История создания саундтрека к одному из культовых сериалов

История создания саундтрека к одному из культовых сериалов Саундтрек, Секретные материалы, Зеленые человечки, Длиннопост

Крис Картер, режиссёр «Секретных материалов»: «Что вас больше всего пугает в сериале, так это не то, что вы видите, а то, что вы слышите».

История создания саундтрека к одному из культовых сериалов Саундтрек, Секретные материалы, Зеленые человечки, Длиннопост

Марк Сноу - американский композитор

Если верить композитору Марку Сноу, то создание саундтрека «Секретные материалы» было связано с целой цепью удачных случайностей.
Во-первых, композитора хорошо знал исполнительный продюсер сериала — Боб Гудвин. Во-вторых, в отличие от прочих кандидатов, Сноу жил недалеко от дома режиссёра — этот довод и стал решающим. Встречаться и общаться, действительно, пришлось часто, ведь задача была поставлена непростая.

История создания саундтрека к одному из культовых сериалов Саундтрек, Секретные материалы, Зеленые человечки, Длиннопост

Дело в том, что Картер хотел для своего сериала очень нетрадиционную музыку. Чтобы никаких оркестров, никакой эмоциональности, никакой банальной мелодичности. По замыслу режиссёра, создавать мистическую атмосферу «не от мира сего» надо было, прежде всего, с помощью необычных звуков и шумов.
Сноу делал набросок за наброском, Картер его хвалил: «Это чудесно…». Однако в конце всегда добавлял: «…Но это не совсем то…».
После одной из таких встреч, когда режиссёр предложил всё начать «с чистого листа», у композитора опустились руки. В буквальном смысле этого слова. Он опёрся локтем на клавиатуру синтезатора «Протеус-2» и случайно включил эффект задержки звука. Внезапно по комнате разнёсся тот самый, постепенно затухающий, аккорд, который и стал отправной точкой знаменитой композиции.

История создания саундтрека к одному из культовых сериалов Саундтрек, Секретные материалы, Зеленые человечки, Длиннопост

Теперь оставалось придумать некую «немелодичную мелодию», которая бы склеила эти звуки в единое целое.
Тут надо сказать, что Картер постоянно приносил Сноу множество дисков с записями — от академического авангарда до рок-музыки и экзотического фольклора, всё, что могло направить композитора в русло заданной концепции.

Крис Картер: «И однажды — не знаю, имело ли это прямой эффект — я отправил ему песню группы THE SMITHS, в которой было что-то вроде „плачущей“ гитары (имеется в виду песня „How Soon Is Now?“ из альбома 1985 г. — С.К.). Я думаю, это могло отразиться на нашей музыкальной теме. Так вот, я тогда подумал, что это был классный мотив, потому что, в первую очередь, он был не совсем мелодичным, и я мог представить себе взвод бойскаутов, сидящих вокруг костра и насвистывающих эту мелодию».

The Smiths - How soon is now: https://youtu.be/hnpILIIo9ek

История создания саундтрека к одному из культовых сериалов Саундтрек, Секретные материалы, Зеленые человечки, Длиннопост

Прежде чем найти нужную мелодию, Сноу перебрал на синтезаторе множество инструментов — скрипки, флейты, трубы, голоса, но всё это звучало либо слишком просто, либо слишком чрезмерно. Одним из последних эффектов оказался так называемый «Свист Джо». Поначалу звук показался композитору дурацким, но чем больше он его пробовал — тем больше ему нравилось. В контексте композиции свист неожиданно зазвучал не легкомысленно, а жутковато, как будто доносился из параллельной реальности. А тут ещё зашла жена композитора — Глинн — и сказала: «Какой интересный звук!»

Марк Сноу: «Она очень хорошо свистела, поэтому я предложил: „Почему бы тебе не подсвистывать? Это даст звуку дополнительную изюминку“».

История создания саундтрека к одному из культовых сериалов Саундтрек, Секретные материалы, Зеленые человечки, Длиннопост

Смешав свист жены и синтезатора, Сноу доработал композицию и показал Картеру. Хотя режиссёр так и не услышал ожидаемых «плачущих гитар», результат его удовлетворил, и он, наконец-то, сказал «Да».
На этом работа Сноу над саундтреком не закончилась. Он заслужил кредит доверия и остальной материал сочинял уже без дотошного контроля. В результате музыка в «Секретных материалах» занимала в каждой серии около 38 минут, в отличие от привычных для сериалов 12-ти. Интерес же к главной теме сериала не падал ещё очень долго. Спустя три года после премьеры ремикс «X-Files Theme Song» издадут на сингле и он займёт 2-е место в Британии.
Свои версии композиции сделают такие музыканты, как Майкл Олдфилд и DJ Dado. Появится даже исполнение а-капелла: Мелодия настолько срослась с сериалом, что стала настоящим музыкальным клише для иллюстрации всего загадочного и потустороннего. В этом качестве она и используется в других фильмах — правда, подаётся, как правило, в пародийном ключе. Интересно, что когда в 2015 году сериал воскресили, то Сноу попытался перезаписать новую версию главной темы, используя те же самые эффекты, но по непонятным причинам не смог добиться аналогичного звучания. И новый сезон пошёл в эфир с доброй старой фонограммой 1993 года.

Ссылка на полную версию саундтрека на Ютуб: https://youtu.be/5pcEklZvLT8

Автор: Сергей Курий 
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/79028/
© Shkolazhizni.ru

22
Автор поста оценил этот комментарий
сериал показывали по ночам и каждый раз я ждал под одеалом конца заставки, так как она вместе с саундтреком была уж слишком жуткой
раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий

Из "секретных материалов" музыка не не страшная, а таинственная. Как по мне, самая жуткая музыка из 90-х - заставка "Криминальной России", до сих пор волосы дыбом встают.

раскрыть ветку
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
5
Автор поста оценил этот комментарий

Музыка получилась жуткая, когда был пездюком страшно было смотреть  заставку