История строительства Панамского канала

Панамский канал не зря называют восьмым чудом света. Этот шедевр инженерной мысли – один из самых напряженных, протяженных и сложных в исполнении искуственных водных путей в мире. Да и вряд ли еще какое-либо инженерной сооружение на Земле имеет такую богатую и драматическую историю.


Панамский канал значительно превосходил все существовавшие к тому времени водно-технические сооружения — и по масштабу земляных работ, и по сложности прокладки трассы. Крупнейшие каналы — Суэцкий и Кильский — пересекали низменные равнины. Панамский предстояло проложить по пересечённой местности.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

В изучении уникального строительства в зоне Панамского канала было заинтересовано правительство России. С этой целью в район работ оно направило видных российских инженеров путей сообщения: в 1911 году — Тимонова, а в 1913-м — Ляхнитского. Их подробные отчёты были изданы в Санкт-Петербурге. На многие годы они стали бесценной информацией для российских инженеров, проектировавших и строивших каналы и шлюзы в России.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

В своей книге «Мировой водный путь Всеволод Тимонов подробно описывал строительство. «Земляные работы составляют более половины всех работ. Американцы внесли в это дело присущую их национальному характеру черту спорта. Быстрота, отчётливость действий в огромной степени повышают производительность. Землесосы работают круглые сутки, останавливаясь только для исправлений. Разрыхление грунта производится обыкновенно посредством взрывов. Для удаления грунта проложена сеть железных дорог. Выемка в районе горы Кулебра является самой большой, когда-либо исполнявшейся в мире. Её размеры так громадны, что в высоту в неё поместился бы Кёльнский собор.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

Этот грандиозный проект осуществляли более 75 тысяч рабочих. 20 тысяч из них погибли под завалами и от тропических болезней. Строительство Панамского канала закончилось к середине 1914 года. С этого момента Северную и Южную Америку разделили смешавшиеся в канале воды Атлантического и Тихого океанов. На его строительство потрачено примерно 400 млн долларов. Канал заменил долгий и опасный морской путь в обход мыса Горн. Первый пароход через Панамский канал прошёл 15 августа 1914 года.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

Панамский канал отличали совершенно новые в мировой практике средства безопасности. Было решено: суда не станут проходить через шлюз собственным движением, а их будут передвигать особые электрические локомотивы, ходящие вдоль шлюза.


Общая длина канала 82 километра, его ширина колеблется от 150 до 300 метров, глубина — от 15 до 26 метров. Фарватер не прямой, а извилистый, поскольку в значительной мере следует прежнему руслу реки Чагрес. Обычно для прохода через канал судну требуется 8—9 часов. Пропускная способность канала — до 50 судов в сутки. Ежегодно по Панамскому каналу проходит около 14 тысяч судов.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

Практически в самом центре канала находится гора Кулебра. Именно здесь и был самый трудный участок строительства, который потребовал больше всего усилий. Суда проходят 11 километров между двумя крутыми и отвесными склонами высоких холмов, возвышающимися на 50—60 метров.


Подъём, а потом опускание судов на высоту 26 метров над уровнем океана производятся с помощью трёх ступеней шлюзов. Длина шлюзовых камер — 305 метров, ширина — 33,5 метра. Шлюзы двойные, так что по ним могут проходить одновременно суда в оба направления. Сегодня, как и много лет назад, суда проводят через шлюзы электровозы.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

Число людей, обслуживающих работу Панамского канала, сравнительно невелико — всего 10 тысяч человек.


60% всех перевозимых через канал грузов имеют своим происхождением или назначением порты Атлантического или Тихоокеанского побережья США, 20—22% — порты Европы, 4,5% — Японии.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

Панамский канал сократил в 3 раза морские пути, обслуживающие Американский континент. Например, путь из Нью-Йорка до Эквадора почти по прямой равен 6006 километрам вместо 19,5 тысячи километров вокруг континента. Тихоокеанские порты США получили кратчайшие морские пути к атлантическим портам стран Латинской Америки и к европейским портам. Очень важна роль Панамского канала и для стран Латинской Америки, он значительно сокращает пути между странами Атлантического и Тихоокеанского побережий и тем самым облегчает экономические связи между ними.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

До 31 декабря 1999 года Панамский канал полностью принадлежал США. Не только сам канал, но и десятимильная зона вокруг него — зона Колон. На этой территории Панамы почти весь ХХ век размещались воинские подразделения и вспомогательные службы, учебные центры и аэропорты, жилые здания и электростанции, то есть всё то, что должно обеспечивать нормальную комфортную жизнь 35-тысячного корпуса американской армии и гражданских лиц, обслуживавших канал. В качестве компенсации США в 1903 году единовременно уплатили Панаме 10 млн долларов и далее ежегодно выплачивали арендную плату за пользование Панамским каналом 250 тысяч долларов.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост

Политическая ситуация в США и настойчивая позиция президента Панамы генерала Омара Торрихоса привели к тому, что 7 сентября 1977 года президент США Д. Картер и президент Панамы Омар Торрихос подписали договор о статусе Панамского канала, который предусматривал возвращение 31 декабря 1999 года зоны канала под юрисдикцию Панамы.

История строительства Панамского канала World of building, Сооружения, Строительство, Архитектура, История, Панамский канал, Инженер, Шлюз, Длиннопост
Источник: Журнал о строительстве World of building (https://vk.com/world_of_building)

World of building | Сооружения

511 постов3.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Размещайте самые интересные и увлекательные посты, выбирайте самые красивые сооружения и приглашайте друзей.


На всё воля модераторов!


Бан можно получить:

За оскорбление участников сообщества!

За регулярное сеяние холивара в комментах!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Хочу обратить внимание на тот факт, что большая часть рабочих погибла от малярии еще до прихода американцев, при первой попытке постройки, еще французской.

раскрыть ветку