008-ом году, за два года до получения мной прав. Поэтому опыт подобной работы уже был. Как то на даче Батя поделился воспоминаниями о своем детстве. У соседа напротив, был Иж-49, а своего мотоцикла у них тогда не было и он очень мечтал о таком же Иже. Тогда мы и подумали, а почему бы нам не попытаться найти его сейчас?

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Начались поиски, дали объявления в газеты, спрашивали друзей и знакомых из деревни, повесили объявление на местном "блошином рынке". Через пару месяцев удалось найти два мотоцикла, а в процессе работ еще один. Документы были только к одному мотоциклу(он же на всех фото), поэтому решено было на его раме и собирать.


На фото мотоцикл только, что привезли из ГИБДД, вечером он уже был разобран на узлы и агрегаты.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Хозяин рассказал, что мотоцикл пролежал всю зиму в огороде под снегом, а весной он его перекатил в загон для свиней и вообще через пару недель он собирался сдать его в металлом. Мотоцикл был куплен за 5 т.р..

На металке ему бы конечно намного меньше дали, но тогда нам было не до торгов.


Первым делом нужно было его разобрать и отмыть. Мыть решили на автомойке, по частям, но хозяин автомойки сказал, что он потом весь "ангар" будет отмывать от этой смеси грязи, песка и автола. Поэтому, только налил нам странную жидкость под названием "дека" и сказал, что сами ей все легко отмоете. Особенно хорошо ей отмывались детали двигателя, половины картера и крышки по бокам. Отсюда и такой блеск поверхности. Оставленный мной раствор этой гадости даже проел цинковое ведро со временем.

На фото я мою карбюратор, амортизаторы и еще кое-какие мелочи бензином)))

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Далее проварили раму, у 49ого она является слабым местом, особенно заднее крепление двигателя и швы. Подправили вмятины, заварили трещины на крыльях, во общем готовили детали, которые после покраски следует сушить в камере. Красить отдали на ремзавод. 


Пока шла покраска, решили делать двигатель. Разобрав мотор, обнаружили в картере перемешанную воду с маслом. Естественно подшипники и сальники почти все на замену, благо найти их проблем нет, потому, что в Планетах стоят точно такие же. Повезло с коленвалом, нижняя шейка шатуна не выношенная, без люфта. Поразила выработка цилиндра, на мотоцикле стоял родной именно 49ошный чугунный цилиндр без окон (на последующих Иж-56 с окнами для чистки каналов) и на нем было всего пара мелких задиров. После расточки цилиндра, начали собирать двигатель, в инструкции сказано соединять половины двигателя используя какой-то лак и металлическую пудру, но мы посадили на краску, что в принципе тоже надежно. 


На фото Батя настраивает зажигание по самому тогда современному для нас методу, "по Цешке"))

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Коробка передач вообще была в идеальном состоянии, у них она обычно проблем не доставляет. Повезло с барабаном сцепления, попался в хорошем состоянии. На них ставили барабаны с однорядной цепью, а на последующих мотоциклах ставились двухрядные. То есть если он изнашивается нужно искать именно от 49ого, новые просто не влезут по ширине.


Пока основное "железо" было все еще в покраске, ремонтировали переднюю вилку и задние амортизаторы. Сальники вилки были довольно подношены, но они не такие как на планете, поэтому пришлось просто немного поджать пружинки на них. Гнутые перья вилки заменили ровными со второго мотоцикл. Заднюю свечную подвеску имели в то время не все иностранные мотоциклы, а на нашем Иж-49 она была. Амортизаторы конечно дубовые, но с учетом сиденья на пружине, довольно мягко идет по проселочной дороге. Мы их разобрали промыли, заменили втулки и покрасили корпуса.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Вообще искать оригинальные запчасти трудно. Некоторые не нашли до сих пор, например родной текстолитовый сигнал и переключатель света на руле. (поставили похожее от Явы 6V) Долго искали центральную подножку, и грузики опережения зажигания. У кого был советский двухтактный мотоцикл (все кроме Урала и Днепра) наверное помнят как из-за раннего зажигания кикстартер мог ударить обратно в ногу при попытке завести мотоцикл. Так вот на Иж-49 стоял центробежный регулятор, который должен был устранять это явление. Перед запуском стояло позднее зажигание (мотоцикл не "лягнет"), а после запуска грузики под действием центробежной силы разбегались, сдвигали кулачок и устанавливали нормальное опережение. На Иж-56 и далее его убрали, по непонятным причинам.

На фото тот самый автомат.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Наконец привезли детали из покраски. Красили только в черный цвет, но надо было нарисовать цировки (это серебристые полоски на баке, раме и крыльях) и самое главное надпись "ИЖ" слева на баке.(Крупный план на первой фотографии) Пришлось повозиться, это наверное была самая нудная часть работы. Долго и упорно обклеивали лентой для аэрографии, а потом красили. Хотя конечно работали не зря, на мой взгляд получилось очень красиво.

Отличительная черта 49ого, рычаг КПП на баке. Передачи можно переключать и рукой и ножным рычагом, как обычно. 

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

На сегодня все. В следующий раз расскажу о восстановлении электропроводки и электрооборудования, сборке мотоцикла, доводке и настройке двигателя.

Надеюсь вам понравился мой рассказ)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Центробежный регулятор служит не столько для устранения лягания, сколько для задания оптимального угла опережения зажигания во всех режимах работы двигателя. Интересно  получается, Иж-49 был последним мотоциклом с таким регулятором, на последних Ю5/П5 его так и не было.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Подписался, жду статью про электрику. Цировки делали сами, или заказали вместе с покраской? Пришлось ли что-то хромировать? Чем защищали двигатель после очистки?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
А переключение передач при помощи ручки на баке с выжимом сцепления осуществляется или без?
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Прохладная история =)

Автор поста оценил этот комментарий

Всё бы хорошо, но зачем вы "половинки двигателя" посадили на краску? Ладно бы на худой конец герметик взяли, но краску то зачем? ну или бы прокладку из паронита вырезали...

раскрыть ветку